Ханты-Мансийский государственный художественный музей.
Персональная выставка Заслуженного художника РФ, члена ТСХ
России Владимира Бугаева
«Путь на прародину», посвящённая 70-летнему юбилею художника.
Владимир Григорьевич Бугаев – один из ярких сибирских художников, человек с удивительной траекторией судьбы. Его становление и развитие происходило 1970-80-е годы – в период стихийного развития в СССР неофициального нонконформистского искусства. В этом процессе, когда люди, уставшие от холостых ритуальных оборотов идеологизированной культуры, искали в неофициальном искусстве подлинности и современности, он был одним из заметных героев времени и места – неформальный лидер омского андеграунда, один из организаторов Экспериментального художественного объединения «Эхо».
После окончания Омского педагогического института (художественно-графический факультет) в 1971 году, он несколько лет работал преподавателем на кафедре живописи и рисунка в Омском педагогическом институте, а также в Технологическом институте. Но главная жизнь была в мастерской. Яростные абстракции раннего периода сохранились в Городском музее «Искусство Омска» и частных коллекциях. Самодостаточная активность цвета постепенно сменилась другими задачами. В поисках своего пути и близких по искусству Бугаев бывает в Москве. Во время поездок в Москву общается с художниками «Малой Грузинской», знакомится с приехавшим из Ленинграда абстракционистом Е. Михновым-Войтенко. Встреча обнаруживает удивительное сходство и параллели в творчестве. Понимая жизнь как путешествие во времени и пространстве, как изменение себя и изменение судьбы, Бугаев оставляет преподавание и перспективы более-менее стабильной жизни и отправляется в Хакасию, где открывает для себя искусство сибирской архаики. Здесь он заново обретает себя – и в творческом и в жизненном планах, знакомится с замечательными художниками – абаканским Владимиром Капелько и красноярским Андреем Поздеевым. Потом снова едет в Москву, но вскоре, в 1991 году, переезжает в Петербург на «Пушкинскую-10» – независимую республику свободных художников и рок музыкантов. В том калейдоскопе художественных событий Владимир Бугаев был заметной фигурой. В его творчестве на смену живописи и графики приходят инсталляции и перформансы. Например, «Ритуал» – почти шаманский обряд погружения в глубины времени, художественно реконструирующий архаический погребальный обряд
Тема сибирской архаики все отчетливее проступает в творчестве художника и зовет на родной сибирский континент. Владимир Григорьевич возвращается в Сибирь, сначала в Сургут, а 1998 году – в Ханты-Мансийск, где и живет по настоящее время. Избегая суеты, сочетая преподавание в колледже искусств «Центр искусств для одаренных детей Севера» – зимой, с поездками в Хакасию, на Саяны – летом и, не теряя при этом связей с петербургской художественной жизнью, В. Бугаев продолжает развиваться и идти своим интуитивно выверенным путем в современном искусстве, не превращаясь в узнаваемый стандарт постмодернистского мейнстрима. Общее направление движения – от индивидуальной импульсивности к созерцательности, равновесию, растворению в неиспорченном цивилизацией пространстве.
В ханты-мансийский период В. Бугаев, не только как никогда прежде ощутил себя частью природы, но и профессионально овладел камерой и компьютером, расширил свой творческий инструментарий, стал заниматься цифровым искусством и видео-артом. Сам стал снимать, монтировать и озвучивать свои видео-фильмы.
У художника немало отдельных сделанных и законченных как «вещь в себе» работ, но порой кажется, что все его творчество, весь его путь – это одно единое длящееся произведение свободного жанра, слитная речь, в которой различимы отдельные слова – тень, свет, ритм, вода, река, течение…
Отказавшись от героических поз и ролей звезд и мучеников искусства, он спокойно делает свое художническое дело самым естественным и природным образом.
Владимир Назанский