Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления


 

Министерство культуры Самарской области

ГБУК «Самарский областной художественный музей»

Пресс-релиз

Самарский областной художественный музей

в рамках юбилейных мероприятий,

посвящённых 75-летию музея и 115-летию коллекции,

представляет уникальную выставку

«ТИХАЯ ЖИЗНЬ ВЕЩЕЙ».

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ НАТЮРМОРТ ХХ ВЕКА

В КОЛЛЕКЦИИ САМАРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

4 – 25 апреля 2012 г.


 

4 апреля

18:00 – открытие выставки

ул. Куйбышева, 92. 1-й этаж, лекторий

Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально — тихая или неподвижная жизнь).

Кажется, что «мертвая природа» никак не стыкуется с «тихой жизнью», но это обозначение одного и того же жанра изобразительного искусства.

Натюрмортная живопись есть в собрании каждого музея. В разные эпохи они несли разную информационную, эстетическую нагрузку. Как правило, вещи такого плана служили для украшения быта, имели декоративные функции. По преданию, древнегреческий художник Зевксис изобразил виноград так правдиво, что на него слетались насекомые, приняв за настоящий. Расцветом натюрмортной живописи стало фламандское искусство 17 века – изобильные барочные натюрморты Снейдерса раскрывали живописную, сочную красоту мира, утверждая позитивное начало. В 18 веке Шарден ввел в натюрмортный жанр тему простого, безыскусного быта частного человека. На рубеже 19 и 20 века предметные композиции обрели мистический, символический смысл. В кубизме начала ХХ века натюрморт взял реванш, прежде всего, благодаря Сезанну, мечтавшему передавать все  формы при помощи шара, конуса и цилиндра. Пикассо сместил предметные грани, заглянул за горизонт, натюрмортизировал, отстранил  мир.

В советском искусстве после 1917 года натюрморт буквально процветал, воплощая новое видение окружающего предметного мира. Натюрмортную трактовку в интерпретации  студентов ВХУТЕМАСа получали не только традиционные по теме композиции с чашками, кувшинами и тарелками, но и фигуры натурщиц, и пейзажные мотивы.

В 1920-м году возник сочный «Натюрморт» Н.И. Фешина в импрессионистическом ключе, написанный с залихватской живописной «фешинской» броскостью.

В 1920-е годы в творчестве входивших в АХРР (Ассоциация художников революционной России) художников-традиционалистов произошел откат в сторону классического искусства 17 века – таков «Натюрморт с лимоном» Н.С.Козочкина из собрания СОХМ.  Эта же тенденция явственно проявляется в картине Н.И.Плеханова «Рыбы», 1930-е гг.

Линия ориентации на «роскошное» классическое искусство Голландии и Фландрии 17 века продолжается и в 1930-е, а также послевоенные годы, годы сталинских «излишеств». Интересен натюрморт И.И.Машкова «Яблоки и гранаты», 1939, являющийся подготовительной работой для панно на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Драгоценную «плоть вещей» с пиететом изображает в натюрморте «Яблоки» П.И.Котов (1947).

Демократичный и динамичный, тяготеющий к «суровой правде жизни» «суровый стиль» представлен работами А.Ю.Никича («Желтые цветы») и  И.А.Попова («Натюрморт с газетами. Утро», 1967).

К числу программных работ на выставке относится полотно художника-«деревенщика» В.Ф.Стожарова «Московская сдоба», 1964. Весь этот бесхитростный антураж  - размещенные на столе и полках калачи, хлебы, фигурные пряники, баранки, медный самовар, увенчанный  заварочным чайником, вскрытые пачки сахару и чаю, зеленые антоновские яблоки -  вводит нас в мир простого народа, который проводит за мирным чаепитием многие часы своей безыскусной жизни.

В контрасте с «Московской сдобой» аристократически-загадочно смотрится «Красный натюрморт» ленинградского художника В.В. Ватенина, 1971, с будто исчезающими прямо у нас на глазах предметами, как бы освещенными светом белых ночей.

На выставке представлены натюрморты самарских художников. Работы Г.С.Чернухина, многие годы прожившего в Узбекистане,  «Мужицкий натюрморт» (1978) и «Две птицы» (1973) воплощают чувственную плоть предметного мира.

Полотна И.В.Карпунова «Натюрморт с тыквой» (1973-1977), «Цветы (Астры)» (1986) и  «Масленица»( 1996) воплощают одухотворенное начало, которое, примешиваясь к материальной плоти, преобразуют ее и заставляют таинственно и метафизически звучать цвет.

 

Татьяна Петрова


Самарский областной художественный музей

г. Самара, ул. Куйбышева, 92. Время работы с 10.00-17.30, выходной - вторник

Телефон для справок: 332-33-09, 332-05-64

www.artmus.ru

страница вконтакте - http://vk.com/id127103664

страница на facebook - www.facebook.com/artmus.ru