Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
приглашает посетить выставку:
«Образ Востока в русском искусстве первой половины ХХ века»
Где: Саратов, ул. Радищева, 39
Когда: 26 июня – 14 сентября 2014 года
Часы работы: 10.00 – 18.00 (четверг: 12.00 – 20.00); выходной – понедельник
Телефон для справок: 26-16-06
В масштабном выставочном проекте, посвященном образу Востока в творчестве русских художников первой половины XX века, приняли участие Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Государственный музей искусства народов Востока, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. На выставке также будут представлены полотна из известных московских частных коллекций В.А. Дудакова и М.К. Кашуро, Т. Таирова. Экспозицию живописи и графики дополнят произведения декоративно-прикладного искусства Средней Азии (из фондов центра «РОСИЗО»).
Сокровища Востока – будь то роскошные ковры, живительные оазисы или же духовное знание – с давних времен завораживали Европу. Творческие и научные поездки в социалистические республики Средней Азии оставили заметный след в живописи отечественных мастеров первой половины XX века. Для многих из них земли Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана не только стали источником вдохновения, но и подарили забытое ощущение свободы творчества.
Путешествия по заволжским степям в 1908-1912 годах знаменовали наступление нового этапа в искусстве мастера «саратовской школы» живописи, участника выставки «Голубая роза» Павла Кузнецова. В образах местных жителей, чей повседневный труд совершается под куполом бесконечно глубокого неба, он выразил накопленную поколениями мудрость народа и свою мечту о слиянии человека с природой. В восточных натюрмортах Кузнецова, как и других «голуборозовцев» Петра Уткина и Мартироса Сарьяна, символистская отвлеченность и обобщенность образов сочетаются с поисками декоративного решения избранного мотива.
Уроженец Хвалынска Кузьма Петров-Водкин, посетивший Среднюю Азию в 1921 году в составе научной экспедиции, рисует близкий саратовцам образ сказочной страны – миража. Она тонет в мареве света и населена людьми, чьи одухотворенные лица совершенны как лики святых.
Богатство материального мира Востока – яркие краски, «хаотичная» застройка азиатских городов – питало колористические и формальные эксперименты ведущих мастеров группы «Бубновый валет». Сочные цвета и формы, передающие живую плотность вещи, сообщают натюрмортам Ильи Машкова повышенную эмоциональность. В динамичных архитектурных пейзажах Аристарха Лентулова на глазах у зрителя «растут», нарушая законы пространства, стремясь обогнать друг друга, замки, мечети и скромные домики. Виды Самарканда и графические портреты Роберта Фалька конца 1930-х – начала 1940-х годов демонстрируют изменение стилистики, коснувшееся практически всех членов объединения, более строгое отношение к натуре.
Подобный перелом в творчестве пережил и Александр Волков – один из основоположников современной художественной культуры Средней Азии, вернувшийся в родной Туркестан после учебы в Академии художеств. В своих работах, отмеченных влиянием кубофутуризма, он новаторски трактует традиции восточного искусства – условность и орнаментальность. Полотна конца 1920-х – 1930-х годов сам мастер назвал «простыми, яркими и понятными картинами, связанными с современностью».
В эпоху социалистического строительства художник и его единомышленники, входившие в так называемую «Бригаду Волкова», воспевают созидательный труд народов Средней Азии. Произведения Николая Карахана и Павла Щеголева лишены бытовизма. Монументальные образы рабочих и крестьян придают запечатленным событиям мировую значимость. Более лиричным мастером «бригады» был превосходный колорист Урал Тансыкбаев.
Восток Льва Крамаренко и Ирины Жданко пленяет чистыми свежими красками, игрой света в дрожащем воздухе и ощущением непрерывности жизни, вечного движения. Супруги-художники путешествовали по Средней Азии в 1934-м и 1935-м годах, а в начале 1940-х – жили в эвакуации в Самарканде, не переставая восхищаться гармонией восточного мироустройства. Представленные на выставке графические произведения мастеров принадлежат Государственному музею искусства народов Востока, куда в начале 1990-х годов Ирина Жданко передала художественное наследие супруга, а также коллекцию среднеазиатской керамики.
Посетители выставки смогут увидеть признанные шедевры живописи первой половины XX века: «Натюрморт с сюзане» (1913) и «Портрет Е.М. Бебутовой» (1922. Обе – ГТГ) Павла Кузнецова, «Шах-и-Зинда. Самарканд» (1921. ГРМ) Кузьмы Петрова-Водкина, «Продавцы фруктов» (1928. Государственный музей искусства народов Востока) Александра Волкова. Радищевский музей покажет произведения ведущих мастеров «саратовской» школы живописи – «Мимоза» (1909) и «Натюрморт» (1911) Петра Уткина, полотна из «степной» серии Павла Кузнецова, а также работы представителей объединения «Бубновый валет» Ильи Машкова («Натюрморт». 1912-1913), Роберта Фалька («Турецкие бани в Бахчисарае». 1915), Аристарха Лентулова («Старый замок в Крыму. Алупка». 1916). Импрессионистические пейзажи Павла Бенькова («Крытый базар в Бухаре». 1930-е; «Подруги (Письмо с фронта)». 1941; «Дворик». 1947) позволят зрителям ощутить сказочную прелесть Востока – страны солнца и неги.
Елена Шкута,
научный сотрудник отдела русского искусства
СГХМ им. А.Н. Радищева