Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

     

 

Войти

Поиск

Объявления

Министерство культуры РД

Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи

Галерея современного искусства «Первая Галерея»

Северокавказский филиал Государственного музея Востока

=======================================

«Дагестанская мадонна. Пространство и традиции»

Выставка – проект из фондов музея, галереи и частных собраний.

Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, видео, фото.

Поэзия

Время работы выставки - 29 апреля 2022 г. - 30 мая 2022г.

Локация - Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, дом 221.


122953125_3778721312161373_5_o 20151204_184015-1 20190801_155723 20190801_155809 20190801_155931
5ef0b087-d12e-49f File0238 IMG_9285 
IMG_9955 natasha_ 065 photo_2021-11-12_17-51-10 photo_2022-02-15_17-11-25  
Тихилов Сюнменли К.Г.П.Авар. поэт Анхил  Марин х.м. 135х164 1971г. photo_2022-02-15_17-32-25 photo_2022-02-15_17-11-25 (2)


 О проекте.

Дагестанская мадонна – образ женщины, матери , красоты и таланта.

В 2021 году «Первая галерея» инициировала проект, к которому современные художники создали глубокие и разноплановые работы.Тема женщины, горянки, дагестанки как особого ментального феномена на Кавказе давно и плодотворно волновала художников и поэтов. Тема ее силы и скрытой власти, воли и вселенского покровительства отражены в известных картинах Э. Путерброта, И. Супьянова, М. Юнусилау, М. Кажлаева, А. Астемирова, Г. Конопацкой, Ж. Колесниковой и многих других. Проект оказался востребованным и требующим продолжения. Через год, он прирос "классикой", музейными раритетами, ибо без "исторического слоя" исследование темы было бы не полным. Нынешний проект включает часть работ из первой выставки, произведения 20-30 хх.годов прошлого века из фондов музея и серией работ из коллекции галереи и частных собраний ,которые удивительным образом ложатся в канву идеи. А ещё мы сочли совершенно уместным дать в параллель изонародное искусство и народную поэзию, сотворяемые дагестанками на протяжении веков . Платки, покрывала, ковры, сумочки, перемежающиеся с картинами современных авторов и поэзией - это яркий и выразительный портрет женщины, по праву называемой Мадонной. Это ее пространство,которое формировалось веками, вплетая в него традиции красоты,вкус, ритм и краски .

О внутренних скрытых и параллельных мирах,тайнах и смыслах, характере и внутреннем мире мадонны наш рассказдополнят видео работы современных дагестанских художниц.

Мадонна это не только про мать и хранительницу очага, но и про волшебницу,поэтессу, художницу, мастерицу, талантливо создающей свои картины, узоры, культурные коды. Горский быт не баловал богатства художественных средств- полотна, нитей, все это ради красоты добывалось тяжёлым трудом –пряжу и ткани ,краски брали у трав, символы,сюжеты и орнаменты - находили в прошлом, красоту черпали у природы . Никто не принуждал плести, ткать, вязать, украшать себя-это дело личное, традиционное. Кроме ковров все имело натуральный характер, а фасон, орнамент и форма были привязаны только к конкретной местности.

Академик архитектуры Г. Мовчан отметил в своих трудах по архитектуре - сколько аулов столько видов чохто в Дагестане. И они такие же неповторимые и красивые, как дома.

Искусство требует жертв, об этом зналис давних времённе только горянки высоко в горах .Каждый отходник стремился привезти красивую дорогу ткань или платок своей жене. «Отрезы» были дороги и малы, а хватало их на долго и много-платье, подол,подзор, манжет, чохто. Лоскуты многократно перешивались, лотались и даже имитировались(кубачинки)

При скудости тканей и фурнитур, на помощь приходили мастера серебряники, создававшие множество подвесок, цепочек, монист, прикрашивая их стеклом,пастой, не дорогими,но символичными сердолика ,гагатами, жемчугом,бирюзой . Из этого совместного творчества, вдохновления от заморских тканей и шалей Индии, Азии,Персии,Турции рождались свои, собственные новые картины мира - зилмуки, тастары ,гюльмеди,сумахи, туруты,казы, маргалы, покрытые волшебными узорами , в основе которых строгая система ценностей своего аула, правила и порядки семьи.

О бытии, талантах и характере дагестанской горянки наш рассказ. Хотя его можно проложить на весь Кавказ.

По замыслу куратора через артефакты и картины, видео-арт и поэзию зритель увидит на выставке очень разные времена и стили, ипостаси и образы, объединенные темой величия и красоты. Каков портрет дагестанской мадонны, почему заявлена сама тема - зритель не примененонайдет для себя ответ на выставке.

В проекте представлено сорок произведений изобразительного и двадцать прикладного и народного искусства сорока безымянных и именитых художников Дагестана, выполненные в техниках – живопись, графика, компьютерная графика, батик, инсталляция,видео, шитье,вышивка, плетение, песни и сказания.

По окончании показа выставка будет представлена в выставочных залах СКФ ГЦСИИ-Пушкинский музей во Владикавказе (июль август 2022).

Автор и куратор проекта – Джамиля Дагирова. 2021-2022          

 

 

Участники проекта:

  • Агошкина Вера
  • Арслангерева Асият
  • Ахмедова Умай
  • Гаглоева Дзерасса
  • Гамзатова Диана
  • Джетере Елена
  • Исаев Зайнутдин
  • Исмаилова Патимат
  • Канаева Патимат.
  • Колесников Василий
  • Колесникова Жанна
  • Конопацкая Галина
  • Лаков Николай
  • Магомедова Айзанат
  • Магомедова Заира
  • Марковская Александра
  • Махачева Таус
  • Моллаев Юсуф
  • Моллакаев Магомед
  • Мусаев Абдулзагир
  • Пшеницына Галина
  • Савельева Наталья
  • Саидудинова Халимат
  • Супьянова Джавгарат
  • Тихилов Саид
  • Хаджаев Альберт
  • Цгоева Инесса
  • Шерматова Мария
  • Шлепнев Василий
  • ЮнусилауМагома Каир