Российская академия художеств
НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Отдел древнерусского и церковного искусства
Научно-практическая конференция
Русское сакральное искусство Позднего Средневековья. Многообразие источников различной региональной и художественной природы
Конференция будет проходить
25 мая (понедельник) 2020 г. с 10:30 до 18:00
в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка,21)
Вход свободный, без предварительной регистрации
Электронная почта Оргкомитета
В период Позднего Средневековья (вторая половина XVI – первая треть XVIII в.) репертуар и стиль русского церковного искусства переживает активную эволюцию, получившую высочайшее воплощение в творчестве царских изографов. Появляются новые сюжеты и иконографические изводы (например, знаменитые богословско-дидактические поэмы в иконописи, событийно-бытовые миниатюры) и др.
До нашего времени дошли иконы, многообразные по сюжетам, а также произведения монументальной живописи, миниатюры, церковной резьбы по дереву, и литургические сосуды.
Невиданное разнообразие приобретают иконографические варианты и стилевые решения сюжетов, утвердившиеся на Руси со времени принятия христианства из Византии.
Наряду с традиционными образами раннехристианских и византийских святых, а также древнейших русских мучеников, подвижников и иерархов в живописи и малых формах искусства появляются многочисленные фигуры новопрославленных русских святых. Преобразуется и иконографическая схема целого ряда сюжетов (в частности, ктиторских композиций).
Стилистические варианты одного сюжета могли иметь различные корни: западные гравюры, греческие и украинские иконы, произведения европейской и восточной пластики, и даже персидские и французские ткани.
Привлечение столь разнообразных источников обусловило многоликость толкования одного сюжета, способствовав переходу от строго регламентированной иконографии Средневековья к свободному художественному творчеству Нового времени.
Тогда же появляются изображения преподобных на фоне монастырей и обителей, хранящих чудотворные иконы.
Одноглавые храмы, обозначающие место действия происходящих событий, сменяются во времени широкими панорамами городов с пригородами, где реалии Града, знаменующие Святые места, вызывают ассоциации с образом Небесного Иерусалима.