Конференция «Морозовские чтения».
В честь 70-летия со дня рождения А.И. Морозова
Предполагаемая дата проведения 24–25 ноября 2011 г.
Предполагаемое место проведения – Белый зал Российской академии художеств
Организаторы конференции:
Российская Академия художеств (РАХ)
Общероссийская общественная организация «Ассоциация искусствоведов» (ООО АИС)
Отделение истории и теории искусства Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Международная конфедерация союзов художников (МКСХ)
Издательство «ГАЛАРТ».
Российское искусствознание сегодня нуждается в восстановлении памяти. Советский эксперимент превращается в новую Атлантиду, повод для легенд и выдумок. А.И.Морозов остается для нас олицетворением реальной, нефальсифицированной памяти. Ученый и мыслитель соединял концы и начала, изучал первые шаги советского проекта, пути развития, финальные усилия художников советской цивилизации. Он был участником реальной жизни искусства и теоретиком этого процесса. Он внушал своим ученикам и передавал коллегам бережное отношение к микро- и макроистории, к достижениям и провалам, к успехам искусства вопреки исторической реальности и благодаря ей.
Ноябрьская конференция (2011), посвященная памяти А.И.Морозова, должна способствовать восстановлению нашей поврежденной памяти. Опираясь на опыт и наследие ученого и мыслителя, на собственные интеллектуальные и нравственные ресурсы, следовало бы заняться, наконец, проблемой связи эстетических аспектов нашего искусства и его этического смысла. Нашей задачей будет исследование ранних стадий развития советского искусства, его драматических перипетий в середине пути, и его последних проявлений.
В будущем нас наверняка ожидает серьезный теоретический пересмотр итогов советского искусства. Оно перестанет быть фетишем, и не будет смысла видеть в нем пугало. Ученые и публицисты привыкнут рассматривать настоящее искусство в его внутренней целостности, не пытаясь истребить один лагерь ради торжества другого. Нам предстоит в обозримом будущем увидеть реальную историю искусства Советского Союза в контексте мирового искусства.
Отсюда проблемы и задачи конференции «Морозовские чтения» и ее возможные тематические рубрики:
- Советское искусство как предмет изучения. Возможно ли незаинтересованное познание воспаленной исторической ткани. Идеология и искусство. Официоз и художник.
- Непредумышленные смыслы. О чем говорят и о чем проговариваются идеологические монстры советской эпохи. Перспективы нашей герменевтики.
- Прекрасное, истинное и нравственное. Об уродливой истине, нравственной красоте и других парадоксах нашего искусства.
- Советские отшельники, мученики и киники. История неофициального искусства от начала до конца.
- Первые шаги. Раннесоветское искусство России. Сотворение мифа и магические формулы власти.
- Проблема исторического лабиринта и трагическое ощущение жизни. Апокалиптические смыслы в советском искусстве.
- «Возрождение модернизма» на Западе и советская оттепель в искусстве. Параллели и перпендикуляры.
- Веселые поминки. Карнавальная культура последних лет советской жизни.
- Постсоветские у кормила. Восстановление справедливости, вторжение, реванш?
- История советского искусства в контексте мирового художественного развития.
- Художественная критика и научное изучение нашего искусства.
Предлагаемые рубрики приблизительны. Тематический выбор не ограничен, но некоторые принципиальные требования придется соблюдать. Научное и философское осмысление предмета приветствуется. Групповая ангажированность и обличительный пафос нежелательны. Учимся понимать, изучать, дискутировать, а не самоутверждаться. Мы обязаны исследовать острые, неудобные вопросы и готовить их к суду истории, без гнева и пристрастия.
Чтобы стать участником конференции, необходимо прислать название предлагаемой темы и аннотацию к ней (1 страница). Срок – до 15 сентября 2011 года
Проезд и пребывание в Москве участников конференции за счет направляющей стороны.
Присылать развернутые заявки по адресу: