Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

Научный совет «История мировой культуры»

Российской академии наук

Комиссия по культуре древней и средневековой Руси

 

Заключение по итогам заседания

«Святая Троица» Андрея Рублёва:

проблемы консервации и экспонирования

 

Обсудив вопросы, связанные с современным состоянием иконы «Святая Троица» Андрея Рублёва и ее предстоящим перемещениемв Троице-Сергиеву Лавру, участники расширенного заседания, организованного Комиссией по культуре древней и средневековой Руси Научного совета «История мировой культуры» РАН,– специалисты в области русской средневековой культуры, историки искусства, реставраторы исотрудники музеев – пришли к следующим выводам. 

1. «Святая Троица»– символ русской культуры

Икона Святой Троицы письма Андрея Рублёва – важнейшая национальная святыня, шедевр средневековой живописи и русского искусства в целом. Получившая мировую известность только в XX веке, после раскрытия авторской живописи и перемещения в музейные залы, она переросла свою изначальную роль наместного образа одного из храмов Московской Руси и превратилась в памятник, раскрывающий глубину корней постоянно эволюционировавшей традиции русской культуры, в своего рода эталон, позволяющий понять суть ее духовного идеала и поэтического строя. В результате «Троица» вошла в историю мировой культуры как олицетворение бесценного вклада русского искусства. Бесспорно, в этом велика роль Русской Церкви и православного богословия в целом. Но суть заключенных в рублёвской «Троице» идей, изначально доступных лишь очень узкой среде учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского, уже в середине – второй половине XV века подверглась серьезным изменениям, а затем они надолго были забыты. Их возрождение началось уже в XX столетии вне церковных стен. 

2.Рублёвский образ Троицы в церковном и музейном пространстве

«Святая Троица» – одно из немногих уцелевших произведений русской живописи первой четверти XV века, которые мы можем сколько-нибудь уверенно связывать с именем Андрея Рублёва, и единственная икона, которую можно считать его достоверной работой. Историки русской культуры, богословы, такие как отец Павел Флоренский, музейщики и реставраторы, принимавшие в 1929 году решение о передаче рублёвской иконы из закрытой и превращенной в атеистический музей Троице-Сергиевой Лаврыв Третьяковскую галерею, хорошо понимали, что именно здесь – в общепризнанном центре национальной художественной культуры – она, являясь величайшим шедевром древнерусского искусства, будет оставаться во всех отношениях священным образом. В период своего длительного пребывания в залах Галереи рублёвская «Троица» была доступна для всех, стремившихся ее увидеть и поклониться ей, для всех православных, в том числе старообрядцев, для представителей других конфессий, воспринимающих ее как образ истинного откровения Божьего, для людей неверующих, которым она открывала путь для познания глубинного смысла бытия.

В этих условиях возвращение подлинной, весьма ветхой иконы в Троице-Сергиеву Лавру нарушает давно сложившееся равновесие (в том числе устоявшийся порядок богослужений в Троицком соборе) и только кажется актом восстановления исторической справедливости. В действительности духовная и культурная миссия образа резко сужается, доступ к нему – ограничивается, а сохранность ставится под угрозу. Подлинное уважение к святыне заключается в том, чтобы обеспечить ей надежные условия хранения, а людям – дать возможность полноценного общения с памятником, всячески способствуя раскрытию его сути.

Это естественное, спокойное общение в течение столетия было возможно в Третьяковской галерее. На место подлинника в иконостас Троицкого собора Лавры с целью поддержания молитвенной традиции и сохранения правдивого исторического облика древнего ансамбля был поставлен точный высококачественный список, и в наше время прекрасно выполняющий роль храмового образа, гармонирующий с первоначальным иконостасом и способный выдерживать колебания температурно-влажностного режима без опасений за свою сохранность. 

3. Состояние сохранности «Троицы»

Иначе обстоит дело с состоянием подлинной рублёвской иконы, написанной 600 лет назад. Если мера сохранности первоначальной живописной поверхности «Троицы», то есть площади древнего красочного слоя, удовлетворительна, то нынешнее физическое состояние самой материальной структуры иконы (деревянной основы, грунта, слоев красок) вызывает огромную тревогу. Его стремительное изменение – результат перемещения памятника в Троице-Сергиеву Лавру и экспонирования в действующем Троицком соборе летом 2022 года. Эти меры были осуществлены вопреки единогласному отрицательному вердикту расширенного Реставрационного совета Третьяковской галереи, собравшегося 24 мая 2022 года. После возвращения в музей более чем на 60 участках поверхности «Троицы» были выявлены повреждения грунта и живописи. Несмотря на усилия высококвалифицированных реставраторов, состояние иконы оставалось нестабильным: ее разрушение, вызванное перемещением в Лавру, прогрессировало, многие участки были признаны аварийными. Хотя процесс консервации «Троицы» не был завершен, 15 мая 2023 года, в день, когда расширенный Реставрационный совет констатировал, что состояние памятника не позволяет вывозить его из музея,появилось сообщение о решении возвратить икону в Лавру.В начале июня «Троица» была вывезена для временного экспонирования в храм Христа Спасителя, где находилась до 19 июля, когда ее перевезли в Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря. Степень негативного воздействия пребывания «Троицы» в этом соборе, где для нее не были созданы нужные условия хранения, еще предстоит оценить специалистам.

Значение проблемы сохранности «Троицы» многократно возрастает из-за того, что целый ряд шедевров рублёвской эпохи, в том числе произведения, бесспорно или предположительно созданные великим иконописцем, уже много лет подвергаются огромному риску из-за пребывания в интерьерах действующих храмов. Таковы росписи Успенского собора в Звенигороде и Успенского собора во Владимире, состояние которых ухудшается с каждым годом. Особое беспокойство вызывает состояние иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, исполненного под руководством и, скорее всего, при непосредственном участии Андрея Рублёва и Даниила. Между тем это именно тот храм, где предполагается разместить и саму «Троицу».

4.Меры, необходимые для сохранения «Троицы»

Специалисты уверены, что «Троица» Андрея Рублёва должна оставаться неотъемлемой частью Государственного музейного фонда Российской Федерации и собрания Третьяковской галереи как федерального музея и сокровищницы национального искусства, имеющей официальный статус особо ценного объекта культурного наследия народов РФ. Идеальным и уже проверенным местом для постоянного пребывания «Троицы» является Третьяковская галерея, где икона была доступна для обозрения, поклонения, изучения и наблюдения со стороны специалистов. Здесь знаменитые памятники древнерусской живописи образуют целостный ряд, позволяющий посетителю судить о развитии русского искусства и высоте его достижений. Поэтому в качестве компромиссного варианта могло бы рассматриваться временное или даже постоянное экспонирование рублёвской «Троицы» в отделе Третьяковской галереи – действующем храме св. Николая в Толмачах, где имеется специально изготовленная для этого витрина.

Однако реальность перемещения рублёвской «Троицы» в Троице-Сергиеву Лавру заставляет считаться с этим вариантом развития событий. Поэтому сейчас первостепенной задачей становится сохранение «Троицы» для потомков в новых условиях.Стороны подписанного соглашения о передаче иконы должны понимать всю меру возлагаемой на них ответственности за ее судьбу.

В настоящее время необходимо продолжение процесса консервации памятника, осуществляемое в соответствующих условиях, без спешки, с привлечением специалистов, ранее работавших с иконой, и с использованием уже разработанной методики, которая была одобрена расширенным Реставрационным советом Третьяковской галереи.Сведения о содержании договоров, заключенных между Третьяковской галереей, Троице-Сергиевой Лаврой и ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря, позволяют надеяться, что к процессу наблюдения за состоянием «Троицы» и ее консервации в стенах ВХНРЦ действительно будут допущены сотрудники Галереи. Принципиально важно, чтобы в ходе работы с иконой регулярно проводились расширенные реставрационные советы. Срок пребывания «Троицы» в Центре имени Грабаря должен определяться интересами и текущим состоянием памятника, а не внешними факторами и директивами.Судьба произведения такого уровня и значения должна решаться гласно, без игнорирования мнения компетентных специалистов.

Для обсуждения возникающих вопросов, контроля над процессами консервации иконы и подготовки условий ее экспонирования в Лавре требуется на официальной основе сформировать Наблюдательный совет при Министерстве культуры РФ и Российской академии наук. В этот совет, который может заниматься вопросами, связанными не только с рублёвской «Троицей», но и с другими памятниками, необходимо включить представителей общественности и Церкви (в том числе насельников Троице-Сергиевой Лавры), профессиональных реставраторов и историков искусства (прежде всего, сотрудников Третьяковской галереи), специалистов по экспозиционному оборудованию и организации музейного климата. В качестве совещательно-консультативного органа Наблюдательному совету должно принадлежать право предварительного обсуждения всех действий, предпринимаемых в отношении «Троицы», и их аргументированного одобрения или неодобрения. Все документы, касающиеся судьбы «Троицы», включая уже изданные указы, заключенные договоры, протоколы реставрационных советов и т.д., должны в полной мере и немедленно публиковаться.

Уже сейчас необходимо начать разработку комплекса конкретных мер, направленных на создание условий для экспонирования «Троицы». Таковы: выработка на официальном уровне жестких условий хранения иконы в монастыре и механизмов их объективной проверки со стороны профессионалов, тщательная подготовка специального оборудования в соответствии с продуманным техническим заданием, создание концепции обустройства церковного пространства, позволяющей обеспечить реальный, а не номинальный доступ к рублёвской иконе. В случае малейшего нарушения условий ее хранения со стороны пользователя или изменения состояния сохранности должен быть предусмотрен механизм немедленного возвращения «Троицы» в стены Третьяковской галереи. Для помощи ее сотрудникам, контролирующим состояние памятника, можно предусмотреть содействие со стороны Сергиево-Посадского музея-заповедника. Следует подчеркнуть, что решение о передаче«Троицы» в Лавру не должно превратиться в автоматическое разрешениегосударственных органов на любые будущие перемещенияиконы по инициативе Церкви – в храм Христа Спасителя, какой-либоиной храм или учреждение.

5. Выбор места для экспонирования «Троицы»

Одним из принципиальных вопросов, требующих скорейшего решения, является выбор места для рублёвской «Троицы» в стенах Троице-Сергиевой Лавры. При размещении иконы в древнем Троицком соборе возникает ряд трудно разрешимых проблем. Для обеспечения микроклиматических условий потребуется капсула с непростыми техническими характеристиками. Порожденные ими габаритные и технологические особенности не позволят разместить капсулу в иконостасе собора и затруднят полноценныйдоступ к «Троице». Кроме того, в этом храме регулярно совершаются богослужения, он постоянно переполнен посетителями, подходящими к раке преподобного Сергия Радонежского.Поэтому необходим поиск иного пространства для экспонирования образа. В качестве возможного варианта участники заседания называли Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, однако это изолированная музейная экспозиция, не способная принять большое количество посетителей. Идея строительства за пределами Лавры особого храма-музея, куда можно было бы перенести не только «Троицу», но и подлинный иконостас Троицкого собора 1420-х годов с заменой его копиями в древнем храме, требует длительного обсуждения и вряд ли осуществима в ближайшее время.

В силу перечисленных причин в качестве места для экспонирования «Троицы» Андрея Рублёва может быть предложена Свято-Духовская церковь Троице-Сергиевой Лавры. Это второй по древности храм обители, стоящий рядом с Троицким собором и тесно связанный с ним как особенностями своей архитектуры, так и символикой посвящения. В Духовской церкви не бывает постоянных многолюдных богослужений, и ее несложно превратить в пространство, предназначенное именно для пребывания рублёвской иконы, разместив последнюю в витрине-капсуле перед солеёй (подобно иконе «Богоматерь Знамение» в новгородском Софийском соборе). Здесь посетители могли бы спокойно и неспешно поклониться «Троице» и осмотреть памятник, не совмещая этот акт с поклонением мощам преподобного Сергия. Несомненно, по сравнению с Троицким собором в Духовской церкви будет гораздо легче организовать необходимый климатический режим и осуществлять регулярный контроль за состоянием сохранности иконы.

Возможен еще один вариант, также заслуживающий рассмотрения. Для размещения иконы может быть оборудовано особое помещение в здании Ризницы Троице-Сергиевой Лавры, по соседству с существующими экспозициями Сергиево-Посадского музея-заповедника. Недавно полученный Сергиево-Посадским музеем статус федерального дает ему новые возможности для организации экспонирования рублёвской «Троицы».

* * *

Составители заключения свидетельствуют, что их позиция по вопросу о судьбе иконы «Святая Троица» письма Андрея Рублёва обусловлена не узкими корпоративными интересами или непониманием религиозного значения древних икон, но чувством профессионального долга и ответственности за сохранение великого памятника и отечественного культурного наследия в целом.

28 августа 2023 года


  • А.А. Гиппиус, доктор филологических наук, академик РАН, председатель Комиссии по культуре древней и средневековой Руси
  • А.В. Сиренов, доктор исторических наук, директор Санкт-Петербургского института истории, член-корреспондент РАН
  • Ю.Г. Бобров, доктор искусствоведения, профессор, художник-реставратор высшей категории, академик Российской академии художеств
  • Е.В. Гладышева, историк искусства
  • Э.Н. Добрынина, историк искусства, заведующая отделом научных исследований и реставрации пергаменных рукописейВсероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря
  • В.Б. Дорохов,инженер-реставратор высшей категории,заведующий лабораторией климата музеев и памятников архитектуры ГосНИИР, член Научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культурыМинистерства культуры Российской Федерации
  • М.В. Корогодина, доктор исторических наук, заведующая Научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки Российской академии наук
  • Л.И. Лифшиц, доктор искусствоведения, профессор, член президиума Научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры Российской Федерации,заслуженный деятель искусств Российской Федерации
  • Г.В. Попов, доктор искусствоведения, профессор, заместитель директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
  • А.С. Преображенский, кандидат искусствоведения, заместитель председателя Комиссии по культуре древней и средневековой Руси
  • Е.А. Сатель, художник-реставратор высшей категории, начальник отдела реставрации музейных коллекцийМосковского государственного объединенного музея-заповедника, почетный реставратор города Москвы
  • И.А. Сергиеня, художник-реставратор
  • Е.И. Серёгина, художник-реставратор высшей категории,заместитель генерального директора по научной работе Межобластного научно-реставрационного художественного управления, член Научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культурыМинистерства культуры Российской Федерации
  • Д.Н. Суховерков, художник-реставратор высшей категории
  • С.В. Филатов, кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей категории, научный руководитель ГосНИИР
  • Г.В. Цируль, художник-реставратор высшей категории, заведующая отделом реставрации темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, заслуженный работник культуры Российской Федерации
  • И.А. Шалина, кандидат искусствоведения
  • Е.М. Юхименко, доктор филологических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации