Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Пензенский государственный университет
архитектуры и строительства

Е.В. Буяльская
ВИКТОР БУЯЛЬСКИЙ

Пенза 2008

УДК (091)(0758)
ББК 87.3я 73
Б94

Рецензенты:
И.Е. Светлов, доктор искусствоведения, профессор
Московского государственного академического института им. В.И. Сурикова;

В.И. Перфильев, искусствовед, член СХ России,
член-корреспондент Академии художественной критики

Об авторе
Елена Викторовна Буяльская – искусствовед, директор Пензенского частного музея скульптуры Виктора Буяльского, член Ассоциации искусствоведов СНГ (АИС), преподаватель истории искусства кафедры «Дизайн» архитектурного факультета ПГУАС, организатор персональных посмертных выставок Виктора Буяльского.

Буяльская Е.В.
Б94 Виктор Буяльский : монография. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. – 200 с.
ISBN 978-5-8356-0798-3

Монография посвящена пензенскому скульптору В.И. Буяльскому (1946 – 1999). Подробно исследуя творчество мастера, автор сопоставляет его с зарубежными и отечественными художниками и приходит к выводу об уникальном месте скульптора в истории искусства XX в. Книга иллюстрирована и рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся изобразительным искусством.

Монография подготовлена на кафедре «Дизайн» архитектурного факультета ПГУАС.

УДК (091)(0758)
ББК 87.3я 73
ISBN 978-5-8356-0798-3
Пензенский государственный университет
архитектуры и строительства, 2008
 Буяльская Е.В., 2008
---------------------------------------------------------------------------------------------------
buyaliskay
Предисловие
Эта книга о творчестве моего отца – Виктора Ивановича Буяльского.
Он был скульптором. Проектировал и создавал памятники тем, кто прославил Россию, – писателям, поэтам, общественным деятелям.
Наряду с этими поэтическими и гражданскими образами воплотил в малых формах пластики свое восхищение и интерес к античной культуре. Писал тонкие, полные взволнованности и искреннего сочувствия живописные портреты своих друзей и знакомых. Стал автором целой серии медалей, в которых по-своему запечатлел облик Пушкина, Лермонтова и более близких к нынешнему времени людей – норвежского путешественника Фритьофа Нансена, оказавшего в 1922-м году помощь голодающей России, Федора Буслаева, Сергея Прокофьева и многих-многих других.
Была в жизни Виктора Ивановича и еще одна значительная грань – сценография спектаклей в Театре кукол «Орленок».
Определяющей характеристикой его творчества является поэтичность. Размышляя о творческих поисках художника, нельзя не вспомнить о качествах, сохранившихся в нем до конца жизни, – мечтательности, созерцательности, спокойствии.
Это был думающий человек, преданный национальной культуре, понимающий склад российского человека и вместе с тем приобщенный к ценностям европейской культуры, к мировой классике. Живо реагировал на мир, ценил остроумие и веселье. И одновременно был сосредоточенным и серьезным, когда речь шла о принципиальных моментах в жизни. Убежденно отстаивал свою гражданскую позицию, когда речь заходила об исторических образах, о роли искусства в полном объеме.
Вся основная часть жизни В.И. Буяльского прошла в Пензе. Судьба его была предрешена, когда он в 1965-м году поступил на скульптурное отделение Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого. Начало семидесятых – это попытка определиться, «найти себя».
Эволюция его творчества как художника была долгой и трудной. Только через двадцать лет после окончания Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого (1970), он, пройдя через массовое производство керамики, попробовав себя в ковке, монументальной скульптуре, росписях в интерьере, преподавании, достиг той свободы и артистизма, которые отличали его в последнее десятилетие.
«Вера дороже денег. Поэтому в наше время каждый выбирает свой истинный путь: кто-то занят ремеслом и ведет активный образ жизни; я же предпочитаю следовать своему жизненному принципу – работать и делать для души, для людей. Пусть это не приносит материальных выгод. Но в любые времена творческие люди и лучшие из них работали на идею. Кому-то это покажется смешно и не нужно, так как этот тяжелый и тернистый путь не приносит ни славы, ни успеха. Возможно, я следую архаическому пути творчества, заботясь о душевном равновесии и независимости. Художник должен творить, а не заботиться о вознаграждениях и регалиях»[1].
Невозможно осветить все грани творческой деятельности Виктора Буяльского в одной книге. Поэтому это лишь небольшая часть, приоткрывающая завесу большого наследия художника. Длительный процесс создания книги дал возможность выяснить истоки творчества художника.
Мастер считал, что скульптура неразделимо связана с другими видами искусства. Поэтому универсальность Виктора Буяльского позволила ему попробовать себя не только в скульптуре, но и в живописи, графике, театральном искусстве и литературе. Его называли «ходящей энциклопедией». Это касалось и творческих вопросов, и бытовых.
Книга возникла как серия очерков, созданных в годы обучения в Московском академическом художественном институте им. В.И. Сурикова, и складывалась как искусствоведческое исследование. Это первый опыт автора в данном жанре, попытка представить художника в различных гранях его творчества.
_________________________
[1] Из беседы автора с В.И. Буяльским,  г. Пенза, 1998, февраль.