Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Бусев Михаил Алексеевич

BusevMikhail
БУСЕВ Михаил Алексеевич
23.07.1951 г.р., с. Новый Ропск, Климовский р-н, Брянская обл.

 

Образование

  • МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, искусствовед, историк искусства, 1975;
  • Аспирантура ВНИИ искусствознания (научный руководитель – проф. Г.А. Недошивин), 1977–1980;
  • Стажировка на Факультете пластических искусств и искусствознания Университета Париж-1 Сорбонна и в Высшей национальной школе изящных искусств, Париж, (научный руководитель – проф. Жан Ланкри), 1987–1988.

Ученая степень, звание

  • Кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств.

Специализация

  • Западное искусство ХХ –XXIвв.

Место работы, должность

  • Государственный институт искусствознания, снс, Москва, с 1981 г. по настоящее время;
  • Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, зам. директора по научной работе, 2000–2016 гг.

Преподавание (лекционные курсы)

  • Руководство аспирантами и соискателями в ГИИиНИИ РАХ (руководитель 5 защищенных кандидатских диссертаций);
  • Руководство научным семинаром по западному искусству ХХ века. Семинар работал под эгидой Научного совета по историко-теоретическим проблемам искусствознания Отделения историко-филологических наук РАНи НИИ РАХ, 2000–2016гг.;– Руководство группой по изучению новейших художественных течений (при НИИ РАХ, 2010–2016гг.);
  • Председатель государственной аттестационной комиссии по специальности «Искусствоведение» в Уральском государственном университете им. А.М. Горького, 2007–2011 гг.
  • Приглашенный профессор Университета г. Нанси (Франция), 2000 г.;
  • Член комиссии по аттестации аспирантов на искусствоведческом отделении исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Член комиссии по аттестации аспирантов на кафедре теории и истории искусства факультета истории искусства РГГУ;
  • Отдельные лекции по искусству Франции ХХ в. в СПбГАИнЖСА им. И.Е. Репина, УрГУ им. А.М. Горького, МГАХИ им. В.И. Сурикова.
Конференции (доклады) последних лет
  • Эволюция творческих принципов французского неоавангардизма в 1950–1990-е годы, доклад на XVIII научной конференции «Лазаревские чтения», МГУ, 2004;
  • Дали и наследие мастеров прошлого, доклад на конференции «Сальвадор Дали и художественная культура ХХ века», РАХ, НИИ РАХ, ММСИ, 2004;
  • Пластические новации Сезара, доклад на научной конференции «Искусство скульптуры в ХХ веке: проблемы, тенденции, мастера», Научный совет по историко-теоретическим проблемам искусствознания ОИФН РАН, ГМИИ им. А.С. Пушкина, НИИ РАХ, 2006;
  • К проблеме глобализации во французском изобразительном искусстве во второй половине ХХ века, доклад на международной научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы искусства и современной художественной школы Беларуси в условиях глобализации культуры», Белорусская государственная академия искусств, Минск, 2006;
  • Портретное творчество П. Пикассо, доклад на международной научной конференции «Николай Фешин и художественная культура ХХ века», ГМИИ Республики Татарстан, Казань, 2006;
  • Пабло Пикассо и академическая традиция, доклад на научной конференции «Академия и академии», посвященной  памяти М. В. Доброклонского, СПбГАИнЖСА им. И. Е. Репина, 2008;
  • Автопортрет и портрет художника в творчестве парижских неоавангардистов второй половины ХХ века, доклад на международном научном семинаре «Автопортрет и портрет художника. XVIII–XXI век», НИМ РАХ, НИИ РАХ, Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге, 2009;
  • П. Пикассо – скульптор, доклад на научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского «Проблемы развития зарубежного искусства. Франция», СПбГАИнЖСА им. И.Е. Репина, 2010;
  • Скульптура в творчестве Пабло Пикассо 1930-х годов, доклад на конференции «Пикассо сегодня: к выставке произведений художника из Национального музея Пикассо в Париже», ГМИИ им. А.С. Пушкина, НИИ РАХ, 2010;
  • О роли московских коллекционеров новейшего французского искусства С.И. Щукина и И.А. Морозова в русско-французских культурных связях в 1900–1910-е годы, доклад на круглом столе «Россия–Франция: три века научных и культурных связей», Париж, Гран Пале, 2010; 
  • Роль московских коллекционеров новейшего французского искусства в русско-французских культурных связях начала XX века, доклад на научной конференции «Россия и Франция. Взаимодействие культур. XVIII–XXI в.», посвященной Году России во Франции и Франции в России, НИМ РАХ, 2010;
  • Творчество Пикассо глазами российских критиков и искусствоведов: от Якова Тугендхольда до Нины Дмитриевой, доклад на международной научной конференции «Россия – Франция в искусстве трех столетий» (ХХ Алпатовские чтения), посвященной Году Франции в России и России во Франции, РАХ, РАН, РААСН, МАРХИ, 2010;
  • О роли художественного наследия в западном искусстве ХХ века, доклад на научной конференции «Искусство и кризис. Кризис искусства как социального института»,  РАХ, НИИ РАХ, ММСИ, Российский институт культурологии, 2012;
  • Пикассо и сюрреализм, доклад наконференции «Западное искусство. 1930-е годы», ГИИ,2012;
  • Художник и политика в 1930-е годы: Матисс, Миро, Дали, Пикассо, доклад на круглом столе «Проблемы искусства 1930-х годов», ГИИ, 2013;
  • Античные мотивы и образы в творчестве парижскихнеоавангардистов: Сезар, Арман, доклад на V международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства», Санкт-Петербургский Гос. Университет, Московский Гос. Университет им. М.В. Ломоносова, Гос. Эрмитаж, 2014;
  • Оппозиция старого и нового в современном искусстве Франции,  доклад на конференции «Что такое искусство: современный взгляд», Министерство культуры РФ, Гос. Русский музей, 2015;
  • Диалог старого и нового в художественном пространстве Парижа: от девятнадцатого века к двадцать первому, доклад на Второй межрегиональной научно-практической конференции «Интеграция как базовый фактор создания и развития культурно-образовательного пространства города», Управление культуры администрации города Белгорода,Ассоциация искусствоведов, 2015;
  • Античные мотивы и образы в творчестве парижскихнеоавангардистов: Ив Клен, Христо, Сезар, Арман, докладна международной научной конференции «Искусство скульптуры в ХХ–XXI веках: мастера, тенденции, проблемы», Научный совет по историко-теоретическим проблемам искусствознания ОИФН РАН, РАХ, ГИИ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2015;
  • Пластические поиски скульпторов Новейшего времени и творчество Эрнста Неизвестного, доклад на круглом столе «Эрнст Неизвестный и нонконформизм в культуре СССР», Свердловский областной краеведческий музей, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, 2015;
  • Новый реализм во Франции, доклад и модерирование дискуссии по теме «Реализм как проблема в теории и истории искусств. Критический реализм сегодня (в рамках 110-летия со дня смерти В.В.Стасова)» на Ночном интеллектуальном марафоне «Реализмы» в Гос.Эрмитаже, 2016;
  • Акционизм в творчестве «новых реалистов» 1960-х годов: Ив Клен, Сезар, Арман, доклад на международной конференции «Западное искусство. ХХ век. 60-е годы», ГИИ. 2016;
  • Наследие дадаизма в теории и практике движения «нового реализма» во Франции, доклад на международной научной конференции «100 раз дада», Департамент культуры города Москвы, Гос.музей В.В. Маяковского, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН, Международная академия зауми, 2016;
  • Скульптура в творчестве Пикассо конца 1920-х – начала 1930-х годов, доклад на конференции «Мир исследователя раннего итальянского Возрождения (памяти профессора В.П. Головина)», кафедра всеобщей истории искусств Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, 2017;
  • Дефанс – музей современной скульптуры под открытым небом, доклад на Международной научной конференции «Образ города в художественной культуре», РАХ, 2019;
  • Античные мотивы в творчестве Пикассо 1940–1960-х годов, доклад на Международной научной конференции «Классическая традиция в развитии: от Античности до современности. Памяти доктора искусствоведения, почётного члена РАХ Валентины Александровны Крючковой (1939–2018)», РАХ, НИИ РАХ, 2019;
  • Рафаэль глазами Пабло Пикассо и Сальвадора Дали, доклад на VII чтениях памяти Е.И. Ротенберга «Рафаэль Санти – художник и миф. Историко-художественный и культурологический аспекты. К 500-летию со дня смерти художника (1483–1520)», ГИИ, 2020;
  • Пабло Пикассо: художник как коллекционер, доклад на международной научно конференции«Из истории собирательства: меценаты, коллекционеры, основатели музеев», РАХ, НИИ РАХ,2021;
  • Париж в творчестве Христо: от 1950-х к 2020-м годам, доклад на научной конференции«Калитинские чтения. К 95-летию проф. Н.Н. Калитиной». Институт истории СПбГУ, 2021.

Избранные публикации

  • Творчество скульптора Сезара. Между традицией и экспериментом // Западное искусство. ХХ век: Мастера и проблемы. М.: Наука. 2000;
  • Об эволюции категории «художественное произведение» в изобразительном искусстве Франции ХХ в. // Западное искусство. ХХ век: Проблема развития западного искусства ХХ века. СПб.: Дмитрий Буланин. 2001;
  • Метаморфозы предмета в произведениях и акциях Армана (1950–1960-е годы) // Западное искусство. ХХ век: Образы времени и язык искусства. М.: Едиториал УРСС, 2003;
  • Пластические эксперименты Сезара // Искусство ХХ века. Итоги столетия. Избранные материалы конференции. Декабрь 1999 года. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2003.
  • Метаморфозы античности у Пикассо //Пикассо: отражения – метаморфозы (каталог выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина). М.: СканРус, 2004;
  • Поздний Пикассо: пластические диалоги с мастерами XVI–XIX вв. // Пикассо: отражения – метаморфозы (каталог выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина). М.: СканРус, 2004;
  • Новый реалист – Арман // ДИ. 2004. № 1;
  • Пабло Пикассо глазами Сальвадора Дали // Пикассо и окрестности. Сб. статей. М.: Прогресс-Традиция, 2006;
  • Арп, граттаж, Дали, декалькомания, Дельво, Дюшан, коллаж, Магритт, Ман Рей, Массон, Миро, Пикассо, Танги, фроттаж, фюмаж, Эрнст  – статьи в кн. «Энциклопедический словарь сюрреализма». М.: ИМЛИ РАН, 2007;
  • «К черту Паганини!» Образы культуры прошлого в творчестве Армана // Западное искусство. ХХ век. Проблемы интерпретации. М.: УРСС, 2007;
  • Пластические новации Сезара// Искусство скульптуры в ХХ веке: проблемы, тенденции, мастера. Очерки. М., 2010;
  • Ретроспектива Пабло Пикассо в Москве // Искусство в современном мире. Сб. статей. Вып. 4. М.: Памятники исторической мысли, 2011. С. 333–345;
  • Творчество Сальвадора Дали 1920–1930-х годов и наследие мастеров XVI–XIX веков // Даливблизи и вдали: Сб. статей. М.: Прогресс-Традиция, 2013;
  • Скульптура в раннем творчестве Пабло Пикассо // Пикассо сегодня: Коллективная монография. М.: Прогресс-Традиция, 2016;
  • Между неоклассикой и сюрреализмом. Пабло Пикассо в 1930-е годы // Западное искусство. ХХ век. Тридцатые годы. М. ГИИ, 2016;
  • Диалог старого и нового в художественном пространстве Парижа: от девятнадцатого века к двадцать первому // Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 26–27 ноября 2015 г. Белгород: ООО «Эпицентр», 2016;
  • О Нине Александровне Дмитриевой // Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век. М.: 2017. (Издание подготовлено к выставке 30 ноября 2017 – 25 февраля 2018 ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва);
  • Античные мотивы и образы в творчестве парижскихнеоавангардистов: Сезар, Арман // Искусство скульптуры в ХХ–ХХI веках: мастера, тенденции, проблемы. Коллективная монография по материалам международной научной конференции (Москва, 2015). М.: БуксМАрт, 2017;
  • Молодой Пикассо и скульптура // Искусство постигать искусство. Сборник статей к 100-летию Н. А. Дмитриевой. – М.: БуксМАрт, 2020;
  • Авангардизм шестидесятых в манифестах и практике нового реализма: Пьер Рестани и Ив Клен // Западное искусство. ХХ век. Шестидесятые годы. Сборник статей. – М.: БуксМАрт, 2020;
  • Париж в творчестве Христо: от 1950-х к 2020-м годам // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. Научно-теоретический журнал. 2021. № 2.

Ответственный редактор и автор предисловий к сборникам и коллективным монографиям

  • Искусство в современном мире. Вып. 1–4. М.: Памятники исторической мысли, 2004–2011.
  • Пикассо и окрестности. Сб. статей. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
  • Научное редактирование, предисловие, хронология и библиография к книге Анри Жиделя «Пикассо». М.: Молодая гвардия, 2007. Серия «Жизнь замечательных людей».
  • Н. А. Дмитриева. В поисках гармонии. Искусствоведческие статьи разных лет. М.: Прогресс-Традиция, 2009.
  • Искусство скульптуры в ХХ веке: проблемы, тенденции, мастера. Очерки. М.: Галарт, 2010.
  • Дали вблизи и вдали. Сб. статей. М.: Прогресс-Традиция, 2013.
  • Конёнков и Голубкина: секреты мастерства. Сборник статей и материалов. М.: Галарт, 2013.
  • Пикассо сегодня: коллективная монография. М.: Прогресс-Традиция, 2016.
  • Искусство скульптуры в ХХ–ХХI веках: мастера, тенденции, проблемы. Коллективная монография по материалам международной научной конференции (Москва, 2015). М.: БуксМАрт, 2017.
  • Искусство постигать искусство. Сборник статей к 100-летию Н.А. Дмитриевой. М.: БуксМАрт, 2020.

Членство в других творческих и общественных организациях

  • Ученый секретарь Научного совета по историко-теоретическим проблемам искусствознания Отделения историко-филологических наук Российской академии наук;
  • Член Ученого совета ГИИ (секция по изобразительному искусству и архитектуре);
  • Член Ученого совета ГМИИ им. А.С. Пушкина;
  • Член редакционного совета журнала «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки» (Екатеринбург);
  • Член редакционной коллегии журнала «ArtInnovation» (Санкт-Петербург).

Награды, премии

  • Медаль «Защитник свободной России», 1993;
  • Звание «Ветеран труда», 2001;
  • Диплом ГИИ победителю конкурса за лучшую публикацию 2004 года за сборник статей «Мир искусств / Альманах». Вып. 5, 2005;
  • Медаль Российской академии художеств «Достойному», 2007;
  • Большая серебряная медаль лауреата национальной премии в области современного изобразительного и декоративного искусства России «Русская галерея – XXI век» в номинации «Искусствоведение. Теория. Критика», 2009;
  • Медаль Российской академии художеств «Шувалов», 2010;
  • Диплом ГИИ финалисту конкурса книги 2009 года за публикацию сборника статей к 100-летию Н.А. Дмитриевой, 2010;
  • Премия имени Петра Кончаловского в области художественной критики в номинации «Лучшее издание «большой формы» за серию сборников «Искусство в современном мире», вып. 1–4), 2011;
  • Диплом финалисту конкурса ГИИ на лучшую публикацию 2017 года за коллективную монографию «Искусство скульптуры в ХХ–XXI веках: мастера, тенденции, проблемы», 2018; 
  • Ряд благодарностей Российской академии художеств.

Иностранные языки

  • Французский, английский

Живет и работает в г. Москве

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.