Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

«XI чтения памяти Е.И. Ротенберга. XVII век в западноевропейской культуре: первое современное (modern) столетие». Научная конференция. 10 декабря.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

                                                           Москва, Козицкий переулок, д.5

Сектор Классического искусство Запада 
Научная конференция

XI ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Е.И. РОТЕНБЕРГА (1920 – 2011)

XVII век в западноевропейской культуре: первое современное (modern) столетие

10 декабря 2024 года, вторник

XVII век историки искусства и культуры назвали первым современным (modern, moderno) столетием. Этим веком начинается Новое время, которое представляет собой не просто очередную историческую и художественную эпоху. Рубеж XVI–XVII веков в Европе – граница, обозначающая стадиальный сдвиг. Завершается архаическая стадия развития, обнимающая собой первобытные времена, греко-римскую античность, Средневековье и Возрождение. Со второй половины XVI века начинается переход к буржуазному укладу, проходящему периоды Нового (XVII–XVIII вв.), Новейшего (XIX в.) времени и современности (XX–XXI вв.).

XVII столетие – это эпоха глубоких перемен, становления новой философской, научной и художественной парадигмы, которая ознаменовала собой переход к современности. Это время возникновения нового научного мировоззрения, основанного на эмпирическом наблюдении и математических расчетах и его влияния на развитие западноевропейской мысли (Галилей, Кеплер, Ньютон). Поединок веры и опытного знания рождает «философский взрыв» ‒ интеллектуальное пространство, захватывающее интенсивностью поисков компромисса вековых основ миропонимания и ошеломляющих новых данных. Это время деятельности созвездия великих умов и предлагаемых ими систем мира и мышления (труды Фрэнсиса Бэкона, Бенедикта Спинозы, Рене Декарта, Томаса Гоббса, Готфрида Вильгельма Лейбница). Это столетие, ознаменовавшееся глобальными социальными и политическими изменениями, когда происходит формирование национальных государств, становление первой буржуазной республики (Голландия), расцвет абсолютной монархии в странах Западной Европы, и одновременно время революций (Англия), войн (Тридцатилетняя война) и религиозных конфликтов.

Не менее важные изменения происходят во всех сферах культуры. «Европа около 1600 года» характеризуется дальнейшим процессом распадения прежде единого художественного процесса на отдельные стили, течения, направления, различающиеся не только формально, но и идеологически, что связывает культуру XVII века с современностью. Особая роль в этом процессе принадлежала Италии, Франции, Испании, Нидерландам, Австрии, Англии, как ведущим державам, несмотря на неравномерность их развития и различие исторических судеб.

В изобразительном искусстве и архитектуре эти перемены отмечены переходом от маньеризма к барокко и классицизму с их характерными стилистическими чертами и новыми формами выражения ‒ свидетельствам последнего триумфа стилевой формы в полноте ее эстетических возможностей, но уже в состоянии кризиса. Параллельно этому заметное место отводится академизму (братья Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино, и др.), консервативному искусству нормативного идеала, тиражирующему образцы достижений античности и Ренессанса и потому имеющему цивилизаторскую природу, создающему в стенах повсеместно распространившихся академий систему профессионального обучения художников.  Реализм Нового времени как выражение всецело индивидуального взгляда на мир, «искусство натуры», принадлежащее «внестилевой линии» (Е.И. Ротенберг) развития искусства, объединяет группу выдающихся живописцев следующих в русле открытий Караваджо (Веласкес, Рибера, Сурбаран, Хальс, Рембрандт, Вермер, Жорж де Латур, Луи Ленен и др.) Эта эпоха порождает также целую плеяду выдающихся архитекторов, живописцев, скульпторов, представителей барокко (Джакомо делла Порта, Карло Мадерна, Бернини, Борромини, Пьетро да Кортона, Гаулли, Поццо, Рубенс, Ван Дейк, Йорданс) и классицизма (Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, Жирардон, Куазево, Пуссен, Лоррен, Иниго Джонс, Кристофер Рен). В XVII веке еще продолжается эпоха великих мастеров, так как присутствуют определенные условия для существования крупной личности, еще способной к самоутверждению и выбору, сохраняются предпосылки для того, чтобы был актуален мир великого художника как особый феномен в организации художественного процесса.  

Не менее впечатляющими оказываются достижения в области музыки. XVII век время становления и формирования новых видов инструментальных произведений – прелюдии, фантазии, токкаты, сюиты, сонаты, концерта (Вивальди), а также развития оперы (Монтеверди, Люлли, Перселл), успехов обновленной полифонии и расцвета клавесинизма (Рамо, Свелинк).

XVII век ‒ «золотой век театра»: английского (зрелый и поздний Шекспир, якобитская драма); французского (Корнель, Расин, Мольер); испанского (Хуан Аларкон, Тирсо де Молина, Кальдерон). Итальянский театр – импровизационная commedia dell’arte – выходит за пределы Италии и становится общеевропейским явлением. Немецкие земли после опустошения Тридцатилетней войны демонстрируют достижения орденского театра иезуитов в католических землях Юга и школьного театра в протестантских регионах Севера и Востока. Совершается переход от латинского театра к немецкому (А. Грифиус, М. Опиц, Д.К. Лоэнштейн, К. Вейзе).  Театр “под крышей” со сценой-коробкой и меняющимися декорациями, где действуют актеры профессиональных трупп, становится «мировой моделью бытия», новой, типичной для эпохи формой синтеза искусств, основанного на прямом взаимодействии разных видов творчества, в отличие от ренессансного картинного синтеза на почве моноискусства – живописи.

Театр интенсифицирует выразительные возможности глубинного трехмерного пространства, усиливает воздействие света и тени и общий эффект создаваемой ими оптической иллюзии, накладывая отпечаток театральности на архитектуру, скульптуру и живопись. Опера и музыкальный театр становятся решающей ступенью на пути развития европейской музыки как искусства, ее мелодических и драматургических возможностей, а драма оказывается наиболее адекватным воплощением нового типа художественного образа, основанного не на гармонии, а на внутреннем противоречии.

XVII столетие стало эпохой, когда западноевропейское искусство переживало рассвет новой эстетики, заложив основы для развития художественных идей в последующие века. Конференция посвящена изучению ключевых моментов развития западноевропейской культуры этого периода, рассматривая его  как время формирования той ее структуры   -  с противоречием личности и общества, разделением естественно научных дисциплин и  мира ценностей, мира идей,  с  конфликтной природой художественного образа, растущим доминированием  музыки и зрелищного начала - во многом  сохраняющейся до наших дней.

Темы докладов на конференции не ограничиваются вышеуказанной проблематикой, касающейся изобразительного искусства, музыки и театра, и могут включать другие культурологические междисциплинарные вопросы.

Регламент докладов ‒ до 20 минут.

Конференция пройдет в очно-заочном формате

Заявки принимаются до 1 декабря 2024 года

В заявке просьба указать – ФИО, место работы/учебы (для аспирантов), контактный телефон, тему и коротко осветить основную проблематику выступления.

Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок.

Оплата командировочных расходов за счет направляющей стороны.

Электронный адрес для заявок – Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Координатор конференции ‒ Евгения Вячеславовна Шидловская, старший научный сотрудник сектора Классического искусства Запада ГИИ Тел. +7 916 168–3329