Геннадий Райшев: Музыкальное приношение
В Галерее-мастерской Г.С. Райшева, филиале Государственного художественного музея (Ханты-Мансийск), открылась выставка «Геннадий Райшев: Музыкальное приношение», посвященная 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова.
Выставка проводится в рамках проекта «Диалоги» и посвящена диалогу искусств – изобразительного и музыкального. Впервые в этом проекте выставка «Музыкальное приношение» проходила в Мариинском театре в 2012 году. Ее предложил организовать маэстро Гергиев,познакомившись с работами Райшева во время гастролей в Ханты-Мансийске. Продолжая долговременный проект «Диалоги», мы показываем и ставшие уже хрестоматийными произведения, и те, что написаны художником в поздний период.
Творчество Райшева всегда было связано с обращением к категориям времени, движения, ритма, принципам полифонии, объединяющим изобразительное и музыкальное искусство. Исследуя их общую природу, художник органично продолжает поиски синтеза искусств, которые волновали творцов ХХ столетия - Чюрлениса, Скрябина, Кандинского, Артемьева и др. Синтетический характер творчества отличает и Сергея Рахманинова – композитора, пианиста, дирижера.
Ритмически-пространственное музыкальное восприятие ярко проявилось в графических работах Райшева 1970-х – 80-х годов, представленных в экспозиции. «Я постигаю природу. Перевожу ее на язык графики, живописи – ритма, цвета. Предмет диктует движение, движение есть гармония», - говорит художник, утверждая целостное восприятие мира. Особая составляющая выставки – живописные композиции позднего периода. В них художник выходит на планетарное пространство-время, обращаясь к музыкально-ритмическим построениям.
На открытии первой «музыкальной» выставки художник поделился своими мыслями о том, что объединяет живопись, графику, музыку. «Музыка - это организованная стихия. То же можно сказать и о живописи, о графике. Эту системность подтверждает математика, не случайно математики становились композиторами.
Все зарождается от созерцания и размышления над природными явлениями. В природе и даже во Вселенной все гармонично, взаимосвязано. А мы, творческие люди, нередко разделяемся по профессиям: музыканты, живописцы, архитекторы и т.д.
Сложно усмотреть связь живописи и графики с музыкой впрямую. Вот, думаю, почему полезно проводить такие встречи».
Вернисаж экспозиции «Музыкальное приношение» приурочен к Международному дню музыки. Выставочное пространство Галереи-мастерской Г.С. Райшева наполнилось музыкой С.В. Рахманинова в исполнении студентов музыкального отделения Центра для одаренных детей Севера. А в числе зрителей и слушателей были учащиеся художественного отделения. Это стало одним из знаковых мероприятий выставки, связанной с диалогом искусств, диалогом творцов.
В авторской экскурсии Наталья Федорова, член Союза художников России рассказала о методе художника, создающем на параллелях музыки и изображения множество интерпретаций. «Музыка – это наиболее универсальное и вместе с тем эмоциональное образное искусство, оно очень близко Райшеву». Зрители увидели разные музыкальные жанры и образы в переложении художника – полифонические, симфонические, песенные. И не только на новой выставке, а также в других залах Галереи – ведь «музыкальное живое ощущение пространства» наполняет многие произведения автора.
В библиотеку Центра искусств было подарено издание Галереи «Геннадий Райшев. Диалоги со зрителем». Часть 1 – 3» с текстами художника о своих произведениях и вопросах творчества.
Следующая встреча-диалог в экспозиции «Музыкальное приношение» состоится с профессиональными музыкантами Югры в преддверии Дня рождения Геннадия Райшева.
Выставка продолжит работу в Галерее-мастерской художника Г.С. Райшева (Ханты-Мансийск, ул. Чехова,1) до 4 февраля 2024 года.
Н.Н. Федорова,
куратор проекта, член АИС