Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

МЕТАФИЗИКА ЖИВОПИСИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

«Метафизика – попытка охватить мир
как целое посредством мышления».

Бертран Рассел

Принято считать, что название той или иной проблемы метафизической чаще всего не дает оснований считать ее таковой по сути. Метафизика – наука философская и определение ее является особенно актуальным для современности, что подтверждается при рассмотрении различных вопросов этой науки учеными, публикующими их в журнале «Метафизика», созданном в 2011 году. Вопросы эти касаются не только философии, но и других разделов мировой культуры. Метафизика – это «философское учение о сверхопытных началах и законах какого-либо определенного типа бытия или бытия вообще». В.В. Миронов подчеркивает, что метафизика познает то, что недоступно никакому чувственному опыту и никакой системе научных абстракций.

Андрей Тарковский в своем сочинении «Мартиролог» определяет художественный образ как обеспечивающий развитие самого себя, исторической перспективы. Это символ самой жизни, в отличие от самой жизни.

Современные ученые, в частности В.В. Миронов, полагают, что метафизические знания необходимы, чтобы «проникнуть в глубины бытия, глубины постижения мира и сущности человека». Постижение мира и сущности человека является основанием в деятельности художника и предметом нашего изучения. Исследование сущности человека, а также постижения мира есть метафизическая задача.

Такое понимание метафизики исходит от аристотелевской философии, называемой «первой философией». Аристотель считал, что лежащее за пределами самой природы является первопричиной сущего. Первая философия и есть мудрость, дающая «основание знанию». Очень важный момент философии Аристотеля в том, что истинная действительность несводима к природе, тем самым подчеркивая специфику человеческого мышления, стремящегося познавать предельную сущность бытия.

Актуальность вопросов метафизики сегодня вызвана необходимостью углубленного обсуждения и изучения, как считают ученые. Основанием для углубленного рассмотрения вопросов метафизики являются труды Аристотеля, которые сохранили до сего времени свою актуальность и необходимость.

Бертран Рассел дал определение метафизики как попытке охватить мир как целое посредством мышления. Такое определение представляет наиболее близким нашему рассмотрению.

Проблема изучения мироощущения в названный нами период является темой нашего исследования. Были рассмотрены как противоположности в мироощущении – великие художники Пименов Ю.И и Попков В. Е.

Мироощущение художников не связано с их политическими или иными определенными социальными взглядами.

Рассмотрение мироощущения художников происходит исключительно в рамках художественного творчества, поскольку только в нем находит выражение взгляд художника на мир.  В этих целях сделана попытка изучить письменные источники, составленные данными художниками, которые содержатся в основном в дневниках художников и очень немногочисленно изданы.

 «Ну, вообразите себе человека, который придет в интеллигентный дом, где читают Кафку, и скажет, что он любит Родину, а его папа брал Берлин. Стыдно, правда? А Попков именно об этом и говорил — и не стеснялся». Так понимал творчество Попкова В.Е его исследователь П.П. Козорезенко.

 «Апрельский месяц», написанный в 1972 году, был навеян прогулкой со своими друзьями художниками по небольшому живописному городку Боровску. По воспоминаниям Карла Шоломовича Фридмана (1926-2001), «двойной портрет Березовского и меня он увидел и быстро сделал в рисунке, когда мы втроем в Боровске стояли в сумерках, и каждый о чем-то своем думал - тут, очевидно, его привлек контраст двух людей на фоне теплых апрельских сумерек».

Статичность композиции, спокойный колорит картины создают впечатление оцепенения, будто остановилось время, наделяя сцену ощущением постоянного явления, а не скоротечного момента. Сумеречная дымка наступающего вечера обволакивает невысокие здания провинциального городка, тонкие деревья, фигуру самого художника, прислонившегося к стволу дерева в стороне от своих друзей, тонким силуэтом рисующуюся на горизонте башню колокольни и тоненький серп «растущего» месяца в высоком чистом небе. Холодная, глуховатая, почти монохромная серо-голубая гамма картины вспыхивает ярким синим цветом в деталях одежды главных героев, побеленных стволах деревьев, и жёлтыми тёплыми огоньками электрического освещения в окнах домов:

«Лето. Июль» написана в 1969 году. Способ образного решения роднит ее с полотном «Двое»: попытка запечатлеть настроение при почти полной бессюжетности – несчитываемый до конца подтекст, частное, возвысившееся до всеобщего.

Изображена молодая семья: жена читает, муж задумчиво смотрит вдаль, малыш спит. Опять фигура мужчины выдержана в темной охристо-коричневой гамме, тогда как женщина и ребенок выполнены нежными светлыми, почти бестелесными оттенками. Белое покрывало, на котором отдыхают персонажи, также немного ирреально, как снег в «Моем дне», и только зеленая трава в углах картины связывает изображение с определенным местом действия. Яблоко, лежащее на покрывале, художник написал почти прозрачным, как будто растворившимся на фоне покрывала, и при этом, как часто бывает в картинах Попкова, наделенным дополнительным, сокровенным смыслом. Персонажи картины образуют замкнутую круговую фигуру – своеобразный иероглиф семьи, состоящий из оберегающей «скобки» мужской фигуры, уютного, мягко подобравшегося комочка женской и хрупкого связующего звена детской.

«Очевидные масштабные несоответствия (женщина выглядит очень маленькой) явно исполнены смысла и не случайны. В определенной степени метафорично изображение глаз героев: полностью закрытые у ребенка, полуприкрытые у читающей молодой женщины и, наконец, широко распахнутые у мужчины, как бы символизирующие разные степени осознания себя – еще не пробудившееся детское, отчасти растворившееся в семье женское и бодрствующее, рефлексирующее мужское». Цитируется по книге П.П. Козорезенко «Виктор Попков». Исследователь неоднократно подчеркивает метафоричность изображения картины, ее символичность и скрытый дополнительный смысл написанного, что часто бывало в картинах Попкова.

Весь период советского времени – это особенный период, характеризующийся огромным разнообразием творческих путей и необыкновенно цельным мироощущением.

«Но, пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий», – писал Аристотель.

Творчество этого периода настолько глубоко индивидуально, что невозможно обозначить его каким-то одним общим стилем. Попытка объединить художников в группы или объединения представляется тщетной и трудно объединить разных художников, которые пришли в процессе творчества к выражению своего мировоззрения. Художник остается один на один с собственной мыслью, используя свои внутренние возможности проникать в сущность бытия.

Современные художники, в частности Д. Кустанович, полагают, что искусство нуждается в философском осмыслении. «Искусство можно рассматривать как практику философии, а философию – как теоретический аппарат искусства.

«Невозможно провести строгую границу между этими способами осмысления человеком своего места в мире», – пишет художник.

Аристотель считает, что философствование побуждает людей удивляться. Начало удивлению положило сначала недоумение, а затем продвигаясь все дальше и дальше недоумевающий и удивляющийся начинали философствовать, чтобы избавиться от незнания ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы.     

Прежде всего необходимо понять, что означает сверхчувственное в философии.

Аристотель, ставший опорной точкой в вопросах метафизики, указывал на наличие в бытии некого сверхчувственного уровня, уровня сущности вещей.

Человеческое мышление, по Аристотелю, стремится к предельной сущности бытия и может познавать ее, определяет саму суть философского подхода к миру, его сверхопытные начала и законы и составляли противоречивое единство двух направлений – онтологическое и гносеологическое. Эти два направления впоследствии развивались и определяли мировоззрение на протяжении столетий. Онтология представляет то, что реально существует.  Как человек познает окружающий мир – вторая сторона мировоззренческого взгляда.

Оба художника – Ю. Пименов и В. Попков – отражают эти два направления – онтологическое и гносеологическое – и это является их общей, объединяющей чертой и позволяет рассматривать их в единстве. 

Самопознание становится одним из главных явлений искусства этого времени. Стремление к выражению своей индивидуальности и породило в целом такое разнообразие направлений в искусстве и такое огромное число индивидуальностей со своим мировоззрением.

Удивительное определение творческому акту дал Н. Бердяев. Он считает, что творческий акт есть освобождение и преодоление. Это не есть крик боли, пассивного страдания, не есть лирическое излияние. Творчество есть победа. Человек создан творцом, пишет Н. Бердяев, он должен победить все лично-эгоистическое и лично-самолюбивое, всякий страх собственной гибели, всякую оглядку на других. Отъединенная подавленность сама по себе есть уже грех против Божественного призвания человека… Божьей потребности в человеке.

Философское отношение к жизни становится одним из определяющих в творчестве художников рассматриваемого периода. Философский, метафизический разум познает в сущности бытия то, что недоступно никакому чувственному опыту. По Платону, философский подход к исследованию бытия полагает единство онтологии и гносеологии. Два мира – мир различных предметов, познаваемый с помощью чувств, и мир совокупности идей, мир умопостигаемых форм или сущностей.

Познание мира, по Платону. Это процесс интеллектуального восхождения. Идея вещи формирует саму вещь, представляет собой процесс непрерывного конструирования мира.  Аристотель, вслед за Платоном, утверждает, что истинное бытие есть ум, достигший абсолютного самопознания.

Философское – метафизическое – понимание бытия и мышления есть соотношение конкретного предмета и мысли о данном предмете.

Это определение необходимо для выявления общих представлений о времени, которое мы пытаемся здесь рассмотреть, и об индивидуальном выражении философского отношения каждого художника в целом.

Аристотель говорит о наличии в бытии некого сверхчувственного уровня. Это уровень сущности вещей, укорененной в них самих.

Таким образом, сущность вещей, укоренной в них самих, представляет тот самый сверхчувственный уровень бытия, который выражается в индивидуальности вещей. Форма бытия – это то минимально общее, что способно дать вещи самостоятельное существование. Вечные, неизменные формы вещи, являются предметом исследования метафизики. У Аристотеля нет разрыва между мыслью и предметом. Представляется, что это самая важная мысль для понимания метафизики творчества.   Метафизика – это особая наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Различается три рода сущности: конкретные чувственные вещи (физика), абстракции математики и сущности, существующие вне чувственной абстракции. 

Первая философия или теология (метафизика) занимается миром надприродным, сверхчувственным, вечными сущностями. Она исследует первопричины бытия.  Метафизика понималась как стремление к мудрости.

Бог Аристотеля – это прежде всего сверхчувственная и неподвижная сущность, и его нельзя смешивать с богом религиозным.  Это прежде всего вместилище всех сверхприродных, обособленных от материи, неподвижных, сверхчувственных, метафизических сущностей. Позднее, в Средние века, божественное начало бытия трансформируется в понимание сверхчувственного начала именно как христианского Бога.  Христианский Бог – творец и причина всего существующего. Без первопричины Аристотель не может объяснить ни источника идеальных форм в природе, ни причины ее движения, ни сверхчувственного познания бытия.

Представляется абсолютно точной мысль Аристотеля о том, что творческий путь начинается от вещи в целом к их составным частям: целое скорее уясняется чувством. А общее есть нечто целое, так как общее охватывает многое наподобие частей. Этот творческий путь составляет основу понимания сущности бытия, где возникает впечатление от работы художника, в частности.

Так, понимание творческих работ художников происходит от этого впечатления от картины в целом и только потом ее изучение в частностях работы. Казалось бы, любая картина Ю.И. Пименова – это мимолетность, собрание деталей повседневной жизни, дождь в том числе. Однако, метафизика любой работы Ю. Пименова и состоит в том, что общее, сверхчувственное в работах составляют ее ценность, восторг жизнью, восхищение и радость. 

Игорь Долгополов, исследуя творчества Юрия Пименова, пишет, что Юрию Ивановичу удалось практически немыслимое: оставаясь верным себе, он создавал работы, которые понимали и принимали все. «Наполненные живым, пульсирующим светом, движением, динамичные и по-своему изящные, его картины до сих пор завораживают и поклонников западного и современного искусства, и убежденных сторонников академического реализма».

Творчество Юрия Ивановича нельзя просто описывать как реальное событие. И. Долгополов перечисляет все детали его работ, но это и есть то общее, в котором зрители узнают себя и свой мир. Это главный критерий его творчества. Путь от общего к частному происходит в осуществлении зримом и чувственном в звуках и запахах, в тишине и грохоте московского лета.

Влияние на творчество Пименова оказал В.А. Фаворский. Его «высокое благородство, мужественность, подлинная человечность – так говорит о нем Пименов. Это является и для него критерием в творчестве.

Искусство – это вовсе не изображение, нельзя взять и изобразить точно мир, это будет совсем не то. Искусство – это отношение художника, человека к миру, который лежит вокруг. Место пересечения отношения художника с этим миром, вот в этой точке и возникает искусство», – так считает Ю. Пименов.

Бытие приобретает характер творческой причины, которая объединяет первоначала. По утверждению Плотина, бытие, с одной стороны, это определенное бытие. А с другой – единство многообразия. Именно эта характеристика бытия является одной из важнейших черт творчества Ю. Пименова. Конкретное существование – это след единого, пишет Плотин.  Идея открывания бытия навстречу сущностям для реализации в мире. 

Согласно учению И. Канта, метафизика включает в себя вопросы этики и принципов сущего, она исследует фундаментальные цели человеческого разума.

Поэтому он несводим ни к материальному, ни к формальному началам. Он единичен и индивидуален. Существовать и быть мыслимым не одно и тоже. Кант вводит понятие априорности как особого типа идеального, которое не имеет пространственно-временных характеристик, но имеет значимость.

Существует три вида априори – чистая форма знания, действие, чистая целесообразность. Эти три вида пересекаются с основными формами субстанции. Субстанция самодостаточна, бесконечна, замкнута в себе. Это онтологическое понятие необходимо для гносеологии, выступая фундаментом построения теории познания.  

Априори лишено существования. Априори замкнут на себе.

Таким образом, по Канту, именно метафизика дает нам фундаментальные предпосылки, без которых невозможно в том числе эмпирическое познание.

Важным для понимания принципов метафизики является определение Гегеля. Где бытие – это всегда «нечто» (конкретность) и «ничто».

Категория «ничто» решает важную задачу, приобретая в категории «нечто» реальные признаки. Происходит переходит к определенному бытию, и от него к сущности. Бытие становится видимостью. То есть явлением, за которым стоит сущность, которую мы можем познать.

Картины В. Попкова как бы демонстрируют нам такое понимание познания бытия. Его работа «Шинель отца» имеет конкретное воплощение мысли о многих и одновременно существующих в одной работе задачах. Художник втягивает зрителя в процесс понимания и прошлого, и настоящего, размышляя о том, как человек проживает эту связь прошлого и настоящего и этого отношения к воплощенному.

Идеи метафизики конца XIX – начала ХХ в. стали основными в творчестве советского времени и определили их как синтез философских ракурсов. Метафизика этого времени была определена как часть космического целого, решение ее задач определялось мистическими и образно-символическими средствами философов: В.С. Соловьев, В.В. Зеньковский, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский.   

«Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке», – пишет Н. Бердяев.

Понимание метафизики этого времени повлияло на современное ее понимание как связанных друг с другом онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщей теории ценностей). 

«…Радостную трагичность художник особенно остро ощутил, когда во второй раз приехал в Мезень». «Когда я снова столкнулся с судьбой этих женщин, – говорил он, – я увидел, что это настоящие люди, и, хотя на долю их выпали тяжелые испытания, они не сломлены жизнью, а живут и трудно, и радостно, в работе и отдыхе, в больших и малых заботах».

Из дневника художника от 19 октября 1970 года:

 «Таруса. Солнечный день. Был на могиле Ватагина, Паустовского, Борисова-Мусатова. Святые могилы. Светла о них память. Какой же вывод сегодня я смог сделать? Они были жадными к жизни. Они хотели жить и отлично понимали — покой будет. Они не были ханжами к жизни. Они любили жизнь и жили ею полно и духовно, и физически, в пределах отпущенных каждому природой.

И я теперь понимаю, для того, чтоб после твоей смерти о тебе вспоминали с благодарностью, нужно иметь мужество жить мучаясь, страдая от радости, любить радость, смех, здоровье, все красивое, сильное, живое и все, что движется, — тело, мысль, душу.

И еще: каждому возрасту свойственна своя красота и тела и духа. Но самое прекрасное тело в молодости, а дух в старости. И нужно любить тело, когда молод, и думать всегда о духе, а в старости только о духе. Поменьше нытья, Боже, дай здоровья и телу, и духу. Научи радоваться, пока живем. Забыть мысли о насилии над жизнью».

Таким образом, сверхчувственное как метафизическое обнаруживается во многих сферах человеческой духовности, направленной на поиск истины.

Творческие пути художников Ю.И. Пименова и В.Е. Попкова показывают их духовные поиски. 

«Все в мире должно быть имманентно вознесено на крест. Так осуществляется божественное развитие, божественное творчество. Все внешнее становится внутренним. И весь "мир" есть мой путь», – так можно подытожить творческий смысл художника, говорит Н.А. Бердяев.

Удивительный акцент Н. Бердяева на призвании человека как на освобождение от эгоизма и стремлении к познанию себя и мира предполагает не только свободу и смысл творчества, но и определяет конечную цель в творчестве художника.

Литература:

  1. Аристотель. Метафизика. http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/metaphiz.txt_with-big-pictures.html
  2. Бердяев Н. А. Философия творчества. https://librebook.me/smysl_tvorchestva.
  3. Бердяев Н. А. Смысл творчества.
  4. Кант И. Критика чистого разума. file:///C:/Users/multi/Desktop/%D0%9A%D0%90%D0%9D%D0%A2%20%D0%
    A1%D0%92%D0%95%D0%A0%D0%A5%D0%A7%D0%A3%D0%92%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95%D0%
    9D%D0%9D%D0%9E%D0%95/Kant_Kritika_chistogo_razuma%20
    (1).pdf
  5. Козорезенко П.П. Виктор Попков
  6. Миронов В.В. Предметное самоопределение метафизики.  Метафизика, 2011, № 1
  7. Юрий Пименов. Тонкая душа искусства. zastris.livejournal.com/33936.html
  8. Виктор Ефимович Попков. http://v-popkov.com/ru/gallery/
  9. Виктор Ефимович Попков. https://esdra.livejournal.com/611745.html
  10. https://slavikap-2.livejournal.com/3124454.html
  11. https://slavikap-2.livejournal.com/3284683.html
  12. https://art.mirtesen.ru/blog/43489669814/Viktor-Efimovich-Popkov