ГЕННАДИЙ ПИВЕНЬ:
ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА
Солнечным мартовским днём открылась ретроспективная выставка работ Геннадия Антоновича Пивня, приуроченная к 80-летнему юбилею художника. Фойе Орловского академического театра имени И.С. Тургенева послужило площадкой для 32-х произведений мастера.
Кажется, сухие цифры – даты переходов с одной должности на другую, избрание. Но, за ними судьба. В 1968 г. Геннадий Пивень окончил ОГПИ и в числе лучших выпускников был оставлен на кафедре изобразительного искусства в должности ассистента. Далее, старший преподаватель с 1980 по 1999 гг., доцент той же кафедры с 1999 по 2001 гг. и с 2001 г. – доцент кафедры живописи, ведущий педагог, обучающий будущих художников-живописцев. Член Союза художников России с 1995 г. Геннадий Антонович любил повторять, что совмещение педагогической деятельности и личного творчества архисложная задача, и не каждому дано с ней справиться. Действительно, можно быть востребованным художником, но не иметь ни желания, ни таланта передать свои знания студентам. В то же время, у прекрасного преподавателя, серьёзно относящегося к воспитанию подрастающего поколения, попросту не хватит энергии для создания собственных произведений. Педагогика не менее «ревнива», чем искусство. По счастью для студентов, он успешно совмещал в себе оба дара. Не случайно, его творческая и педагогическая деятельность на протяжении пяти десятков лет были отмечены Почетными грамотами Орловского государственного университета, Орловского областного Совета народных депутатов и Секретариата Союза художников России.
Геннадий Антонович Пивень родился 14 марта в 1941 года. Вспоминает дочь художника, Ольга Геннадьевна Куренкова: «Папа из семьи военнослужащих. Во время Великой Отечественной войны они жили в Хабаровском крае, а после войны переехали в Брянскую область, сначала в Карачев, затем в Брянск. Там прошло детство и юность папы, становление его как художника. Он был всесторонне одарённым молодым человеком: серьёзно занимался спортивной борьбой, музыкой. Но самым большим его увлечением было рисование. По окончании 10 классов средней школы стал вопрос выбора профессии. Папа много общался с художниками, показывал им свои рисунки и этюды, получал ценные советы, даже какое-то время работал в художественной мастерской. Поэтому свой профессиональный выбор сделал в пользу художественного образования и в 1963 г. поступил в Орловский педагогический институт на художественно-графический факультет».
Через всю жизнь Геннадий Пивень пронёс верность традициям реалистического искусства. Быть частью профессионального сообщества означало для него многое. Его удивляли люди, не стремящиеся вступить в Союз художников, задающиеся, с его точки зрения, праздным вопросом: «Что это даёт?» Запомнился его эмоциональный ответ: «Как что?! Да это же признание твоего призвания!» Он действительно ощущал свою избранность и понимал её как огромную ответственность. Каждый худграфовец, прошедший школу Пивня, помнит, как учитель приходил в аудиторию значительно раньше студентов, обстоятельно готовился к занятиям – приносил альбомы и репродукции тех произведений искусства, которые бы помогли наглядно уяснить суть задания, «страшно» ругался на опоздавших, устраивал мастер-классы. Учебный процесс воспринимался им как своего рода служение, поэтому студентам, на время его занятий, о переменах приходилось забыть.
Начиная с 1970 г., Пивень – активный участник выставок различного уровня. Достаточно вспомнить такие крупные события культурной жизни страны, как: «Край Черноземный» (1998 г., Воронеж), выставка произведений орловских художников, посвященная Дням культуры и искусства Орловщины (1996 г., Москва), Всероссийская выставка произведений изобразительного искусства «Школа-учитель-искусство» (1987 г., Москва, 2010 г., Смоленск), выставка пейзажа «Образ Родины» (1998 г., Орел) и многие другие. К групповым выставкам всегда обстоятельно готовился, писал новые работы, не позволяя себе выступать с одним и тем же произведением бесконечно. Персональных прижизненных выставок в его арсенале всего три: в 1995 и 2001 гг. в Орле и 2002 г. – во Мценске. Вероятно, потому, что в его характере сочетались скромность и крайняя требовательность к себе, как к профессионалу. По отношению же к коллегам Геннадий Антонович был неизменно доброжелателен и тактичен.
Куратор выставки, художник Елена Александровна Федоринова-Письменская, на открытии выставки сказала: «Я ученица Геннадия Антоновича с 1992 года, под его руководством мною выполнялся диплом на тему «Серия весенних пейзажей на Орлике». Наше творческое содружество длилось все эти годы и оказало большое влияние на моё понимание живописи. Мы часто работали вместе на пленэре и это бесценный опыт. Как учитель, Геннадий Антонович всегда был почётным гостем на моих персональных выставках, на правах старшего товарища открывал их. Оценивал он и монументальную живопись, которой я также занимаюсь, подсказывал, советовал. Эту выставку, к его 80-летию, мы планировали вместе. К сожалению, пришлось делать её без него»
Когда Пивень оставил худграф после 50-ти лет непрерывного стажа, он, безусловно, ощутил, как нехватку воздуха, отсутствие среды преподавания, возможность делиться богатым опытом. И сил, казалось, ещё много… Благодаря Елене Александровне он вновь обрёл любимое дело, занимаясь со всеми желающими на площадке творческой студии «Мастер Колорит» и надо отметить, что его новые разновозрастные ученики считали посещение мастер-классов огромной удачей. Занятия проходили неординарно: часто, для создания лирической атмосферы педагог читал стихи Сергея Есенина. А знал он их на память великое множество.
«Я прожил долгую жизнь, и жизнь всяческую. И чем дольше живу, тем всё более и более убеждаюсь, что, если бы на заре моей юности я предался какой-то расслабленности, чувству бесперспективности, естественному в иные моменты, по мнению иных, чувству усталости, скуки, вялому раздумью, я был бы давным-давно смят и раздавлен неисчислимым количеством всяких обстоятельств и преград жизни, без следа, мутной тенью растаял бы в сутолоке этой жизни». Эти слова Аркадия Александровича Пластова, за месяц до ухода из жизни, Геннадий Антонович пропросил распечатать и повесить в студии – как завещание будущим творцам…
Геннадий Пивень – замечательный живописец и график, хотя большую часть наследия составляет, всё же живопись. Эмоциональный и лиричный творец, тонко чувствовавший состояния природы средней полосы России, он опирался на традиции русской и советской художественных школ, черпал вдохновение у импрессионистов. Уже сейчас становится понятным, что эпоха художников, чьё становление пришлось на вторую половину ХХ века является уникальной в своём роде и, к сожалению, подходит к концу. Возможно, не более, чем через десятилетие, произведения Пивня и его товарищей по творческому цеху – Михаила Августовича Шураева, Николая Ивановича Бородина, Юрия Алексеевича Козлёнкова и многих других художников Орловского края – будут оценены по достоинству специалистами и появятся исследователи, способные дать объективную оценку роли этого периода в истории. Безусловно, это будет возможно при бережном сохранении творческого наследия, остающегося после ухода большого художника. Полотна Геннадия Антоновича по праву заслуживают быть сохранённым в музеях страны.
Выставка в театре имени И.С. Тургенева продлится до конца марта. А познакомится с масштабным проектом, включающим около сотни холстов мастера, можно будет уже в мае в БУКОО Выставочном центре г. Орла.