То, что собрание шедевров изобразительного искусства Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина поставило его в ряд значительнейших музеев планеты очевидно и бесспорно.
То, что начиная с середины 1950-х годов в этом музее регулярно выставляются шедевры из других музеев, не только обогащает художественную жизнь Москвы, но и способствует укреплению нравственного императива в обществе, вот уже около столетия испытывающего, часто не сознавая этого, эстетический и этический голод.
Никогда не забуду, как я, после ночной смены работы токарем на одном из московских заводов, встал в очередь почти у заднего фасада главного здания музея, чтобы увидеть дрезденское собрание и какое это было потрясение для меня и множества моих сограждан. Именно с этого утра, как мне думается, и начался незаметно мой, растянувшийся почти на полвека, крутой поворот в профессию искусствоведа.
Сегодняшняя экспозиция Музея, посвящённая его 100-летию, не менее значима. Ведь в его постоянную экспозицию встроено почти 60 шедевров, привезённых из крупнейших собраний мира.
И я был просто поражён, когда в один из майских рабочих дней мне удалось выбраться в середине дня в ГМИИ, и я увидел, что очереди нет совсем!
Ни у Главного здания, собрание которого "усилено" египетскими шедеврами, произведениями античного искусства, работами Карпаччо,Дюрера, Гольбейна, Мемлинга, Босха Ван Дейка, Сурбарана, Веласкеса, Эль Греко, Гейнсборо, Ватто, Шардена и многих других не менее...;
Ни у Галереи искусств стран Европы и Америки с добавленными более двух десятков работ величайших мастеров, многих из которых, несмотря на постоянную работу по пополнению коллекции, нет в музее, по не зависящим от него обстоятельствам. Вот одно из них. Из Лондона и Милана привезены произведения Амедео Модильяни, которого в музее нет. Эту очевидную лакуну собрания, я думаю неоднократно пытались устранить. Во время подготовки выставки Париж-Москва не без больших трудностей работа Модильяни для Музея была найдена. Поскольку для музея, за неё просили не дорого, пару тройку вагонов нефти, а может быть чуть больше или меньше. Но приближенный к Политбюро Министр культуры того времени не смог или не захотел.... И мы продолжаем жить без этого Мастера.
Экспозиция к 100-летию Музея продлится до конца июля. Всем, кто чувствует недостаток нравственного начала в нашем обществе, я советую несколько раз посетить это чудо, постоять у картин и подумать о метафизических началах добра, красоты и подлинности, которые приносит искусство.