Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

Английская гравюра XVIII-XIX веков из папок коллекционеров Клуба любителей графики.


Романова Елизавета Петровна
Штеренгарц Рафаил Яковлевич

C 10 по 25 октября 2013 года в ГВЗ «Ходынка» состоится выставка, содержание которой отражено в названии статьи. Выставка организована ГВЗ «Ходынка», Ассоциацией искусствоведов (АИС) и Клубом любителей графики.
Наш «Клуб» — это собрание единомышленников, любителей изобразительного и, более всего, графического искусства. Этой любовью к графике мы хотим поделиться с посетителями выставки, которая предлагается Вашему вниманию. Мы - это давние члены «Клуба» - Романова Елизавета Петровна и Штеренгарц Рафаил Яковлевич. Напомним, что коллектив «Клуба» (художники и коллекционеры) за 25 лет своего существования, организовал более 200 клубных и персональных выставок в Москве, других городах России и за рубежами нашей страны.

Зарождение английской гравюры должно быть отнесено к концу XV века, ибо уже в 1480 году первый английский печатник Уильям Кекстон (William Caxton) выпустил в Вестминстере книгу под названием «Mirror of the World», (известную в России как «Изречения философов»), в которой впервые в Англии появляются иллюстрации, выполненные гравюрой по дереву. После этого ксилография, а впоследствии и гравюра по меди, украшают собою сотни английских изданий, однако, почти всегда носит провинциальный характер и не поднимается выше уровня книжного украшения.
В течение всего XVI и до первой половины XVII веков в Лондоне и других городах Англии работает немало мастеров гравюры, но почти все они являются иностранцами (немцами, голландцами...) и не могут быть отнесены к создателям английского искусства. «Только на рубеже XVII-XVIII веков английская школа гравюры властно заявляет о себе резцовыми гравюрами, офортами, и, в первую очередь, листами, выполненными в технике меццо-тинто». (1)
Формирование английской школы граверов совпадает с периодом подъема национальной школы живописи. Только в XVIII веке английское искусство, и прежде всего живопись, находит собственную творческую силу и, прежде всего, самостоятельность стиля и техники. Поэтому особенно мощное развитие в Англии XVIII века получают достаточно сложные декоративные гравюрные техники, дающие тоновые поверхности взамен темной линии или точки на светлом фоне: меццо-тинто, пунктир и акватинта, что придает оттиску максимальное приближение к живописной манере. (2,3)
В Энциклопедии Афоризмов приведено очень интересное высказывание Льва Николаевича Толстого о путях развития искусства: «Правильный путь такой: усвой, что делали до тебя другие, и иди дальше». Развитие английской гравюры, хоть англичане, в то время, и не могли знать об этом высказывании Толстого, шло именно таким путем.
К основным жанрам английской гравюры той эпохи относятся портреты (особенно любимы портреты детей), пейзажи, животные, бытовые сцены, темы театра и любимых развлечений англичан — охоты и спорта, аллегории и мифологические сцены, библейская и историческая тематики, а так же сатира и карикатура. В творчестве живописцев и граверов воплотились практичность и чопорность англичан, их склонность к назидательности и сентиментальности, своеобразный «английский» юмор.
В первую очередь, говоря об английской гравюре на меди, надо сказать о меццо-тинто, или черной манере. Нам достаточно точно известно время, когда английские граверы могли познакомиться с этой, тогда только недавно изобретенной, техникой. «В 1662 году Джон Ивлин издает небольшой трактат «Скульптура, или история искусства калькографии и гравирования на меди с подробным перечислением наиболее интересных мастеров и их работ, а также с приложением описания нового способа гравирования, или меццо-тинто, сообщенного его высочеством принцем Рупертом автору этого сочинения Джону Ивлину, эсквайру». Именно английские мастера довели этот «новый способ» до такого совершенства, что его нередко называют «английской манерой». Этот термин уже в 1744 году использует Пьер Маритет, известный французский знаток искусства и коллекционер. (3).
Работая в черной манере гравер идет от темного к светлому, оперируя большими пятнами света и тени, что дает новое решение проблеме светотени в оттиске. Творчество большинства английских художников разных жанров было увековечено в меццо-тинто — это Годфри Неллер и сэр Джошуа Рейнолдс, Питер Лелли и Томас Лоуренс, Джон Хоппнер и Джорж Морланд, Анжелика Кауфман... Многие из этих живописцев осознавали, что своей прижизненной и посмертной славой в значительной мере обязаны граверам-меццотинтистам. (3,4)
Так, один из первых английских и мировых мастеров меццо-тинто, Джон Смит (1652 - 1742), «самый знаменитый гравер своего времени, работавший в манере меццо-тинто», как гласит надпись на надгробии, много работал по картинам Годфри Неллера (1646 - 1723), одного из самых вдающихся живописцев того времени. Художник и гравер находились в самых уважительных и дружеских отношениях, а дошедшие до нас оттиски Смита по оригиналам Неллера справедливо рассматривать как совместное творчество двух равновеликих мастеров. (3)
Сэр Джошуа Рейнолдс (1723 — 1792), выдающийся портретист, основатель и первый президент Королевской академии художеств, настолько ценил эстампы со своих полотен, что не требовал с граверов денег за право их воспроизведения. «В мастерской художника находился портфель, в котором хранились абсолютно все гравюры, которые были когда-либо выполнены с его портретов; так что все, кто приходил позировать, должны были просмотреть эту коллекцию». Не случайны его слова о Джеймсе Мак-Арделле: «этот человек сделает мое имя бессмертным». (3)
Один из крупных знатоков английской гравюры, а значит и меццо-тинто, Лариса Александровна Дукельская, пишет: «Не многие английские граверы периода расцвета меццо-тинто работали, хотя бы частично, по собственным композициям. Тем не менее, они не были беспристрастными копировальщиками произведений живописцев. Их скорее можно назвать интерпретаторами»... и далее: «Мы вправе рассматривать английские меццо-тинто как работы оригинальные. Они представляют собой своеобразный сплав творческой индивидуальности художника и гравера, который в каждой воспроизводимой им картине отбирал, усиливал, акцентировал именно те черты оригинала, которые были более всего созвучны его пониманию искусства. А потому в лучших работах английских меццо-тинтистов всегда присутствует элемент осмысления, сопереживания, вдохновенного любования картиной...» (3)
В короткой статье для каталога сложно перечислить всех, безусловно, достойных, британских граверов-меццотинтистов, но, невозможно не упомянуть хотя бы некоторых: Джорж Уайт (1671-1732), Ричард Хустон (1722-1775) и Джеймс Мак Ардел (1729-1765), ирландцы по происхождению, работавшие в Лондоне, Ричард Ирлом (1743-1822), Джон Джонс (1745-1797), Джон Рафаэль Смит (1752-1812) ...
Помимо меццо-тинто, вторую жизнь получает в Англии изобретенная в XVI веке венецианским живописцем и гравером на меди Джулио Кампаньолой техника точками, или, пунктир. В Британии пунктир называли «стипплем», по названию кривого граверного резца, которым заканчивали работу на доске. Усовершенствованием техники и созданием цветного пунктира гравюра в первую очередь обязана Франческо Бартолоцци (1727-1815), Уильяму Райланду (1732-1783) и Томасу Берку (1749-1815).
Франческо Бартолоцци (1727-1815), художник-миниатюрист и гравер, итальянец по происхождению, проработал в Англии около 40 лет, и там сумел сделать пунктир «чисто английской техникой», придав ей утонченность и изысканность, свойственную акварелям. За свои заслуги он был удостоен звания «гравера Его Величества» и, единственный из британских граверов, избран в Королевскую академию художеств.(4,5)
XVIII век — эпоха расцвета цветной гравюры на металле, как в Англии, так и во Франции. При этом английская школа остается непревзойденной в технике цветных меццо-тинто и пунктире. Там эти гравюры печатали с одной доски, на которую краски наносились разноцветными тампонами, и после каждого оттиска доска раскрашивалась вновь. Полученные цветные оттиски, как правило, подкрашивались от руки. Мастера меццо-тинто для цветной печати пользовались изношенными досками, с которых уже были получены качественные черно-белые оттиски. (4)
Если англичане и не смогли опередить французов в цветной акватинте и карандашной манере, то и эти техники отдельно или в различных комбинациях использовались при создании прославленной английской цветной гравюры.
«Резцовая гравюра на меди в Англии XVIII века остается позади черной и пунктирной манеры, но несколько мастеров резца могут поспорить с самыми блестящими представителями французской техники, своими учителями и образцами»: Сэр Роберт Стрендж (1721-1792), занимался главным образом репродуцированием старых мастеров, особенно Гвидо Рени. Сделал несколько отличных листов с ван Дейка. Люк Селливан (1705-1771), Френсис Виварес (1709-1782) и Вильям Вуллет (1735-1785) особенно ценятся как граверы ландшафтов и парков. Ландшафтные гравюры в Англии, с середины XIX века, часто «резались» на стальных досках. «Среди больших мастеров линейной гравюры одним из лучший и наиболее интересных по своему своеобразию» Кристеллер считает Вильяма Шарпа (1746-1824). Все мастерство своей техники он проявляет в гравюрах с картин английских художников и прежде всего в своих превосходных портретах (2).
Единственным крупным художником, работавшим офортом в Англии того времени, можно считать художественного самородка Уильяма Хогарта (1697-1764) (2,5,14). «...Веселый гражданин Лондона, отважный и стойкий человек, обладающий буржуазным презрением ко всему вычурному и фальшивому» — пишет о Хогарте Уильям Теккерей в книге «Английские юмористы XVIII столетия».
Хогарт, прежде всего, реалист и новатор. «В основе его искусства лежит непреклонное желание правдиво и изящно бросать на плоскость свои добросовестные наблюдения». Начинал Хогарт с портретной живописи, проявив незаурядное живописное дарование и силу характеристики. Однако своей мировой славой он обязан сатирическим, в духе новелл, жанрам и сериям картин. Его серии разворачиваются наподобие литературных произведений — от начала к концу, живописуя быт и нравы британского общества, бичуя пороки. Это первый крупный европейский художник, который использовал манеру повествования (5).
Не менее мастерски, чем кистью, Хогарт владел искусством резца и офорта. Как гравер он обычно работал со своих собственных законченных живописных картин, что дало основание Кристеллеру назвать его «репродукционным гравером с самого себя» (2). Это действительно справедливо для ранних серий художника, таких как «Маскарад и опера» (1724), «Карьера проститутки» (1731), принесшей автору первый громкий успех, «Жизнь повесы» и «Современный полуночный разговор» (1735), «Модный брак» (1743), созданных сначала в живописном варианте, а потом награвированных. Однако более поздняя серия «Усердие и праздность» (1747) была создана исключительно в виде набора гравюр, награвированных самим автором. Заметим, однако, что «Карьера проститутки» дошла до нас только в гравюрах мастера, так как все картины серии погибли во время пожара 1755 года.
Хогарт создал своеобразную манеру сатирически-моралистического изображения нравов, а названия серий гравюр говорят сами за себя: «Переулок Джина» и «Пивная улица», направлены в поддержку закона против бесконтрольной продажи алкоголя; «Выборные кампании» - против несправедливых выборов и т. п. К каждому листу серии художник делал подписи в морализующем стиле, обличающие человеческие пороки и страсти: пьянство, похоть, алчность, мздоимство, страсть к нарядам, праздность. Он тонко чувствовал время и отразил свой век с воодушевлением и энергией в стиле великолепной репортерской работы.
Хогарт известен также как теоретик искусства. Им введено эстетическое понятие «линии красоты», или S-образного изгиба (5): это волнообразная, изгибающаяся кривая линия, которая может создаваться контурами изображенного предмета, или же визуально формироваться несколькими объектами, и придает изображению особенное изящество. «Многократно повторенная, она создает определенный орнаментально-декоративный эффект, связывая воедино очертания круглой пластинки [портрета], положение фигуры в пространстве, ритм складок и пейзажные мотивы». По его теории, S-образная кривая создает впечатления жизни и деятельности, возбуждая внимание зрителя, в отличие от прямых, параллельных либо пересекающихся под прямым углом линий, создающих подсознательное впечатление застоя, смерти, неодушевленного предмета. (У. Хогарт «Анализ красоты», 1753) (6).
Хогарт был необычайно популярен как в Англии, так и за ее пределами. Его композиции неоднократно повторялись, часто против воли автора, английскими и зарубежными граверами. Известен он был и в России. В стихотворении поэта, литературного критика, историка, переводчика и государственного деятеля, друга Пушкина П.А.Вяземского «Дом Ивана Ивановича Дмитриева» есть строки:

То Гогарта схватил игривый карандаш
(Которой и за десять новых не отдашь),
Он с русским юмором и напрямик с натуры
Из глупостей людских кроил карикатуры.

А в стихах, посвященных памяти В.А.Жуковского «Поминки», он писал:

А часто... певец луны и плача
Дурачась, иль других с беззлобием дурача,
Веселости своей не полагая мер,
Был... и Гогарт, и Гомер,
Фантазией своей, предавшись своевольно,
Он шутки подсыпал своею крупной солью.

О Хогарте, или как его называли в России того времени, Гогарте, писали часто и много: В.А. Жуковский, Н.М.Языков, В.Ф.Булгарин и многие другие. Его гравюры были тогда, есть и сейчас, во многих музейных и частных коллекциях России.
Офорт удачно подошел для воспроизведения по существу самого популярного рисунка в Англии XVIII века — карикатуры (13), расцвет которой был вызван в первую очередь активизацией общественной жизни в стране, вступившей в эпоху промышленного переворота. Офорт отлично передавал линейность всегда контурных, а не пластичных рисунков английских художников. Многие карикатурные листы выполнялись также в технике акватинты. Нередко в целях возможно большей близости к оригинальному рисунку, сам рисунок накладывался карикатуристом на загрунтованную доску, а затем легким процарапыванием иглой переводился на грунт, отчего конечным эффектом в эстампе после травления получалась полная иллюзия рисунка. Самые знаменитые карикатуристы, как правило, сами гравировали свои рисунки. Томас Роулендсон (1756—1827) не только сам переводил свои рисунки в офорт, но и раскрашивал от руки первые экземпляры (7).
«За английской карикатурой сложилась репутация основоположницы карикатуры европейской, и, в частности, Хогарту делают честь считать его прямым родоначальником всей той семьи художников, которая от Джильрэ и Роулендсона тянется до Лича, Дики Дойля, обоих Крукшенков, Кальдекота и далее, простирается на всю карикатуру на континенте. На самом деле и до XVIII века карикатура существовала. Она существовала в Англии, в Италии, во Франции, в Германии и в Нидерландах — достаточно вспомнить некоторые скульптуры готических соборов, шаржи Леонардо да Винчи, картины Босха и Брейгеля, шутки пера и кисти Гверчино, Калло, Адриана ван де Венне. Однако несомненно, что именно в Англии и именно, начиная с Хогарта, карикатура получает настоящее право гражданства, становится очень внушительным видом общественной сатиры, и в то же время она постепенно получает определенно художественный характер. Английская карикатура в целом становится чем-то монументальным, ей посвящают силы толпы рисовальщиков, она отражает всевозможные бытовые явления. Продукция эта носит в большинстве случаев несколько анархический характер, то есть не служит какой-либо партии, а выражает то стихийное, а часто сумбурное, что подразумевается под словами «общественное мнение», но иногда она превращается в оружие борьбы и сведение политических счетов. В период же больших бедствий английская карикатура получает характер «гласа народного». Так, например, один беглый просмотр сатирических листков эпохи французской революции и наполеоновских войн открывает нам как бы самое сердце Альбиона — сердце. Это сердце наполненное возмущением, гневом и той расовой ненавистью, которая в те времена казалась исконной и навеки неискоренимой, но которая, к счастью, на действительном опыте оказалась бесследно проходящей и даже постепенно превращающейся в «сердечное согласие» (8).
Уже с первой половины XVIII века существенно расширился спрос на гравюру, обусловленный ростом просвещения внутри быстро развивающегося класса буржуазии и, как следствие, возросшими эстетическими потребностями большого количества британцев. И, если раньше тиражи гравюр заказывались и спонсировались, как правило, исключительно представителями аристократии (что нередко отражалось в посвящениях работы меценату), то теперь многие граверы сами стали своими издателями и продавцами, а также занялись печатанием работ своих собратьев по цеху. Ко второй половине века число издателей и торговцев гравюрами еще более возросло (3,5)
Один из самых известных издателей и продавцов гравюр, олдермен Джон Бойделл (1719-1804), сам в прошлом художник-гравер, привлек в свое издательство свыше 250 граверов. Он приобретал награвированные доски и допечатывал с них дополнительные тиражи, что многим обеспечивало материальную стабильность. По словам Джошуа Рейнольдса, Бойделл «один сделал для развития искусства в Англии больше, чем вся Академия художеств». Он был очень уважаемым человеком: дважды становился лордом мэром Лондона в 1782 и 1790 годах (3, 5).
В ноябре 1786 г. у издателя возникла идея создания постоянно действующей экспозиции живописных и графических произведений на сюжеты шекспировских пьес. Он заказывал картины, изображавшие сцены из произведений Шекспира, ведущим британским художникам того времени: Генри Фюсли, Уильяму Хогарту, сэру Джошуа Рейнолдсу, Джорджу Ромни, Роберту Смерку, Ричарду Уэстоллу и Фрэнсису Уитли. Галерея, где они демонстрировались, открылась в Лондоне, в Пэлл-Мэлл, в 1789 г. По заказам Бойделла было выполнено около 170 картин, со 102 из которых были сделаны гравюры, причем выпускались они по двум форматам – фолио и кварта (9, 10)
Бойделлу Британия обязана развитием исторического жанра. С начала он заказывал итальянским и французским художникам полотна на темы истории Англии, с которых английские граверы делали эстампы. Вскоре этот жанр стал одним и популярнейших среди английских живописцев (5).
Когда Екатерина II купила знаменитое собрание шедевров ведущих мастеров мировой живописи у собирателя Роберта Волпола, сегодня составляющее гордость Санкт-Петербургского Эрмитажа, Бойделл заказал своим граверам увековечить продаваемые в Россию картины (9)
С момента своего возникновения гравюра использовалась как книжная иллюстрация. В начале XIX век в богатых лавках Лондона книги продавались вместе с гравюрами, рисунками, географическими картами. Часто книги печатали без переплета. Книголюбы могли на свой вкус подобрать гравюры для иллюстраций, чтобы переплести их вместе с текстом. По имени библиофила Грэйнджера такого рода занятие получило даже название «грэйнджеризм». Книги, создаваемые самими читателями, выглядели громоздкими, страницы текста буквально тонули в десятках гравюр. Не могло быть и речи о единстве оформления. Однако сами листы нередко были подлинными шедеврами. Тех, кто организовал и обслуживал этот бизнес, называли «черно-белыми людьми», потому что гравюра была, в основном, черно-белой.
Английские граверы много работали для России и в России, создавая портреты, знаменитых людей того времени, начиная с знаменитого портрета молодого Петра I, награвированного в черной манере Смитом по оригиналу Неллера.
Джеймс Уолкер (Джамес Валькер), гравер пунктиром и меццо-тинто, пробыл в Петербурге с 1785 по 1801 годы и награвировал портреты почти всех замечательных людей екатерининского царствования, отличающиеся чрезвычайной красотой и изяществом работы и составляющие самые ценные и красивые листы в папке русских портретов. Его племянник (по другим сведениям — пасынок) Джон Огастес Аткинсон приехал в Россию в возрасте девяти лет. Там он написал несколько портретов, в том числе Павла I, и картин на исторические темы. По возвращении в Лондон издал сборник печатанных в несколько красок акватинт, изображающих русские типы, быт и костюмы («Живописные зарисовки манер, обычаев и развлечений русских», 1803—1804). Генри Дау, гравер акватинтой, и Томас Райт, гравер пунктиром и акварелист награвировали массу портретов генералов 1812 года и других с оригиналов Джоржа Дау (12).
На этой выставке мы сочли не целесообразным представлять эти работы – они были ранее показаны на нескольких выставках: «Выставка из собраний членов Клуба любителей графики» в Выставочном зале «На Солянке» - «Мир в гравюре XVII-XX веков»,2002 г.; ГВЗ «Ходынка» - «Чудо, сотворенное резцом» из собрания Р.Я.Штеренгарца, 2003 г.; ГВЗ «Ходынка» - «Образ ребенка в графическом искусстве» из собрания Р.Я.Штерегарца, 2006 г.; ГВЗ «Ходынка» - «Лица России» из собрания Р.Я.Штеренгарца и Е.П.Романовой, 2011 г.; «В тональности меццо-тинто» из собрания Е.П.Романовой при участии М. В. Лазаревой; «Второй международный фестиваль меццо-тинто». Исторический проект. Екатеринбург, 2013. Из собрания Петра и Елизаветы Романовых.
Английская гравюра XVIII-XIX веков — явление уникальное и значимое для развития всего искусства гравюры. Мы надеемся, что гравюры из нашего собрания позволят вам составить представление об этом этапе развития и совершенствования эстампа и получить искреннее удовольствие от просмотра этих, горячо нами любимых оттисков.

При составлении этого текста нами были использованы следующие источники:
1. А.В. Чаянов. Старая западная гравюра. Краткое руководство для музейной работы с предисловием Н.И. Романова. Издание М. и С.Сабашниковых, 1926.
2. Кристеллер Пауль. История Европейской гравюры XV-XVIII века.Гос. Изд-во «Искусство», 1939.
3. Английское меццо-тинто конца XVII-XVIII века из собрания Эрмитажа. Каталог выставки. Автор вступительной статьи и составитель каталога Л.А. Дукельская. «Искусство»,1987.
4. Очерки по истории и технике гравюры. Издание ГМИИ им. А.С. Пушкина. Москва, 1941.
5. Карл Вёрман. История искусства всех времён и народов. Английская живопись XVIII века. Т.2 СПб.: 2000; - 944с.
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/S-образная_линия
7. Английская карикатура: http://gravura.ts6.ru/book_history_engraving/english_engraving_18th_p8.html
8. Наследие Бенуа А.Н.: http://www.benua-memory.ru/angliyskaya-karikatura
9. Шекспировская энциклопедия: http://lib.ru/SHAKESPEARE/shks_dictionary.txt
10. Английская гравюра в нашей коллекции (интервью с заведующей отделом западно-европейского искусства ОМЗВИ Ириной Глебовой): http://vo.od.ua/rubrics/kultura/14774.php
11. Книжная иллюстрация XIX века. Тур в Англию: http://www.5arts.info/kniznaya-illustraziya-19-veka-v-anglii/
12. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX веков, Санкт-Петербург, 1895. ТТ.1,2)
13. Некрасова Е. Очерки по истории английской карикатуры конца XVIII и начала XIX веков. Москва, 1935 год.
14. Paulson R. Hogarth. His life, art, and time. London? 1971.

КАТАЛОГ
Из собрания Р.Я. Штеренгарца.

В.ХОГАРТ (V.Hogart, 1697-1764)., XVIII век.
336х245, Резцовые гравюры:
1 - Анализ красоты
2 - Сцена жестокости
3 - Пивная улица
4 - Мистер Карик в роли Ричарда III
5 - Рисование Хогарта в манере Рембрандта
6 - Для слуг Господних
7 - Женщина клянется ребенком
8 - Фальстаф экзаменует рекрутов
9 - Что первично?
10 - Парламент
11 - Судейские
12 - В театре
13 - Любители музыки
14 - Проповедь
15 - Прекрасный Лорд Симон
16 - Компания предпринимателей
17 - Политик
18 - Джон Вилкес Эскваейр
19 - Разрушение достоинства...
20 - Карьера проститутки или Падшие женщины
(6 листов 395х462).

С.ВАЛЕ (S.Wale), XVIII век,
Резцовые гравюры на меди, 280х200
иллюстрации истории Англии:
21 - Коронация Генриха IV в Париже,гравер: Гриньен (Grignon).
22 - Трагическая смерть Якоба Ван Ардевиля?
Гравер: Гриньен (Grignon).
23 - Пожар в монастыре,
Гравер: Валькер (Walker).
24 - Х.ВЕСТ (X.West), Англия
Виды Лондона, 1833 г. XIX век
Резцовые гравюры на стали Дж. Шари (J. Shury):
четыре листа по пять гравюр на каждом, 210х145.
25 - Т.ШЕПЕРД (T.Shepherd). Англия. XIX век.
Виды Лондона, 1833 г. Резцовые гравюры на стали
Дж. Шари (J. Shury) : два листа 210х145,
по пять гравюр на каждом.
26 - И. ФИД (I. Faed). Правосудие Короля. Англия. XIX век.
Офорт С.Х. Джинса (C.H.Jeens). 296х428.
27 - ВИЛЬЯМСОН и ХОВИТТ (Willfmson and Howitt). Охота.
Англия. 1807 г. Офорт 242х311.
Дж. К. Этчид (J.K. Etched).
28 - А.ГАССИОЛИ (A. Gassioli). Давид Риззо и Мария Стюарт.
Англия. XIX век. Офорт Гебби (Gebbie).
267х371.
29 - Дж. П.НИЛЛ. ( J.P.Neale). Английские усадьбы.
18 гравюр, выполненных граверами:
Х.Джердоном (H. Jorden) , С.Лакей (S. Lacey),
В.Радклифом (V.Radclyffe). 205х149
30 - Д.Ф.КЛАРЕНС. (G.F. Clarens). Лондон 1819 г.
Цветные офорты 206х272, Р. Хавела (R. Havell):
- Форт Низам
- Усадьба Донитон
- Усадьба Донмар

Из собрания Е.П.Романовой

1. Шекспир: король Генрих Пятый, акт II, сцена II. Тью, Роберт по оригиналу Фюзели, Генри. 1798. Цветной пунктир, офорт, акварель. 510 х 630Шекспир: Буря, Акт I, сцена II. Симон, Жан-Пьер по оригиналу Фюзели, Генри . 1797. Цветное меццо-тинто, цветная акватинта, акварель. 507 х 660
2. Охота на лис. «Смерть». Сазерленд, Томас по оригиналу оригиналу Дэвиса, Ричарда Барретта.1819. Цветная акватинта, акварель 330 х 690. Охота на лис. «Охота в укрытии». Сазерленд, Томас по оригиналу Дэвиса, Ричарда Барретта. 1819. Цветная акватинта, акварель. 330 х 690. Б (3).
3. Охота на лис. «Погоня». Сазерленд, Томас по оригиналу Дэвиса, Ричарда Барретта. Акватинта, раскраска от руки сделана гравером.383X713. Охота на лис . «Выезд». Сазерленд, Томас по оригиналу Дэвиса, Ричарда Барретта. 1820. Акватинта, раскраска от руки сделана гравером. 363X730Злой фермер. Батртолоцци, Франческо по оригиналу Морланда, Джоржа. Пунктир. 340X420.
4. Злой фермер. Батртолоцци, Франческо по оригиналу Морланда, Джоржа. Пунктир, акварель. 405X475.Б Купающиеся мальчики. Левиль, Жак Филипп по оригиналу Морланда, Джоржа.1790-1800. Пунктир, акварель. 349X437.
5. Купающиеся мальчики. Бартолоции, Франческо по оригиналу Морланда, Джоржа. 1790-1800. Пунктир, акварель. 342X420.
6. Усердие и праздность. Лист 1. Пословицы, Гл. XXIII, стих 21 и Пословицы, Гл. X, стих 4. Хогарт, Уильям, 1747. Офорт, резец. 270x450
7. Усердие и праздность. Лист 2. Псалом CXIX, стих 97. Хогарт, Уильям, 1747. Офорт, резец. 272x447
8. Усердие и праздность. Лист 3. Пословицы, Гл. XIX стих. 29. Хогарт, Уильям, 1747. Офорт, резец. 270x450.
9. Леди Граммон. Мак-Арделл, Джеймс по оригиналу Лели, Питера. 1740-1765. Меццо-тинто.)
10. Генерал Элиотт, барон Хетфилд Гибралтарский. Эрлом, Ричард по оригиналу Рейнольдса, Джошуа. 1788. Пунктир, офорт.)
11. Достопочтенный Уильям Питт, первый лорд-уполномоченный казначейства Его Величества. Бартолоцци, Франческо по оригиналу Дюпона, Гейнсборо. 1791. Пунктир, офорт.
12. Чарльз, Маркиз Корнуоллис Смит, Бенджамин по оригиналу Копли, Джона Синглетона. 1798. Пунктир.
13. Лорд Кэмден (Чарльз Пратт). Главный судья общей юрисдикции, генеральный прокурор и лорд-канцлер. Басие, Джеймс по оригиналу Рейнольдса, Джошуа. 1766. Офорт, резец.
14. Принц Уильям Генри (будущий Георг IV). Бирнье, Фредерик по оригиналу Локхе, Джона. 1787-1792. Офорт, акватинта.
15. Принц Октавий Британский. Фациус, Джорж Сигизмунд либо Фациус, Иоган Готлиб по оригиналу Веста, Бенджамина. 1785. Пунктир, офорт. 282x375. Смерть принца Леопольда Брауншвейгского. Гогайн, Томас по оригиналу Норткота, Джеймса. 1787. Пунктир, офорт, акварель. 5520X620
16. Шекспир: Как вам это понравится: Акт I, сцена II (Розалинда, Селия, Орландо). Леней , Уильям Сатчвел по оригиналу Даунмана, Джона. 1800. Пунктир, резец. 485 х 620.
17. Гравюра, изображаюшая лагерь верноподданых регулярных и вольноопределяющихся военных частей города Лондона почтительно посвященная дамам, которые почтили их своим присутствием.... Плейс, М. по оригиналу Портера, Роберта Кера. 1799. Пунктир, офорт, акварель.
18. Возвращение дровосека. Уессел, Джон по оригиналу Уитли, Фрэнсиса. 1797. Пунктир, резец. 638 x495
19. Конюшня извозчиков, или [Деревенская конюшня]. Уорд, Уильям по оригиналу Морланда, Джоржа. 1792. Цветное меццо-тинто. Гравюра известна под двумя названиями. У нас раннее состояние: первое название и не указано имя гравера. Конюшня извозчиков, или [Деревенская конюшня].
20. Молочная ферма. Уорд, Джеймс. 1801. Цветное меццо-тинто. 440X548
21. Дублин: вид c Моста Сары. Лапорт, Джон Питер. 1796. Цветная акватинта, офорт. 415X560.
22. Гавань Бритиш Пленти. Найт, Чарльз по оригиналу Синглтона, Генри. Лондон, 1794. Цветной пунктир, офорт, акварель. 516 х 410
23. Молчание. Хоугтон, Моисей по оригиналу Фюзели, Генри.. 1808. Пунктир. 494X604.
24. Том и его голуби. Найт, Чарльз по оригиналу Рассела, Джона. 1792. Цветной пунктир, акварель. 277X357
25. Любимый кролик. Найт, Чарльз по оригиналу Рассела, Джона. 1792 Цветной пунктир, акварель. 280X357
26. Лошадь сэра Генри Тампест Ванеса, Хамблетониан, готовится к старту против Алмаза мистера Куксона. Вессель, Уильям по оригиналу Сарториуса, Джона Носта. 1800. Пунктир, офорт, акварель. 414X560
27. Футс-Край, место в графстве Кент. Уильям Вуллетт. 1757 года. Офорт.420x597
28. Орфей и Эвридика. Берк, Томас по оригиналу Кауфман, Анжелики. 1782. Пунктир, коричневые чернила. 380 х 330
29. Алгар и Эльфрида. Маркуард, Роберт Самуэль по оригиналу Джеффриса, Джеймса. 1784. Пунктир. 384х356
30. Зенит французской славы; - кульминация свободы. Гиллрей, Джеймс. 1793. Офорт акварель.330х510.
31. Разрушение французского коллоса. Гиллрей, Джеймс. 1793. Офорт акварель. Гиллрей, Джеймс. 1798. Офорт акварель. 340х480
32. Мальчики, катающиенся на коньках. Бартолоции, Франческо по оригиналу Морланда, Джоржа. 1790-1800. Пунктир, акварель. 320X400
33. Робинетта. Джонс, Джон по оригиналу Рейнольдса, Джошуа. 1787. Цветной пунктир, офорт, акварель. 270X230. Посвящается гравером достопочтенному Уильяму Толлемачу.
34. У школьной двери. Китинг, Джорж по оригиналу Уитли, Франсиса. Пунктир, акварель. 290X385. М
35. Материнская забота. Маркуард, Роберт Сэмюэл по оригиналу Барталоцци, Франческо. 1788. Пунктир, офорт, акварель. 182X195.
36. Домашние занятия. Райланд, Уин Уильям. 1775. Пунктир, офорт, карандашная манера. 355X275.
37. Первая сцена из «Прекрасной мельничихи», как она была задумана г-ном Ричардсом. Вуллетт, Уильям по оригиналу Ричардса, Джона Иниго. 1768. Офорт, резец. 376X464.
38. Уильям Шекспир, 1597. Годфруа, Жан. 1796. Офорт, резец.346x24
39. Лекция по праздношатательству. Смит, Джон Рафаэль. 1805. Пунктир, офорт, акварель. 338X283
40. Доброе утро, или человек со вкусом. Банбери, Генри Уильям. 1802. Пунктитр.
41. Езда в первоклассном стиле. Алкен, Генри. 1830-ые. Офорт, акварель. 245Х195.
42. Гонки на бричках. Алкен, Генри. 1830-ые. Офорт, акварель. 245Х195.Алкен, Генри. 1830-ые. Офорт, акварель. 245Х195.
43. И кто теперь хозяйка? Роулендсон Томас. 1811. Офорт, акварель. 235х352
44. Джон Буль изучает новые па для будущей кампании. Н/Х. 1799. Офорт, акварель. 270х197
45. Джон Буль обедает или британские повара пичкают старый бурчащий живот изрядными выдумками. Гиллрей, Джеймс. 1798. Офорт акварель. 250Х200


anglgrav2 anglgrav3