Художник Юрий Новиков. Керамика. Каталог-резоне /Автор проекта,
научный редактор Н. Барсукова. Сочи: Оптима, 2021 – 384 с., ил.
Каталог-резоне творческих работ выдающего отечественного художника-керамиста Юрия Михайловича Новикова (1946–2018) подготовлен в виде обширного монографического исследования, куда включены биографические сведения и данные о творческом наследии художника, собранные в результате архивной работы и сотрудничества с отечественными музеями, хранящими творческие работы Ю. Новикова. Выявлены уникальные для современной художественной керамики черты авторского стиля художника, показан масштаб творческого дарования, универсальный подход к искусству керамики, безграничные возможности его творческих экспериментов для воплощения любых замыслов – от декоративных особенностей материала до изображения глубоких философских сюжетов. Творчество художника представлено в виде трёх периодов, связанных с проживанием в разные годы в Ленинграде, Москве и Сочи. Показано как город и среда оказывали влияние на выбор тем и сюжетов, на многообразие художественных компонентов творчества.
Юрий Новиков – выдающийся российский художник-керамист с ярким индивидуальным почерком, живописец, скульптор, дизайнер, педагог, видный представитель петербургской школы керамики, член Союза художников России, лауреат медали «Леонардо» и «Золотой Звезды» Книги рекордов России, медали «Международная культурная миссия «Истоки», дипломант Книги рекордов России, номинант Книги рекордов Гиннесса за мировой рекорд «Самая высокая расписная изразцовая печь в мире» (Сочи), дипломант многих российских и международных форумов и симпозиумов, участник более 100 международных, всесоюзных и национальных выставок.
Работы художника хорошо известны в России и за рубежом, широко представлены в коллекциях лучших музеев и частных собраниях мира. Творчество Ю. Новикова определяет основные тенденции развития современной художественной керамики России. Художник стилеобразующий, его стилевая система является самостоятельным и оригинальным направлением современной отечественной керамики, его творчество новаторское, вместе с тем глубоко национальное.
Ю. Новиков – художник сильного чувства и глубокой мысли, он раскрывает новые возможности керамики как «высокого искусства», способного выражать сложное философское содержание и концептуальные идеи. Для его творческого наследия характерна удивительная цельность и многообразие.Гармоничность пропорций, ясность, классическая стройность и пластичность форм, чувство высокого стиля отличают как крупные его работы – декоративные панно и интерьерные композиции, изразцовые камины и печи, так и миниатюры. Такие композиционные принципы как пропорциональное соотношение частей, ритмическая структура, внимание к линии и силуэту были всегда в центре его внимания при воплощении художественного образа.Утверждал в керамическом искусстве приём, далёкий от традиционного декорирования и декоративной росписи – создал сюжетную живопись на основе русского реалистического искусства и композиционных приёмов супрематизма. Богатое ассоциативное мышление Ю. Новикова, впитавшее в себя глубокие знания истории искусств, литературы и театра, собственные пейзажные зарисовки – всё это легло в основу его сюжетно-живописного стиля.
Стержнем авторского метода художника является чёткий рисунок в тесной связи с композиционной работой, формообразованием и работой в материале. В его керамике соединились принципы станкового и декоративного искусства, когда живописная плоскость сочетается с рельефом и объемом, скульптурный объем – с плоскостным изображением и с изобразительно-иллюзорным пространством. Это приводит к возникновению совершенно особых произведений, в которых слиты черты и признаки скульптуры, живописи, графики. Художник органично соединяет в керамике пространство и художественный образ, форму и цвет, в скульптуре добивается взаимодействия формы и росписи, ищет закономерности изменения живописи от пластики и цельности художественного образа.
Видный представитель петербургской школы керамики, он внёс большой вклад в развитие московской и сочинской художественной культуры. Его творческий путь связан с проживанием в трёх городах – Ленинграде, Москве и Сочи. В данной монографии творчество художника представлено в виде трёх соответствующих периодов, показано как город и среда оказывали влияние на выбор тем и сюжетов, на многообразие художественных компонентов творчества.
Творческих событий Новикова хватило бы на несколько биографий: воссоздавал изразцовые печи Большого Петергофского дворца, декорировал интерьерной керамикой правительственные объекты, создавал уникальные подарочные панно, блюда, вазы для членов правительств и иностранных делегаций, участвовал в российской культурной миссии «Истоки-1» и «Истоки-2» по странам Средиземного моря. Был наделён многими талантами – великолепной памятью, абсолютным музыкальным слухом и даром ясновидения, обладал энциклопедическими знаниями, эрудицией, активной гражданской и творческой позицией и умел делать всё своими руками.
Ю. Новиков – художник универсального плана, что проявилось в жанровом разнообразии: многофигурные составные композиции, интерьерная керамика, изразцовые камины и печи, монументально-декоративные панно, вазы, объёмная и настенная анималистическая скульптура с росписью, блюда, пласты и плакетки, гончарная керамика, миниатюры и изогнутые поверхности с вписанными в них живописно-изобразительными композициями.
Художник всегда придерживался принципов, которые были выработаны ленинградской школой керамики в 70-е годы прошлого столетия в годы его учёбы и творческого становления: высокое технологическое мастерство и свобода владения избранным материалом и техникой, которые должны не только максимально заявлять о себе, но и быть высокохудожественными. Первые его работы были выполнены из фарфора и шамотной массы, но затем предпочтение отдаёт наиболее сложной технике – подглазурной полихромной росписи по сырой белой эмали, и открывает новые возможности майолики.Будучи ещё студентом, сразу организовывает индивидуальную творческую мастерскую по адресу ул. Фонтанка, 2, чтобы быть независимым от производственного и технологического процессов, от технической базы ленинградского Комбината декоративно-прикладного искусства Художественного фонда РСФСР, что и позволило очень быстро выработать свой оригинальный авторский стиль.
Глубокие знания законов композиции, особенностей создания художественного образа и технологического процесса дали ему технологическую независимость и возможность экспериментировать. Экспериментальный характер его произведений основывается на тщательно выверенной технологии – этому способствовала самостоятельная студийная работа, всегда работал в своей личной творческой мастерской по собственным рецептам глиняных масс, эмалей и глазурей. Интерес к тонкостям использования материала никогда не замыкался только техническими проблемами – в его руках материал всегда служил проблемам решения вопросов художественного образа. Знание технологии силикатов, тонкости разных техник, собственноручно сложенные печи для обжигов керамики давало ощущение технологической независимости и позволяло программировать все технологические эффекты для возможности делать много проб в поисках абсолютной гармонии и добиваться активного звучания цвета.
Ю. Новиков – ученик Анны Лепорской, которая была его наставницей и руководителем производственных практик и дипломной работы от ЛФЗ. А.Лепорская была летописцем К. Малевича, его соратницей, единомышленницей и духовной наследницей. Архив с рисунками и записями К. Малевича, который она хранила тайно долгие годы, и который стал достоянием широкой общественности лишь в 2018 г. (выставка рисунков в Русском музее), Новиков имел возможность тщательно изучить еще в 70-е годы прошлого века и получить лично от неё комментарии по основамуновизма (так она называла супрематизм). Осознание возможностей абстрактного моделирования супрематизма было сделано Ю. Новиковым позже и реализовалось во многих работах сочинского периода, а в память о А. Лепорской и К. Малевиче возникла работа «Рождение «Чёрного квадрата».
Композиционные принципы супрематизма с его подходом к решению проблемы существования предмета в пространстве, знание материала и вытекающие из этого безграничные возможности сложной проработки фактур сложились у него в городских пейзажах в новую систему мировосприятия. В её основе – лаконичные выразительные силуэты, почти графическая манера изложения, сдержанность палитры – всего три-четыре хорошо сбалансированных оттенка. Вариации на тему старого Петербурга с егоуютными двориками, монохромной гаммой, чистотой почти супрематическихлиний станут неотъемлемой частью его петербургских серий работ.В них художнику удалось создать визуальный аналог иллюзорного, таинственно-мистического образа Петербурга, с его сумеречными зимними днями и таинственными летними ночами, какой зрителю известен по «Пиковой даме» А. С. Пушкина и «Петербургу» А. Белого. Здесь и обобщённый образ старого города, город-снежная сказка, и город-поэтическая метафора и город-лабиринт, который воспринимается как символ жизни – у каждого человека свой жизненный лабиринт, в котором он сам должен найти свой путь. Именно в таком городе появляются герои Даниила Хармса, именно там пропадает сам поэт. Ю.Новиков – первый из художников стал показывать не парадный, но далекий от мрачности Ленинград в работах на тему «Дворы моего детства», «Петербургские сновидения», «Петербург Пушкина и Достоевского».
Еще одна основная тема – национальный русский пейзаж. Темы его росписей в пейзажном жанре –«Золотое кольцо России», «Русский Север» увидены воочию и прочувствованы (в молодости исколесил полстраны) – покосившиеся деревянные домики, бескрайние поля, церковь, стог сена, одинокая лодка на реке. Помимо узнаваемости любимых мест его интересует динамика определенного эмоционального состояния природы. Непритязательные в своей простоте, эти лирические зарисовки всегда мастерски выполнены композиционно и колористически. Каждый отдельный пейзаж, несмотря на подчёркнутую камерность, несёт в себе качество всеобщности, за обманчивой простотой мотива проступает образ мира, причём его многосложность отражена в самой фактуре мазка, подвижного и вибрирующего, в мерцающем перетекании красок, сложной игре полутонов. Так достигалась многослойность и тонкие тональные переходы. Живопись этих работ свободная – широкими мазками кистью с подмалевком. Виртуозное владение техникой позволяло писать с ходу без предварительных эскизов, при этом добиваться композиционного и колористического многообразия. Глубины пространства достигал особым приёмом – набором на кисть сразу нескольких красок, основной, рисующей и дополнительной.
Высокое мастерство Новикова основывается и на особенностях материала. Он считал, что стремительное развитие технологии, появление новых методов декорирования, изготовления и обжига декоративной керамики обязывает художников владеть широким спектром приёмов обработки материала, и всегда стремился достичь в творчестве независимости от технологического процесса. Основой его творческого метода стал эксперимент с цветом и изобразительными техниками, построенный на строго научном подходе: все результаты прогнозировал и готовил заранее.
Такой подход к творческому процессу давал возможность многовариантной проработки одной темы или идеи. Художник любил писать серии работ блюд и пластов, состоящие из 30-40 вариантов на одну тему: «Театр», «Дворы моего детства», «Петербургские сновидения», «Петровская флотилия», «Красная Поляна зимой», «Космос», «Золотое кольцо России», «Русский Север». Это позволяло раскрывать тему многопланово и многосложно с разных сторон, давало безграничные возможности вживаться в неё и проживать с ней какой-то отрезок собственного времени. Работа над сериями – творческая потребность, дающая возможность отшлифовывать образную выразительность и технологию.
Сочетание фактурности керамики и изящности росписи, несущей в себе как живописное, так и графическое начало, сообщает работам художника неповторимость и своеобразие, а использование точечной подсветки, выхватывающей отдельные элементы композиции, привносит камерность. Тем не менее, никогда не работал на одних приёмах, всегда творил от замысла и идеи, многие его работы выполнены в авторской технике, а в поздних работах поиски выразительного звонкого цвета воплотил в росписи эмалями собственного приготовления.
Художник не ограничивался воплощением традиционной, реалистической образной системы, приверженцем которой себя считал. Он использовал и иные стилевые направления.Абстрактная стилистика нашла воплощение в работах философско-символического характера, предназначенных скорее для медитации, углублённого созерцания и размышления: «По Сириусу пешком», «Комета Галлея», «Компас жизни», «Божественная пропорция», «Вход в Шамбалу», «Космос в телескоп Хаббл» (1998–2018). Эти работы плод его размышлений о мире, Вселенной, о себе, стремление заглянуть в непознанное, созерцание и концентрация внимания на интуитивном способе познания. Блестящее композиционноемышление Новикова здесь наиболее раскованно и ассоциативно. Особенно ярко эксперименты с цветом проявились в абстрактных работах сочинского периода. Колористические поиски становятся здесь приоритетными. В результате появляются изысканно-утончённые цветовые решения, композиционная сложность и многообразие.
Наряду с выставочной работой, созданием уникальных авторских произведений декоративно-прикладного искусства, он плодотворно работал и в жанре монументальной и интерьерной керамики – создавал монументально-декоративные композиции и декоративные панно для оформления общественных интерьеров, изразцовые камины и печи. Внёс большой вклад в реставрацию – участвовал в воссоздании уникальных изразцовых печей XVIII века в Кавалерской, Секретарской, Голубой приёмной и Белой столовой Большого петергофского дворца (1979–1984), изучал историю изразцов не только в контексте искусствоведческих проблем, занимался исследованием изразцовых печей как функциональных объектов. Личный вклад Ю. Новикова в воссоздание изразцовых печей первого этапа Большого петергофского дворца огромен. Им была сформирована методология и воссоздана технология изготовления изразцов и изразцовых печей «петровского стиля», восстановлены старинные рецепты глиняных масс, глазурей, эмалей, особенностей проектирования и росписи изразцов. Всё это бережно сохраняется в Музее керамики и творческой мастерской Юрия Новикова в Сочи.
Традиции русского изразцового искусства «петровского стиля» продолжил в своём творчестве. Создал свой стиль изразцовых каминов, не имеющий аналогов в истории русского изразцового искусства, отличающийся «классической» уравновешенностью формы, наделённой особым пластическим характером, строгой симметрией, упорядоченностью и уравновешенностью всех элементов и деталей. В проектной деятельности обращал внимание на конструктивные особенности, стиль и вопросы функционального назначения.
Ю. Новиков привнёс собственные достижения в искусство керамики, дух и ощущения своего времени, делал постоянные открытия – пластические, сюжетные, технологические. Истоки его творчества в архитектуре Петербурга, в живописно-пластических находках начала XX века, в искусстве изразца петровского стиля, но все они органично сплавлены в новую стилевую систему под названием «керамика Юрия Новикова».
Н. Барсукова
доктор искусствоведения, профессор,
директор Музея керамики Юрия Новикова