У важаемые Дамы и Г оспода! Приг лашаем Вас на выставку
Аминадав Каневский
1898–1976
СТАНКОВАЯ ГРАФИКА
Вернисаж состоится в выставочном зале журнала «Наше наследие»
10 сентября 2018 года в 17 часов
Журнал «Наше наследие» не впервые предоставляет выставочное пространство под авторские проекты московского коллекционера и издателя Юрия Петухова. Новая экспозиция посвящена
станковой графике выдающегося художника-иллюстратора и карикатуриста Аминадава Моисеевича
Каневского (1898–1976 ) и приурочена к 120-летию со дня рождения мастера.
Судьба была благосклонна к художнику. Он прожил долгую жизнь, его творчество оказалось востребо- ванным в полной мере. Каневский получил почти все возможные для советского времени награды и зва- ния, стал академиком. Тиражи книг с его иллюстрациями исчислялись миллионами и многократно пере- издавались, несколько поколений советских людей искали его рисунки, открывая журнал «Крокодил». Художник по праву считается одним из крупнейших мастеров отечественной книжной иллюстрации, виртуозным мастером сатирической графики и «отцом» Мурзилки.
История детства и отрочества Каневского могла бы стать сценарием кинофильма про мальчишку, ро- дившегося в уездном украинском городке в бедной многодетной семье. Учеба в гимназии была роско- шью. С 12 лет он подрабатывает сначала помощником фотографа, потом мальчиком на побегушках, подсобником на заводе в Екатеринославле, у кустаря-игрушечника выпиливает и раскрашивает фанер- ных зверей и птиц. Каневский успел повоевать еще в Первую мировую: в январе 1917 года был призван на воинскую службу, летом того же года вернулся. А в 1920-м ушел добровольцем в Красную Армию. И всегда и везде рисовал. С самых первых опытов проявился его дар — подмечать и воспроизводить в лаконичном рисунке достоверную пластическую характерность человека, зверя, предмета, пейзажа. Этот талант оценили в воинской части, где служил Каневский, и в 1921 году его командировали в Москву, во ВХУТЕМАС.
ВХУТЕМАС был тогда уникальным учебным заведением, где опыт русского беспредметного искусства перерабатывался для нужд промышленности и агитационного искусства. Не будет преувеличением ска- зать, что теоретические и практические достижения преподавателей ВХУТЕМАСа, направленные на по- стижение универсальных законов художественной формы, внесли значительный вклад в становление мирового дизайна ХХ века. Конструктивист, мастер фотомонтажа Александр Родченко был деканом первого, начально-подготовительного отделения, где студентам предлагалось знакомиться с такими дисциплинами, как пространство, цвет, форма. На это отделение и поступил 22-летний красноармеец Каневский. Его опыт и сам характер дарования затрудняли восприятие формальных дисциплин. Канев- ский проявлял себя в карикатурах, высмеивающих профессоров-беспредметников, но при этом учился хорошо, и в 1924 году поступил на один из 8-ми основных факультетов ВХУТЕМАСа — графический, где деканом был Владимир Фаворский, преподавали Николай Купреянов и Павел Павлинов. Особое внима- ние на факультете уделялось техникам гравюры, ксилографии, линогравюры. Студент Каневский пред- почитал свободный рисунок, и потому неудивительно, что наиболее близкие отношения сложились у него с Дмитрием Стахиевичем Моором. Автор легендарных плакатов «Помоги!» и «Ты записался добро- вольцем?» с 1922 года активно работал как педагог, и Каневский станет одним из его любимых учеников, под его руководством выполнит дипломную работу и по его рекомендации станет работать в журналах. Природная наблюдательность, верная рука и потрясающая работоспособность, — вот составляющие успеха художника Каневского. Привычка точно изображать то, что подмечал его острый глаз, давала художнику возможность создавать яркое и полнокровное искусство, не скатываясь ни до уровня полити- ческой агитки, ни до сентиментального бытописания. Возможно, благодаря этому качеству Каневский и не стал официозным, морализирующим художником.
Станковая графика Каневского, представленная в экспозиции, лирична и наполнена авторской тепло- той к изображаемым им людям и пейзажам. Хотя и в этих работах нет-нет, да и проскочит наработанная многолетним рисованием для сатирических журналов способность художника двумя-тремя линиями или мазками создать яркий, острый, характерный образ. Своими виртуозными, наполненными добро- той и неистребимым жизнелюбием рисунками и акварелями Каневский снискал любовь огромного количества зрителей, так что его звание народный художник вполне соответствует действительности.
Ю Р И Й П Е Т У Х О В
В ы с т а в к а п р о д л и т с я д о 5 о к т я б р я 2 0 1 8 г о д а
Адрес: Москва, 1-й Неопалимовский пер., 4. Метро: «Парк культуры», «Смоленская». Те л.: 499 2 5 2 80 12; 499 2 5 2 70 70