Пространства Юрия Ларина
живопись, графика
Государственный литературный музей
Галерея ГРОСart
Открытие состоится 28 января в 18.00 по адресу: Трубниковский переулок, 17
Проезд до станции метро «Баррикадная», «Смоленская»
Выставка работает с 29 января по 23 февраля 2015 года
Посещение с 11.00 до 18.00, кроме воскресенья и понедельника
Тел.: 933 51 70 (доб. 118), 8 916 418 10 54, 8 905 778 01 47
Курирующие организации: Государственный литературный музей (Наталья Реброва), галерея Гросart (Елена Осотина, Елена Грибоносова-Гребнева)
Выставка организована как дань памяти недавно ушедшему от нас мастеру, знакомит зрителя с целым рядом не экспонировавшихся ранее работ и позволяет воочию рассмотреть и по достоинству оценить его уникальный авторский мир хорошо узнаваемого живописного и графического пространства, отличающегося многими качествами и нюансами, но неизменно очищающего и возвышающего над повседневной суетой и духовным равнодушием.
Юрий Николаевич Ларин (1936–2014), талантливый российский живописец и график, с 1977 член Союза художников СССР, родился в Москве в семье видного государственного деятеля Николая Ивановича Бухарина и Анны Михайловны Лариной. С 1938 по 1946 в результате ареста родителей воспитывался сначала в семье родственников, а затем после их ареста – в детском доме под Сталинградом. По первому образованию инженер-гидротехник, работал на строительстве Саратовской ГЭС и в проектных организациях. В 1960 начал заниматься в Заочном народном университете искусств им. Н.К. Крупской на факультете рисунка и живописи. В 1965–1970 учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановское), на факультете художественного конструирования (промышленный дизайн). Как профессиональный художник начал работать в начале 1970-х годов. С 1970 по 1986 преподавал в Московском художественном училище Памяти 1905 года. В 1980 в письме Витторио Страда обосновал свой художественный метод, впоследствии названный им концепцией предельного состояния. Оставил преподавание после тяжелой болезни (1985), приведшей к утрате движений в правой руке. С 1986 работал только левой рукой. Скончался и похоронен в Москве.
Работы находятся в собраниях:
Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», Музея искусства народов Востока, Государственного Литературного музея, Музея Андрея Сахарова, Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева и др., а также в многочисленных частных собраниях России и за рубежом.
«...Искусство Ларина раскрывается не сразу: оно негромко, замкнуто и подчеркнуто неэмоционально. Его безлюдные пейзажи, погруженные в тишину и одиночество, приглашают к молчаливому меланхолическому созерцанию; эта природа как бы не требует зрительского соучастия...
Диалог художника с природой выглядит как монолог самой природы – эстетически организованной, – но чувство автора спрятано за абсолютностью этой организации. ...Кроме темы чисто пейзажной, здесь есть и тема художнической рефлексии, и тема самого искусства как механизма творческого преображения натуры, как способа гармонизации мира. ...Отбрасывая детали, идя на смелые пластические деформации, Ларин обнажает "душу" ландшафтного вида». (Г. Ельшевская)