Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления


СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО В ПОСТСОВЕТСКОМ ВЫСТАВОЧНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ: ЧАСТНЫЕ ГАЛЕРЕИ

Постсоветская реальность изменила многое – появилось типологически иное искусство и новое поколение художников 1990-х гг., которые практически сразу стали признанными мастерами. Однако по-прежнему представление о событиях недавней истории Республики Казахстана во многом определяют советские научные стереотипы, как о национально-интерпретированном социалистическом искусстве метрополии. Кроме того, сведения об искусстве республики традиционно связываются с творческой практикой Алматы.

Частная галерея – решающее в развитии постсоветского искусства явление - демонстрирует принципиально новые в отношении выставочной политики социально-культурные и внутрипрофессиональные цели и задачи. Определяющую роль в данном процессе сыграла независимая от государственных институций стратегия и концептуальная составляющая их деятельности. Складывавшийся художественный рынок первоначально диктовал интерес отдельных галеристов к соцреалистическому наследию, вплоть до портретов вождей всех советских эпох, которых можно было видеть даже на ставшем легендой «Артмифе» (Москва, 1993). Данное коммерческое направление определяли приоритеты рынка тех лет – популярность искусства соцреализма в подобных жанрах и темах у иностранцев. В настоящее время – это удел небольших салончиков.

Здраво оценивая трудности становления весьма специфического бизнеса, следует отметить, что в ущерб экономическим побеждали творческие интересы к не ангажированному искусству, чаще всего. Будоражащее обывателя понятие «частная» для галеристов означало принципиально новое видение специфики своей работы, прежде всего, свободу выбора в тематике и героях проводимых выставок.

Работая в частной галерее с 1993 года, имею большой опыт научно-выставочной деятельности по расширению диапазона имен и явлений советского искусства 1920-80-х годов. Ввела в профессиональный и социокультурный контекст тысячи произведений, прививая интерес к утраченным техникам (пастели, рисунку, например) и темам, длительно пребывавшим на границе «высоких» жанров советского искусства с его пафосностью. В свое время пустилась в «свободное плавание», стремясь привлечь внимание зрителей и коллекционеров не только к необычайно популярному в середине 1990-х годов искусству андеграунда, вышедшему из-под идеологического прессинга. Практически забытый, но, безусловно значимый слой произведений советского времени, который пребывал в некоем профессиональном пространстве между авангардом и официозом, своего рода, «третье искусство», активно экспонировался на выставках галереи «ARK». Эти произведения, чьи рейтинги растут в геометрической прогрессии, стали предметом коллекционирования.

В регионе существует обширный ареал неизвестного и по сей день искусства. Более популярны и признаны во всем мире мастера азиатского авангарда 1920-х годов. Художники, которые работали вне данного направления, на долгие годы оставались за бортом исследовательских интересов, неверно ассоциируясь с творчеством в установках соцреализма. Между тем, в независимом от партнадзора мире всегда существовало иное искусство. И это был не только авангард. Пора вспомнить – экспонировать, изучать – тех художников и произведения, которые десятилетиями предавались забвению, как ранее было с работами мастеров авангарда.

Восстановлению имен в галерее «ARK» было посвящено немалоэкспозиций, начиная с программной выставки «Нас утро встречает прохладой…Картина и вещь 40-х гг.» 1999 года, которая запомнилась зрителям и профессионалам. Далее последовали выставки «Ностальгия. Пейзажи Алматы 1930-1990гг.», «Пиршество реализма намечено на ноябрь», «Рисунки нестарых мастеров». В рамках проектов «О прошлом – без иронии», «Частная коллекция», «На границе высоких жанров» (с 1998), а затем «Неизвестный…» (с 2003) галерея «ARK» провела около 60 выставок ретроспективного направления.

Выставки проекта «Недавняя история» были посвящены теме невостребованного в советское время искусства. Не только молодые художники и зритель 1990-х годов, но во многом и старшее поколение открыли для себя неизвестный пласт казахстанского искусства. Его составляло творчество не только признанных лидеров казахстанской школы (Ж. Шарденова, С. Айтбаева), но и художников, не обласканных привилегиями, выдаваемых партчиновниками «от искусства». Вынужденные зарабатывать на жизнь соцзаказами, многие при жизни практически не экспонировались или же демонстрировали пафосные полотна социалистических достижений.

Выставки галереи «ARK» открыли зрителю творчество шестидесятников, пребывавших в забвении: «Городские хроники Мэлса Ержанова», «Предгорья. Оралбек Нуржамаев», «Идиллия. Иван Бондаренко», «Семейные хроники. Праховы – Кужеленко – Леонтьевы», «Элегия. Иван Квачко», «Мастер акварели Василий Поляков», «Картины тихой жизни. Натюрморт, пейзаж 1930-1980гг.», «Неизвестный… Леонид Брюммер», «Вне генерального курса - искусство 1950-1980-х гг. из частных коллекций».

Как показали выставки, реальный вклад великолепных живописцев в национальное искусство и их имена должны стать достоянием переосмысливаемой заново его истории: О. Кужеленко, В. Кузнецова, А. Мотузко, В. Самойленко, Н. Соловьев, В. Ткаченко, Г. Чернощеков, В. Шутенков, непрофессиональные живописцы И. Мануйленко, И. Личадеева и многие другие. Будучи лишены возможности выставлять созданные «для себя», свободные от запретов советского официального искусства произведения, которые растворили без остатка реалии мира скудной социалистической действительности, они, наконец, получили шанс встречи со зрителем в зале галереи «ARK».

Практически незнакомы даже профессионалам художники из областных центров. В выставочном проекте «Художники провинции» галерея «ARK» стремилась сделать популярными забытых мастеров, доказав своими экспозициями, что в искусстве нет провинции, но есть понятие таланта, а оно – вне географии.

Вслед за экспозицией таразского художника Л. Брюммера последовали выставки неизвестных даже специалистам мастеров из Шымкента Ф. Потехина и Г. Пономаренко, карагандинцев П. Антоненко, С. Саносяна, П. Реченского, Г. Гилевского. Особый интерес профессионалов вызвала серия выставок проекта «В окрестностях импрессионизма…» Они, пожалуй, лидируют по качеству экспонировавшегося материала. Последними по времени выставками стали «В окрестностях импрессионизма – вся Азия» (2009) и «Самаркандия» (2010). Наряду с открытиями, как это было и ранее, экспозиции представляли произведения неизвестных художников в едином ряду с маститыми  и признанными. Экспозиции включали около 160 произведений из нескольких частных собраний, демонстрируя, в свою очередь, значимость коллекционирования и его уровень в Казахстане.

Экспозиции дали прекрасный срез искусства Центральной Азии с конца 1920-х - до 1980-х годов: произведения Д. Бурлюка, А. Волкова, Н. Карахана, Н. Кашиной, Е. Коровай, К. Петрова-Водкина, У. Тансыкбаева, В. Уфимцева, С. Чуйкова и его жены Е. Малеиной, не столь известной, но более талантливой и яркой, а также многих других. Кроме авангардистов были их предшественники: Л. Буре, К. Казаков, Н. Ужинский. Работы других художников пока менее популярны (Б. Брынских, П. Ган, Н. Пудовкин). На глазах, взлетели рейтинги как бесспорных мастеров (А. Волкова, П. Кузнецова), так и художников, только осваиваемых арт-рынком. Приезжие арт-дилеры готовы к закупке произведений, опираясь на художественную ценность, а не только рейтинг признанных авторов, как было еще буквально несколько лет назад. В регион зачастили представители известных аукционных домов, которые вычерпали немало интересного, хотя большинство местных коллекционеров не спешит расставаться с этим наследием.

Постепенно растет интерес к искусству региона 1960-70 годов, которое начинает занимать все более прочные позиции на московских и зарубежных аукционах, свидетельствуя о высоком уровне мастерства в республиках Азии советского времени. Базой становления национальных школ стали творческая практика и преподавательская деятельность тех, кого мы называем художниками азиатского авангарда. Само же явление постепенно осознается в контексте наследия отечественного искусства ХХ века, как не до конца оцененное и осмысленное искусство его «восточного крыла».

После выставки азиатского авангарда из фондов Нукусского музея (Москва, 1968), которая буквально перевернула представление профессионалов о судьбах советского искусства и его героев, в последующем подобные экспозиции стали прерогативой музея Востока, где использовались частные и семейные коллекции официально непризнанного искусства. Постепенно обозначилась проблематика искусства Азии в категориях западно-восточного синтеза культур - новой грани творческой ориенталистики.1

На сегодняшний день данное наследие все больше экспонируется в десятках выставок государственных и частных галерей Москвы, Киева, зарубежья: Бельгия, Великобритания, США. В рамках проекта «Из стран исхода» в Израиле постепенно сложился ежегодный фестиваль искусства художников-репатриантов из Азии, как особо выдающегося явления среди бывших советских республик. На антикварных салонах также немало азиатских разделов. Кураторы и исследователи разрабатывают исторические и концептуальные парадигмы этой, по-настоящему эпохи искусства ХХ века.

Самые творчески ориентированные галеристы еще в начале 1990-х годов стали искать, коллекционировать и экспонировать искусство забытых и репрессированных художников. В теперь далеком, 1989 году, когда, впервые после хрущевской «оттепели», осмелились заговорить о жертвах репрессий, прошла выставка «Реквием» - документальные и художественные свидетельства времени». Мы трое энтузиастов подготовили экспозицию из фондов музея ГМИ им. А. Кастеева, которая представила произведения художников, пострадавших в эпоху сталинизма: В.И. Антощенко-Оленева, М.А. Гайдукевича, Е.А. Говоровой, Ю.В. Зайцева, С.В. Кукурузы, В.В. Теляковского, Илоны Токай, И.Я. Иткинда, Х. Ходжикова, М.Б. Храпковского, А.М. Черкасского, В.А. Эйферта. Были впервые представлены материалы из моего личного архива о художниках Карлага: Ю.В. Грунине, А.Л. Чижевском и др. По результатам выставки я была приглашена выступить с докладом на Всемирном конгрессе «КГБ: вчера, сегодня, завтра» (Москва, октябрь 1993).

Выставка впервые знакомила зрителей с темой репрессий. Еще не были открыты архивы КГБ, и все, что удалось разыскать с начала 1980-х годов по следам переписки, общения с родственниками и самими страдальцами страшного времени, обладал особой значимостью. Хотя круг моих научно-практических интересов всегда находился в другой плоскости – исследование процессов становления молодых национальных школ и искусства последних десятилетий, теории и практики работы галерей - тему репрессий не оставляю по сей день. Не позволял сам материал - прожигавший, ужасавший трагедийностью, взывая к исторической и человеческой ответственности. Продолжала сбор информации, подготовила доклады, статьи, приобретала произведения репрессированных художников в личную коллекцию. Материалы о творчестве репрессированных художников введены мною в фундаментальное издание «Антология искусства Казахстана» и статью «Русское присутствие».2

Многолетние изыскания послужили основой цикла выставок, экспонирующих произведения репрессированных художников. которые занимают особое место в деятельности галереи «ARK». Открытием имени стали выставки 2003 и 2010 годов, посвященные Леониду Владимировичу Брюммеру (1889-1971), до того совершенно неизвестного художника. Он – выходец из семей фон Брюммер (по матери французов Вадон), владельцев чугунолитейного завода и корабельной верфи в Херсоне. В Казахстан был депортирован в 1941 году как этнический немец. Умер, всеми забытый, в доме для престарелых в Таразе. Место захоронения неизвестно. Картины художник сохранял вопреки всему. Даже выезжая в ссылку, взял только каталоги выставок и холсты, среди которых есть и дореволюционные. Наследие Л.В. Брюммера (более 1000 работ) чудом сохранилось.3

Замалчивается до сих пор, воспринимаясь как данность, трагедия художников-карагандинцев, о которых исследователи творчества жертв Карлага даже не упоминают. В этом городе оказался после заключения и лагерей Саркис Манукович Саносян (1922–2004). Благодаря выставкам галереи «ARK», ранее неизвестный художник стал одним из наиболее востребованных коллекционерами.

Павел Иванович Реченский(1924 - 1998) попал в Карлаг в 1932 году вместе с тысячами «раскулаченных». Сумел выжить в условиях, когда из пересыльных погиб каждый второй. Не получил не только профессионального, но практически и школьного образования. В советское время стилистика его произведений, противореча доктринам официального искусства, закрывала дорогу на выставки. Галерея «ARK» постоянно экспонирует его произведения, никого не оставляющие равнодушными. К сожалению, картины так и остались невостребованными госмузеями. Они находятся в частных собраниях многих стран, в частности, семьи Ролана Быкова.

От сосланного перед войной в наш регион Николай Ивановича Катаевского, сохранилось только четыре работы 1920-30 годов. Удалось найти информацию об его участии в трех выставках в Бишкеке и Москве. Последняя - в 1946 году, когда он был вновь арестован. Дальше – неизвестность…

В Казахстан ссылали по разным поводам: по национальным признакам, за принадлежность к авангарду. Не делалось исключения и для реалистов, представителей РАПХа (Российской ассоциации пролетарских художников), ранее служивших орудием расправы над неугодными. «За мистицизм» попала в Чимкент москвичка Е.Е. Семенова. Из «неблагонадежных» народов в Казахстан попали карачаевец Х.Б. Крымшаханов, литовец Л. Усайтис, эстонский живописец и график Ю. Соостер; выдающиеся немецкие художники Ирина Борхман, Леонид Брюммер, Леонид Гамбургер, Артур Фонвизин, Павел Фризен, Павел Эйферт, Генрих Фогелер (погиб в Северном Казахстане). Много художников было и в Карлаге, в том числе, женщины: Вера Ермолаева, Наталья Изнар, Ева Левина-Розенгольц, Ирина Мыслина.

Владимира Бехтеева, одного из родоначальников немецкого экспрессионизма, сослали в Казахстан как дворянина (1939 – 1945). Его брат входил в группу патриотов, пытавшихся освободить царскую семью, позднее уехал в Париж. Об этих биографических подробностях никто не донес, и В. Бехтеев отделался ссылкой в Шымкент. Там он создал обширную серию изумительных по красоте акварелей (пейзажи, жанровые сценки), а также цикл иллюстрации к роману В. Яна «Нашествие Батыя». В работе над ними помогло знакомство с культурой и бытом южного города (типажи, одежда, зарисовки юрт, всадников, восточных танцовщиц).

Тема далека от исчерпанности и статья лишь пунктиром обозначила параметры и составляющие одной из важных проблем пересмотра советской истории искусства.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Малиновская Е.Г. Актуализация феномена азиатского авангарда в системе художественных выставок и арт-рынка // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 4 февраля 2011. СПбГУП. СПб, 2011. C. 23-26.
  2. Антология искусства Казахстана. Т.1. «Живопись». Алматы, 2004; Малиновская Е.Г. Русское присутствие. Художественная жизнь ближнего зарубежья // Русское искусство. 2010, №1(25). С. 114-123.
  3. Малиновская Е.Г. Опыт научно-выставочной деятельности галереи «ARK» по расширению диапазона имен и явлений отечественной истории искусства 1920-60-х гг. // Социальные утопии и мифы в искусстве Казахстана ХХ века. Международная научно-теоретическая конференция. Алматы, 2010. С. 100-111.

Е.Г. Малиновская,
кандидат искусствоведения, доцент, член АИС и AICA

директор галереи «ARK». Алматы, Казахстан


Брынских Б.А. к.м., 35х49, №17 Брюммер Л. Дом отдыха. Алушта,1934, к.м.,39х33 Брюммер Л. Пора сенокоса, 1940, к.м., 33.5х26 Калмыков С.Балерина.24 июня 1940, 1940, к. м, 100х74 Карахан Н. Горный пейзаж, 1950-е, к.м., 36х50 - копия

Катаевский Н. Усадьба, 1927, х.м., 36х53 Пономаренко Г. Гараж, 1952,к.м., 39х28 Саносян С. Автобусная остановка, 1961, б. т., 34х22 Саносян С. Зангезур - в горном поселке, 1981, к.м., 70х50 Тюрин В. Пионерка на субботнике, 1962, х.м., 40х30,5 Шутенков В. Эскиз. Балерина,1964,к.м., 45х33