Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Курск. Выставка произведений Владимира Шкалина. Выставочный зал «Звёздный». 15.05-10.06.2018

В мае 2018 года Владимир Шкалин, заслуженный художник Российской Федерации, отметил свой 75- летний день рождения открытием выставки акварельной живописи в выставочном зале «Звёздный» г. Курска, которая проходила с 15 мая по 10 июня.

 

Прошло более 55-ти лет с того времени, когда совсем молодой художник Владимир Шкалин, окончив художественно-графический факультет Курского педагогического института, начал самостоятельную творческую жизнь.

Сегодня Владимир Гаврилович Шкалин – признанный мастер акварельной живописи и острого графического видения, заслуженный художник Российской Федерации, лауреат премии имени Александра Дейнеки. Его лучшие произведения находятся в музеях, частных коллекциях России и за рубежом.

Работая в области акварельной живописи и станковой графики, он создал интересные серии и циклы, вошедшие в золотой фонд курской художественной школы и российского искусства последней четверти XX и начала XXI веков. Именно в эти годы творческое устремление Владимира Шкалина было направлено на совершенствование средств художественной выразительности, передающих богатый внутренний мир художника, которым он щедро делится со своим зрителем.

Секрет его творчества состоит ещё и в том, что визуальное впечатление от каждой его работы плавно переходит в сердечное прочтение увиденного. А такая «магия» передаваемых чувств, как известно, доступна только Мастеру.

Владимир Гаврилович Шкалин родился 5 мая 1943 года в Туле, в обычной русской рабочей семье, где почитали и уважали труд. Он рано начал рисовать, и его увлечение поддержал старший брат Николай и сосед – художник Николай Дудинов, советовавшие ему серьёзно заняться рисованием. Первые успехи школьника были отмечены Н.П. Крыловым (Кукрыниксы), курировавшим художественную студию Дворца культуры «Серп и Молот» в Туле. Похвала известного художника придала Володе уверенность и желание учиться дальше. В 1962 году он поступает на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута. Однако с первого курса будущего художника призвали в ряды Советской Армии. Отслужив на Северном флоте 4 года, положенные в то время, Шкалин возвращается в Курск и продолжает учёбу в институте. Его педагогами и наставниками были талантливые художники – Алексей Наумов, Николай Маршалков, Василий Ерофеев и другие, вносившие яркую творческую атмосферу в жизнь художественно-графического факультета. Приобретённые в годы учёбы навыки работы с натуры, умение точно рисовать, строго и уверенно строить композицию, сохраняя живописность акварельных листов, проходят через всё творчество мастера.

Он активно участвует в зональных, республиканских, всесоюзных выставках, часто выезжает в составе творческих передвижных групп акварелистов в живописные, представляющие большой интерес для художников, места России: Кольский полуостров, Валдай, Кавказ, Крым, Подмосковье, Север; за рубежом – Польша, Болгария, Германия. Всё это в полной мере способствовало дальнейшему формированию его профессионального мастерства. Значительным событием в жизни Шкалина стала творческая работа под руководством народного художника РФ Василия Ивановича Ерофеева в колхозе им. М.В. Фрунзе Горшеченского района Курской области (1972-1973), на основе которой были созданы графические произведения о жизни и труде колхозной деревни и портреты участников Великой Отечественной войны. В 1975 году Владимир Гаврилович Шкалин был принят в члены Союза художников СССР и в том же году удостоен Почётного Диплома Академии Художеств СССР за цикл графических листов. В 1976 году он получает звание лауреата премии ЦК ВЛКСМ за творческие успехи на III Республиканской выставке «Молодость России».

В 70-80-х годах определились особенности художественного языка Владимира Шкалина. Если его графические работы были выполнены в обобщённой манере, то акварельные – в более мягкой и спокойной. В них ощущается уверенная и крепкая рука мастера и врождённое чувство композиционной логики. «…Всё увереннее заявляет о себе мастер лирико-поэтических интонаций, подлинный виртуоз акварельной техники, пейзажист В.Г. Шкалин. Он умеет передать тишину летнего вечера за околицей села и сутолоку колхозного двора, разгул осенней распутицы и вечную тревогу одинокого сигнального створа на Ладоге…». Так писали о его акварелях искусствоведы Леонид Брынцев и Михаил Заутренников в юбилейном издании «Художники курского края» (2006).

В акварельных сериях, которые он начал создавать почти с начала творческой деятельности, развивается тема пейзажа. В известных циклах «По Северу» (1976-1986), «Курский край» (1979-1996), «По Кольской земле» (1984), «Горячий Ключ» (1986), «Крым прибрежный» (1987-1994), «Псков» (1990) и других художник не только фиксирует свои личные наблюдения – он размышляет и стремится выстроить из отдельных изобразительных фактов сложный, очень точный и конкретный образ природы. Акварели написаны почти все с натуры, но художник не следует ей тщательно и скрупулёзно, а трансформирует увиденное, стремясь к выразительности своих композиций, что сохраняет жизненность и убедительность картин. Отказываясь от подробностей, которые в какой-то мере могут нарушить стройность задуманного образа, он приходит к условности и обобщённости композиционного решения. Его акварельные пейзажи привлекают живостью, позитивным восприятием жизненных наблюдений. За внешней скромностью и простотой сюжетов ощущается поэтическое видение и одухотворённость.

Особенно важной и интересной страницей творческой биографии Владимира Гавриловича стала преподавательская деятельность на художественно-графическом факультете Курского государственного университета. Профессор Шкалин посвятил ей более 30 лет. Обучая студентов художественному мастерству, стремился развить в них творческую индивидуальность, исключить возможность подражания, внимательно следил за их творчеством после окончания университета. Многие его ученики стали членами Союза художников РФ, но по-прежнему ценят мнение своего учителя и считают его для себя самым авторитетным.

Являясь членом Правления Курского регионального отделения Союза художников РФ, Шкалин ведёт большую общественную работу. С 1996 по 2000 годы возглавлял Объединение молодых курских художников, много лет назначался председателем Государственной аттестационной комиссии в Железногорском художественном училище, был постоянным членом жюри городских детских и молодёжных творческих конкурсов.

Среди коллег по искусству у него устойчивая репутация мастера акварели. Поэтому его ежегодно приглашают принять участие в пленэрах творческих Союзов Брянска, Липецка и Воронежа, которые проводятся в живописных местах этих областей. Так, Липецкие пленэры организовываются в исторических местах – Древнем Ельце, Святом Задонске, городе-крепости Усмани, Тербунах, Становом, Лебедяни и петровской крепости Раненбурге. Воронежские «Академические пленэры» связаны с именем великого русского художника-передвижника И.Н. Крамского, уроженца г. Острогожска, и проходят на его родине, где ежегодно работают известные российские мастера, народные художники РФ – академики Олег Савостюк, Любовь Савельева, Владимир Пименов, Раиса Лебедева, заслуженные художники РФ – Павел Золотов, Андрей Дубов, Анатолий Костяников, Сергей Гулевский, Александр Лавров, Ирина Токарева, Александр Золотых, заслуженные деятели искусств Воронежской области – Николай Третьяков, Вячеслав Знатков и другие. Акварели Владимира Шкалина, созданные на пленэрах в начале нового тысячелетия – «Острогожское Белогорье» (2012), «Осенний дворик» (2013), «По земле Острогожской» (2014), «Меловой карьер в Копанище» (2015), «Осень в Н. Осиновке» (2016), «Рамонские мотивы» (2017) и другие украшают залы музеев и учреждений культуры Брянской, Липецкой, Воронежской, Сумской областей. В одном из своих интервью Владимир Гаврилович говорил: «…Без пленэров не представляю себя как художник. Смысл работы на пленэре в ожидании чего-то нового, в развитии мастерства, тренировки художественного видения. Здесь можно экспериментировать, собирать материал для последующих произведений или создавать «на листе» композиционно решённую картину, уже не требующую дальнейшей доработки в мастерской…». Цикл созданных акварелей разнообразен: в них Шкалин ставит задачу передать многогранные состояния природы и умело этого добивается, выбирая то ясный, то ветреный, то дождливый день. Он не только любуется природой, но и создаёт реальный мир, преображённый по законам искусства. Свободной тонкой акварельной живописью художник добивается впечатления подвижности и внутренней динамики каждой композиции, а широкие мазки, размытость пятен делают их живыми, эмоционально-поэтичными, что присуще подлинным произведениям искусства.

За творческим ростом Владимира Шкалина многие годы следят его земляки. В 1999 году в Тульском выставочном зале была организована персональная выставка, получившая большой резонанс среди зрителей и художников-туляков. Вот, что писала журналист Светлана Левченко о его выставке в газете «Тульские известия» (№ 161 от 27 июля 1999 г.): «…Шкалин не просто демонстрирует виртуозное владение акварелью как особой техникой, находящейся на грани живописи и графики. Для него работать в этой технике – всё равно, что жить и дышать. До такой степени его творения естественны. Акварель стала для него образом жизни, способом существования, материализацией пережитого, перечувствованного, передуманного. Разработанный им язык акварели преобразует всё увиденное. Нет, всё остаётся реальным, узнаваемым, точным, но всё опоэтизировано. Всё увиденное анализируется и воспроизводится на бумаге через блеск и сияние акварельных красок. Они мерцают на листах Шкалина как драгоценные камни. Он дробит природные формы с помощью цветных капелек воды, которые и есть акварель. Только через их призму он и видит мир… Он умеет находить мотивы, понимает их как некие темы, образы мира, которые он, как художник, может интерпретировать. Он творит естественно и органично, его яркие краски не кажутся насилием над природой… Владимир Шкалин – из плеяды тех нешумных, не стремящихся к модному эпатажу мастеров, которые ведут искусство вперёд, к новым формам, новым вершинам и достижениям…»

Щедро наделённый свыше талантом и удивительной работоспособностью, Владимир Гаврилович Шкалин и сегодня продолжает радовать нас своим творчеством. Ярким доказательством этого стала недавняя персональная выставка его произведений, которая вновь покорила зрителей высочайшим мастерством художника, его умением передать красоту окружающего нас мира и духовное видение истинных человеческих ценностей. Эта выставка также продемонстрировала высокий творческий потенциал Владимира Шкалина, что позволяет ожидать от него новых серий акварельных и графических работ.

Луиза КАРКАВЦЕВА

Искусствовед,
член Союза художников России,
член Ассоциации искусствоведов России.