Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Е. А. Третьякова

 

ЛЕНИНГРАД ХУДОЖНИКА АЛЕКСЕЯ ТРЕТЬЯКОВА 

Послевоенный Ленинград залечивал раны. Давно разобраны оборонительные укрепления. Подняты из-под земли и установлены на свои пьедесталы кони с Аничкова моста и скульптуры Летнего сада. Из городских парков исчезли огороды. И уже к пятидесятым годам город на Неве, в основном, восстановил свой довоенный облик, хотя еще шли работы по реконструкции израненных исторических зданий, поврежденных оград, решеток и набережных.

На это время и пришелся ленинградский период творчества художника Алексея Третьякова, который хорошо знал этот город еще по довоенным годам учебы в Академии художеств [1]. Но сейчас это был уже другой Ленинград, — пережитая блокада оставила свой отпечаток. Изменилось отношение к ленинградцам, и образ города наполнился новым смыслом. Возрос интерес к ленинградской теме у художников. Второе послевоенное десятилетие показало небывалое развитие одного из ведущих жанров ленинградской живописи, получившего ранее название «Ленинградский городской пейзаж» [2]. Множество живописцев трудились над образом города в эти годы, следуя лишь чисто своему творческому порыву, без коммерческой ориентации на спрос или идеологический заказ.

Живопись Третьякова стилистически верна реалистическим традициям своих учителей, поскольку воспитанником Академии он стал в середине 1930-х годов, когда возглавивший институт И. И. Бродский, вернул классические академические методы обучения и пригласил в качестве педагогов художников-реалистов, последователей Чистякова, Маковского, Репина.

 Алексей Третьяков, фото 1950-х годов; Третьяков А.И. Зимой на Неве. 1956

Основной темой для художника в середине-конце пятидесятых годов становится жизнь города на Неве.

В целом ряде произведений главная роль, что не удивительно, отведена Неве, ее притокам и каналам, с их набережными, мостами, пристанями, буксирами и катерами: «Набережная Красного Флота» (1961), «Нева зимой» (1957), «Баржи на Неве» (1958), «Ленинградский пейзаж» (1960), «Ледоход на Неве» (1961), «Кронверкский пролив» (1960), «Вид на Петропавловскую крепость» (1960) и мн. др.. На фоне узнаваемых архитектурных образов запечатлены такие приметы ушедшего времени, как одиночные лодочки у земляного берега с дощатыми мостками, старые понтонные причалы на Заячьем острове, паровые буксиры с трубами.

Третьяков А.И. На Неве. 1959; Ленинградский пейзаж. 1960


Третьяков А.И. Кронверкский пролив. 1960; Спасательная станция на Заячьем острове. 1961 

Художник не отдавал предпочтение какому-то одному времени года. Природное состояние Невы и неба в его работах самое разное. Мы видим и несущиеся над простором рваные облака, гонимые балтийскими ветрами, и полный штиль и безмятежность в этюде с видом на Нарышкин бастион с мачтой Флажной башни. В работе «Нева зимой» (1956) — застывшая картина заснеженной Невы, белизна которой контрастирует с темным, свинцового оттенка небом.


Третьяков А.И. Петропавловская крепость. 1958; Нева. 1959

Третьяков А.И. Нева зимой. 1956; Баржи на Неве. 1957 

Пасмурной серой влагой пропитан воздух в картине «Мойка осенью» (1961), где центральную часть занял Почтамтский мост с сохранившимися деревянными речными опорами, установленными еще в начале ХХ века. Конструкция моста снова стала висячей цепной однопролётной, какой мы видим ее сейчас, лишь спустя десятилетия. За мостом — силуэт монстроподобного Дома культуры работников связи, перестроенный в 1930-х годах из красивейшей немецкой кирхи 19 века.


Третьяков А.И. Мойка осенью. 1961

В работе «Набережная Красного Флота» (1961) открывается панорама Большой Невы с моста Лейтенанта Шмидта. Видна часть набережной, застроенной «сплошною фасадою», от особняка Румянцева, что напротив спуска к Неве (сейчас в этом здании филиал музея истории Санкт-Петербурга), до теряющихся вдали судостроительных верфей. Во время войны по набережной проходил рубеж внутренней обороны, и рядом стояли корабли Балтийского флота.

 Третьяков А.И. Набережная Красного Флота. 1961

Вид в противоположную сторону, вверх по течению, показан в работе «Ленинград. Зима» (1957). На переднем плане — причальный спуск с заснеженными ступенями, что напротив Замятина переулка. Вдали, над еще не «вставшей» темной Невой угадывается Дворцовый мост и здание Кунсткамеры слева.

 Третьяков А.И. Эсминцы на Неве. 1959; Ленинград. Зима. 1957

Пасмурные серые невские пейзажи лично мне не кажутся мрачными и тревожными, напротив, они полны спокойствия и торжественности. Может потому, что такой Ленинград живет в моей памяти, он из моего детства.

Совсем иное, приподнятое настроение передано в работе «Ледоход на Неве» (1961). Весенняя Нева в лучах утреннего солнца показана также с низкой точки, но на этот раз с пристани Университетской набережной у Дворцового моста. На фоне ярко освещенного здания Кунсткамеры справа едва намечены фигурки людей за гранитным парапетом, наблюдающих за маневрами буксира между плывущими льдинами.

Третьяков А.И. Ледоход на Неве. 1961

Но наибольший интерес вызывает такой вид городского пейзажа как жанровая тематическая картина с сюжетной основой, где главными героями становятся жители, горожане. Примерами таких работ у Третьякова являются «Купание на Неве» (1959), «Весна у Петропавловской крепости» (1958) и др..

Купающихся на спуске Стрелки Васильевского острова сейчас, пожалуй, не увидишь даже летом. Оживленная группа ленинградских моржей изображена в торопливости переодевания, — холодный воздух ощущается и по количеству льда на воде и по одетым в пальто гражданам. Действие разворачивается на фоне апрельской Невы в прозрачной дымке и светящейся вдали колокольни Петропавловского собора. На шпиле видны остатки лесов после реставрации, которая проводилась до 1959 года.


 Третьяков А.И. Купание на Неве. 1959

Давняя ленинградская традиция загорать у крепостных стен ранней весной, когда еще лежит снег, сохраняется до сих пор. На картине показано наиболее популярное место, защищенное от западного ветра — часть Государева бастиона и примыкающая стена у Комендантской пристани (Невская куртина). К 1957 году (к 250-летию города) была уже отреставрирована гранитная облицовка стен, выходящих на Неву.


Третьяков А.И. Весна у Петропавловской крепости. 1958

В работе «Зимой у Медного всадника» (1961) площадь Декабристов показана в солнечный день, видимо, все-таки мартовский, судя по шляпам и пальтишкам вместо ушанок и шуб у отдыхающих с детьми горожан. Да и сидеть на промерзлой скамейке возможно только, если солнышко уже достаточно сильно пригревает. Мама говорила, что женщина на картине с коляской — это она, а в коляске — я.

 
Третьяков А.И. Зимой у Медного всадника. 1961

Мы жили рядом — на площади Труда, этим объясняются повторяющиеся мотивы близлежащих живописных мест в работах моего отца. Фоном для композиций часто выбирался Исаакиевский собор. Но этот величественный образ, даже в похожих ракурсах, у художника Третьякова всегда разный — то в обрамлении яркой осенней листвы, то в виде дымчатого силуэта в контровом утреннем свете, то покрытый белесой сединой изморози («Исаакиевский собор» (1957), «В Александровском саду» (1959), «Осень» (1957), «Александровский сад весной» (1958), «Зимний Исаакиевский собор» (1960), «Памятник Пржевальскому» (1962) и мн. др.).

Александровский сад в то время назывался «Сад Трудящихся им. М. Горького», но такое название у жителей, видимо, плохо приживалось.

 
Третьяков А.И. Исаакиевский собор. 1957

Работы наполнены теплотой и светом. Глядя на нарядно одетых неторопливо прогуливающихся горожан по солнечным дорожкам среди цветников и газонов, трудно представить, что на этом самом месте не так давно стояли зенитные батареи.

 Третьяков А.И. В Александровском саду. 1959

Композиционно, в большинстве случаев, взгляд художника, — точка наблюдения находится на естественном уровне глаз человека, прохожего, создавая впечатление присутствия автора среди горожан. Но иногда — чуть выше, особенно в уличных сценах, видимо, чтобы лучше показать перспективу проспекта или набережной.

Сцены уличной городской жизни отражены в работах «Невский проспект» (1961), «У Гостиного двора», «Дом книги» (1959), «Мойка зимой» (1958) и др. Художнику удалось показать удивительное свойство Ленинграда тех лет — несуетность. Пешеходы размеренно идут по своим делам мимо дворцов и исторических памятников.

 
Третьяков А.И. Ленинградский мотив. 1960

В серебряном убранстве предстает вид на Мойку с Невского проспекта у Народного (Зеленого) моста («Мойка зимой», 1958). В 1951 году на мосту были восстановлены утраченные металлические канделябры с шестигранными фонарями. Тогда же были убраны трамвайные пути со всего Невского проспекта. Слева композиции виден угол хорошо узнаваемого Строгановского дворца, фасад которого был перекрашен в зелено-белые тона еще до войны. Розовый цвет ему вернули только в 2003 году.


Третьяков А.И. Мойка зимой. 1958

В работе «Невский проспект» (1961) главная магистраль города с видом на Аничков мост показана погруженной в свою будничность и выглядит хмурой. Над этим потоком повседневности гордо ведет коня на поводу юноша, его покоривший. Может художник потому и не стал прорабатывать фасад Дворца князей Белосельских-Белозерских (справа), чтобы не отвлекалось внимание зрителя от главного в этой композиции. Этот уголок Ленинграда сильно пострадал во время блокады. Фугасные бомбы попали и в мост и в здание, что мы видим за конной группой — знаменитый Литературный дом. Его фасад со стороны Невского был уничтожен.


Третьяков А.И. Невский проспект. 1961

В юности я задавалась вопросом, — зачем изображались иногда «лишние» детали, портящие, как мне казалось, красивый вид: нелепая песочница на переднем плане в сквере перед Исаакиевским собором или зеленый ящик, видимо для инвентаря, у стен Алексеевского равелина. По рассказам мамы, отец ничего не выдумывал и не приукрашивал, с достоверностью передавая объективно увиденное.

Большинство работ выполнены с натуры и имеют этюдный характер, тем самым сохраняя свежесть первого впечатления. Некоторые даже кажутся незавершенными, — может, действительно, художник не успел, или так задумано, — не знаю, но образ города живой и настоящий. Слякоть и грязный снег с проталинами на переднем плане в работе «Ранняя весна» (1962) (вид на восточный фасад Адмиралтейства сквозь садик у Зимнего дворца) — еще один пример неидеализированного ленинградского мотива.

 Третьяков А.И. Ранняя весна. 1962

Для работ Третьякова этого периода характерен сдержанный в целом колорит, присущий северному городу, за исключением, пожалуй, золотого периода осени с буйством кленовых листьев в городских садах.

Некоторые из приведенных работ можно отнести к камерным лирическим пейзажам настроения, как и не вошедшие в обзор «Белая ночь» (1962), вечерний вид на мост Строителей (Биржевой), «Осенний этюд» и мн. др. Город на картинах художника то празднично светится, то борется с очередным циклоном. Настроение покоя господствует у Трубецкого бастиона в закатных лучах солнца («Вечер у Петропавловской крепости» (1961)) и в летнем сквере на стрелке Васильевского острова («Пушкинская площадь» (1962) (ныне Биржевая)).

Третьяков А.И. Вечер у Петропавловской крепости. 1961; Пушкинская площадь. 1962

Иное настроение передает безлюдная набережная Фонтанки у Летнего сада в ненастную погоду («Вид на инженерный замок» (1956)) и вид прибывающей воды в ветреный день на Заячьем острове. Ивы, что изображены на этюде, дожили до середины семидесятых, и я помню, как взбирались на них местные мальчишки.

Третьяков А.И. Ивы на Заячьем острове. 1956; Вид на инженерный замок. 1956

Немногочисленными работами, но все же представлен индустриальный пейзаж и неблагоустроенные уголки с заводскими дымящими трубами: «На строительстве метрополитена» (1962), «Вид на Малую Неву» (1961) и др.

Третьяков А.И. На строительстве метрополитена. 1962; Вид на Малую Неву. 1961

Парковые уголки и окрестности Ленинграда отражены в работах «На Каменном острове» (1962), «ЦПКиО им. Кирова» (1959), «В Удельном парке» (1961), «Берег Финского залива» (1962), «Лыжники в парке» (1962) и мн. др. Среди них есть изображения исторических дачных построек — дома Мельцера и особняка архитектора Шене на Каменном острове. Сейчас это представительский комплекс зданий, переделанных под госрезиденции, и доступ к ним невозможен из-за глухого бетонного забора.

Хочется упомянуть о некоторых портретных работах, непосредственно связанных с Ленинградом — это работа «Метростроевец на обеде» (1962) — молодой рабочий на фоне строительной площадки, и «Сторож Кировского завода Вишневский» (1962) — интеллигентного вида дед, больше похожий на профессора.


Третьяков А.И. Метростроевец на обеде. 1962; Сторож Кировского завода Вишневский. 1962

К слову сказать, к теме Кировского завода художник обратился еще будучи студентом пятого курса, продолжая прерванное войной обучение, и композиция «Трактористы» была отобрана для отчетной выставки в Академии художеств в 1946 году.

Период работы в Ленинграде был непродолжительным и последним в жизни Третьякова Алексея Ильича. Всего шесть лет было отпущено художнику, вернувшемуся в город на Неве в 1956 году после преподавательской работы в Краснодарском художественном училище [3].

Живописные работы этих лет экспонировались на крупных ленинградских выставках 1957-1962 годов [4-8].

В 2000 году в залах Союза художников на Большой Морской в Санкт-Петербурге прошла выставка работ А. Третьякова под названием «Ленинград пятидесятых» [9; 10].

В созданных произведениях художник показал атмосферу ушедшей эпохи, запечатлев случайные моменты повседневной жизни послевоенного Ленинграда и сумев передать не только его изменчивый северный характер, но и характер его жителей, — поколения горожан, отстоявших и отстроивших свой город.

__________________________________

Примечания.

[1]  Художник Алексей Третьяков (1914-1963). Ленинград. Биографический видеоочерк. [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/90vBdFWyqdA

[2]  Иванов С. В. Городской пейзаж в ленинградской живописи // Петербургские искусствоведческие тетради, выпуск 54, СПб., 2019, С.195-208

[3]  Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Фонд Р-78. Опись 3-1. 1958. Дело 63.

[4] 1917-1957. Выставка произведений ленинградских художников. // Каталог. (ЛССХ, Государственный Русский музей). Ленинградский художник, Л., 1958, С. 32

[5]  Республиканская художественная выставка «Советская Россия». // Каталог. Министерство культуры РСФСР, М.,  1960.

[6]  Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. // Каталог. (ЛССХ),  Художник РСФСР, Л., 1959.

[7]  Выставка произведений ленинградских художников. 1960. // Каталог. Художник РСФСР, Л., 1961.

[8]  Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. // Каталог. Художник РСФСР, Л., 1964.

[9]  Возвращение в Ленинград // Известия Петербург, 08.09.2000, вып. 158 

   [10] Грачева К. Ленинград пятидесятых. // Вечерний Петербург, 15.09.2000, вып. 169, стр. 2