Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Портрет в античности – портрет all’antica

Кафедра всеобщей истории искусств

Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

приглашает принять участие в конференции

 

ПОРТРЕТ В АНТИЧНОСТИ – ПОРТРЕТ ALL’ANTICA


22-23 ноября 2023 года

   В искусствознании тема портрета– одна из наиболее привлекательных и, вместе с тем, неоднозначных. Ее изучение сопряжено со множеством методологических проблем и противоречий, лежащих, в том числе, в плоскости психологического восприятияпортретного образа.Само определение портрета, границы жанра и критерии его дефиниции кажутся ускользающими не только в отношении искусства «допортретных» эпох – античности и средневековья, но и более поздних периодов. Разнообразные смысловые доминанты определяли характер портрета на протяжении времени. Он мог быть магической заменой отсутствующего, носителем памяти, документальным свидетельством, интеллектуальной конструкцией, отражающей, к примеру, социальные характеристики и ценности общества, независимым художественным высказыванием. Он служил разным целям – от актуальной пропаганды до частного благочестия, обращался к миру реальному и трансцендентному, апеллировал к современникам и потомкам, ориентировался на историческую перспективу. Но, так или иначе, портрет всегда был и остаетсясвязан с персоной, личностью,за нимстоящей. Поэтому дискуссии о соотношении образа и модели, о «веризме», «реализме», психологизме, идеализации, об индивидуальных и типических характеристиках портретного образа ведутся постоянно. Портретное мифотворчество, «обман сходства», формирование субъективного ощущения достоверности или, напротив, балансирование на грани индивидуального и идеального (всегда понимаемого по-разному)– это то, с чем мы сталкиваемся постоянно, исследуя портреты разных периодов.

   На сегодняшний момент ясно, что нет единого подхода к изучению столь сложного явления. Предлагаемая конференция, по нашему замыслу, должна стать площадкой для тематической научной дискуссии, в рамках которой исследователи смогут, с одной стороны, представить результаты своих новейшихисследований о предмете, с другой – обменяться мнениями и обсудить фундаментальные теоретические и методологические вопросы изучения портрета. Наша цель –выявление логики и механизмов, которые лежат в основе создания портрета в том или ином его проявлении, понимание его многообразных функций (социальной, идеологической, психологической и пр.), поиск методов, адекватных предмету исследования.

   Магистральнаятема конференции – античный портрет, однако организационный комитет приглашает к участию специалистов, работающих с другими художественными традициями Древнего мира, а также исследователей искусства всех эпох и стран, для которых обсуждение феномена портретности является актуальным.Отдельную часть конференции предполагается отвести проблемам, связанным с воспроизведением и восприятием античной портретной традиции в европейской культуре Нового времени, трансформации портретных форм и жанров, берущих начало в древности, а также феномену ретроспективного портрета и портрета в старинном вкусе в различных культурах Запада и Востока.

Мы приглашаем коллег – специалистов по истории скульптуры, живописи, рисунка, книжной миниатюры, нумизматики – обсудить следующие возможные темы:

  • Теоретические, методологические и терминологические проблемы изучения античного портрета
  • Портретные изображения, выполненные в различных материалах, техниках, форматах, на различных носителях (скульптура, живопись, глиптика, нумизматика)
  • Античные портреты в контексте: связь портретных изображений с общественно-репрезентативной, религиозной, погребальной и другими сферами жизни
  • Античные портреты в составе групп, ансамблей, «галерей»
  • Проблема репрезентации индивидуальности в античном искусстве: внешность человека, его характер и атрибуты, исторические и аллегорические аллюзии
  • Влияние античной иконографии на средневековый и ренессансный портрет
  • Средневековые бюсты-реликварии
  • Портретный бюст и портретная медаль в искусстве Нового времени
  • Heroicportrait в искусстве Ренессансаи портрет-аллегория в европейском искусстве Нового времени
  • Воображаемый портрет и портрет-ретроспекция в античности и в Новое время
  • Портрет в античном вкусе в искусстве классицизма и неоклассицизма
  • Портрет «в старинном вкусе» в культурах различных стран и эпох
  • Рассуждения о человеческом облике, характере и об искусстве портрета в письменных и эпистолярных источниках, художественной литературе, теоретических трактатах и художественной критике

Заявки на участие в конференции на русском и английском языках просьба присылать по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. до 30 сентября 2023 г. В заявке необходимо указать

  • ФИО
  • Степень, звание, должность и место работы
  • Номер телефона, адрес электронной почты
  • Название доклада
  • Тезисы доклада (100-200 слов)

Организационный комитет оставляет за собой право отбора заявок. О результатах отбора будет сообщено не позднее 20 октября 2023 г.

Организационный комитет конференции: Н.А. Налимова (председатель), М.А. Лопухова (заместитель председателя), А.А. Карев, Е.А. Багратиони фон Брандт, С.С. Веселова, А.В. Захарова, Е.А. Ефимова, А.С. Преображенский.

Секретарь организационного комитета: Т.П. Кишбали.