Министерство культуры РД
Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи
Галерея современного искусства «Первая Галерея»
Северокавказский филиал Государственного музея Востока
=======================================
«Дагестанская мадонна. Пространство и традиции»
Выставка – проект из фондов музея, галереи и частных собраний.
Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, видео, фото.
Поэзия
Время работы выставки - 29 апреля 2022 г. - 30 мая 2022г.
Локация - Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, дом 221.
О проекте.
Дагестанская мадонна – образ женщины, матери , красоты и таланта.
В 2021 году «Первая галерея» инициировала проект, к которому современные художники создали глубокие и разноплановые работы.Тема женщины, горянки, дагестанки как особого ментального феномена на Кавказе давно и плодотворно волновала художников и поэтов. Тема ее силы и скрытой власти, воли и вселенского покровительства отражены в известных картинах Э. Путерброта, И. Супьянова, М. Юнусилау, М. Кажлаева, А. Астемирова, Г. Конопацкой, Ж. Колесниковой и многих других. Проект оказался востребованным и требующим продолжения. Через год, он прирос "классикой", музейными раритетами, ибо без "исторического слоя" исследование темы было бы не полным. Нынешний проект включает часть работ из первой выставки, произведения 20-30 хх.годов прошлого века из фондов музея и серией работ из коллекции галереи и частных собраний ,которые удивительным образом ложатся в канву идеи. А ещё мы сочли совершенно уместным дать в параллель изонародное искусство и народную поэзию, сотворяемые дагестанками на протяжении веков . Платки, покрывала, ковры, сумочки, перемежающиеся с картинами современных авторов и поэзией - это яркий и выразительный портрет женщины, по праву называемой Мадонной. Это ее пространство,которое формировалось веками, вплетая в него традиции красоты,вкус, ритм и краски .
О внутренних скрытых и параллельных мирах,тайнах и смыслах, характере и внутреннем мире мадонны наш рассказдополнят видео работы современных дагестанских художниц.
Мадонна это не только про мать и хранительницу очага, но и про волшебницу,поэтессу, художницу, мастерицу, талантливо создающей свои картины, узоры, культурные коды. Горский быт не баловал богатства художественных средств- полотна, нитей, все это ради красоты добывалось тяжёлым трудом –пряжу и ткани ,краски брали у трав, символы,сюжеты и орнаменты - находили в прошлом, красоту черпали у природы . Никто не принуждал плести, ткать, вязать, украшать себя-это дело личное, традиционное. Кроме ковров все имело натуральный характер, а фасон, орнамент и форма были привязаны только к конкретной местности.
Академик архитектуры Г. Мовчан отметил в своих трудах по архитектуре - сколько аулов столько видов чохто в Дагестане. И они такие же неповторимые и красивые, как дома.
Искусство требует жертв, об этом зналис давних времённе только горянки высоко в горах .Каждый отходник стремился привезти красивую дорогу ткань или платок своей жене. «Отрезы» были дороги и малы, а хватало их на долго и много-платье, подол,подзор, манжет, чохто. Лоскуты многократно перешивались, лотались и даже имитировались(кубачинки)
При скудости тканей и фурнитур, на помощь приходили мастера серебряники, создававшие множество подвесок, цепочек, монист, прикрашивая их стеклом,пастой, не дорогими,но символичными сердолика ,гагатами, жемчугом,бирюзой . Из этого совместного творчества, вдохновления от заморских тканей и шалей Индии, Азии,Персии,Турции рождались свои, собственные новые картины мира - зилмуки, тастары ,гюльмеди,сумахи, туруты,казы, маргалы, покрытые волшебными узорами , в основе которых строгая система ценностей своего аула, правила и порядки семьи.
О бытии, талантах и характере дагестанской горянки наш рассказ. Хотя его можно проложить на весь Кавказ.
По замыслу куратора через артефакты и картины, видео-арт и поэзию зритель увидит на выставке очень разные времена и стили, ипостаси и образы, объединенные темой величия и красоты. Каков портрет дагестанской мадонны, почему заявлена сама тема - зритель не примененонайдет для себя ответ на выставке.
В проекте представлено сорок произведений изобразительного и двадцать прикладного и народного искусства сорока безымянных и именитых художников Дагестана, выполненные в техниках – живопись, графика, компьютерная графика, батик, инсталляция,видео, шитье,вышивка, плетение, песни и сказания.
По окончании показа выставка будет представлена в выставочных залах СКФ ГЦСИИ-Пушкинский музей во Владикавказе (июль август 2022).
Автор и куратор проекта – Джамиля Дагирова. 2021-2022
Участники проекта:
- Агошкина Вера
- Арслангерева Асият
- Ахмедова Умай
- Гаглоева Дзерасса
- Гамзатова Диана
- Джетере Елена
- Исаев Зайнутдин
- Исмаилова Патимат
- Канаева Патимат.
- Колесников Василий
- Колесникова Жанна
- Конопацкая Галина
- Лаков Николай
- Магомедова Айзанат
- Магомедова Заира
- Марковская Александра
- Махачева Таус
- Моллаев Юсуф
- Моллакаев Магомед
- Мусаев Абдулзагир
- Пшеницына Галина
- Савельева Наталья
- Саидудинова Халимат
- Супьянова Джавгарат
- Тихилов Саид
- Хаджаев Альберт
- Цгоева Инесса
- Шерматова Мария
- Шлепнев Василий
- ЮнусилауМагома Каир