Максим Тавьев.От Венецианова до Ван Гога. Этюды о живописи.
(сборник очерков выпущен Издательским домом Руденцовых, М., 2012)
- Алексей Венецианов. Идеальный портрет русской жизни
- Будапештский шедевр Гойи
- «Венера Урбинская». Опыт зрительского восприятия
- «Портрет неизвестного с серыми глазами»
- Образ художника в «Автопортрете» Карла Брюллова
- Жемчужина московского музея
- «Инфанта Маргарита в голубом платье»
- О нескольких фрагментах иконы «Богоматерь Донская»
- «Распятие» Дионисия. Образ и форма
- О восприятии живописи Сезанна. Трудности первого впечатления
- Предметная иллюзия и музыка живописи в натюрморте Сезанна
- О Винсенте Ван Гоге и его картине «Море в Сент-Мари»
В настоящих очерках не ставится задача научного искусствоведческого анализа произведений живописи или определения некоего универсального способа их восприятия. Они не только не претендуют на исчерпывающую полноту, но и намеренно не стремятся к ней, оставляя читателю и зрителю свободу для последующей и собственной интерпретации произведений. Скорее здесь представлены этюды о живописи – опыты восприятия и поиски того, по выражению С.Даниэля «искусства видеть», которое, несмотря на свою чрезвычайную увлекательность и необъятное поле для творчества, занимает крайне малое место в искусствоведческой литературе.
Содержание диктует форму: рассуждения о живописи и ее восприятии выстраиваются на языке впечатлений. Но сквозь эту форму проступает второй лейтмотив очерков – преодоление инерции впечатлений, того поверхностного слоя литературно-сюжетных мотивов, сквозь который зрителю порой трудно пробиться из-за штампов привычных подходов науки об искусстве.
Это преодоление потребовало свободных и подчас резких смен ракурсов и акцентов – и не только внутри словесной фактуры или композиции отдельной статьи, но даже и в самом составе сборника. От того здесь в едином ряду представлены иконы и светская живопись, масштабные и более камерные произведения – их объединяет, пожалуй, одно, но решающее качество: качество самой живописи.