Zelenina Yana
ЗЕЛЕНИНА Яна Эрнестовна
Образование
Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, искусствовед, 1993.
Ученая степень
Кандидат искусствоведения, 2004.
Специализация
- Русская иконопись Нового времени;
- Русский духовный портрет.
Место работы, должность
- Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, с. н. с., с 1995 по 2006, заведующая сектором по работе с музеями и издательствами, с 2007 по настоящее время;
- Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», с 2000 по настоящее время.
Основные кураторские проекты, выставки
- «Духовные светочи России: Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII – начала XX веков», ЦМиАР, 1999;
- «Место сие тебе будет во спасение…»: К 300-летию Саровской Успенской пустыни, ЦМиАР, 2006.
Конференции (доклады) последних лет
- «Сказание о обретении и открытии мощей святителя Митрофана Воронежского» и его влияние на житийную иконографию святого», доклад на XI Макариевских чтениях, Можайск, 2003;
- «Портреты-иконы: типология и атрибуция», доклад на XII научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства», ГТГ, 2006;
- «Особенности монастырского портрета (на примере изображения настоятелей и подвижников Саровской пустыни)», доклад на III Всероссийской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Сергиев Посад, Саров, Дивеево, 2006;
- «Портреты святителя Иоасафа Белгородского в музейных и частных собраниях Украины и России», доклад на Могилянских чтениях, Киев, 2006;
- «Портреты преподобного Назария и Валаамских игуменов в собрании Ново-Валаамского монастыря в Финляндии», доклад на VI Всероссийской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и будущее России». С.-Петербург, Саров, Дивеево, 2009;
- «Уникальные иконы Собора Карельских святых из Финляндии», доклад на Кенозерских чтениях, Кенозерский национальный парк, 2009.
Избранные публикации, теле-, радиопередачи
- А. С. Уваров. Русская символика // Российский архив (История Отечества в свидетельствах и документах XVIII — XX вв.). М., 1999. Вып. IX. С. 603–670;
- Граф А. С. Уваров и его исследование «Христианская символика» // Уваров А. С. Христианская символика. Ч. 1: Символика древнехристианского периода. М.; СПб., 2001. С. 13–28;
- Об истории создания первой Службы с Акафистом святителю Митрофану Воронежскому // Журнал «Светильник. Религиозное искусство в прошлом и настоящем». М., 2003. № 2–3. С. 53–66;
- Иконография святителя Митрофана Воронежского // Русское церковное искусство Нового времени / Отв. ред. А. В. Рындина. М., 2004. С. 167–173;
- О ранней иконографии преподобного Серафима Саровского // Преподобный Серафим Саровский: Агиография. Иконография. Почитание. М., 2004. С. 249–319;
- «Всем в сладость бысть видение лика твоего…»: Преподобный Серафим Саровский – от портрета к иконе // Наше наследие. 2004. № 70. С. 2–15;
- Житие и чудеса святителя Димитрия Ростовского в иконописи и печатной графике // Ростовский архиерейский дом и русская художественная культура второй половины XVII века / ГМЗРК, НИИ РАХ. Ростов, 2006. С. 318–337;
- «…Над пламенем зажженной и пылающей Москвы». Об одном уникальном сюжете в русской иконописи Нового времени // Собранiе [шедевров]: Наследие и современность. 2006. № 3 (10). С. 14–17;
- «Это была точно пасхальная ночь» (предисловие); В. П. Шнейдер. Саровские торжества. Июль 1903 года (подготовка текста, комментарии) // Наше наследие. 2007. № 83–84. С. 70–83;
- От портрета к иконе: Очерки русской иконографии XVIII — начала XX века. М., 2009.
Иностранные языки
Английский
Живет и работает в г. Москве и г. Сергиев Посад Московской области