Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

 

   Прекрасно творить самому, но если тебе посчастливилось узнать

И оценить созданное другими — разве это не станет и твоим достоянием?

(Гете. Четыре времени года. Осень)

 

 

Оценить творчество художника задача очень трудная, порой невыполнимая. Однако, желание понять и сделать понятое уже своим достоянием, двигает любую попытку приблизиться к творческому замыслу художника - оправданной.

Гете рассматривает три возможные трактовки творческой работы художника. Одна из них – духовная, которая «воссоздает объект в его внутренней связи, отыскивает его подчиненные, скрытые мотивы». Мотивы дают возможность «определить его широту, его полноту и обаятельность».

Василий Кандинский обозначил духовную жизнь в искусстве как - движение по формуле: «вперед и вверх», в противоположность «движению вниз, в пространство тьмы». «Движение вверх есть путь познания, … в основе которого «остается тот же внутренний смысл, та же цель».

В.Кандинский как бы продолжает вслед за Аристотелем, что познание души «много способствует познанию всякой истины…Ведь душа есть как бы начало живых существ». Душе свойственно движение и ощущение, говорит Аристотель. Это же утверждает и Кандинский, когда приводит свою формулу «вперед и вверх». Движение души сообщает художественному образу его содержание, в том числе духовные искания художника.

Движение как выражение духовных поисков становится основным в работах Ивана Дьякова. Из всего образного множества можно попытаться рассмотреть три группы работ: натюрморт, пейзаж и лики – три точки соприкосновения с художником. В них определенным образом просматривается лики самобытного художника, стремительно движущегося и значительного.

И «вдунул ему в ноздри дыхание жизни, и человек стал живым существом». (Книга Бытие 2:7)

Бык как символический автопортрет «движения вперёд».

Внутренняя сила, энергия движения, своенравность горячей крови быка – вот основные черты этой композиции. Однако, эта мощь становится еще и свидетельством мощи как личности, проявленной в композиции красным цветом, отождествляющий цвет живой движущейся крови. Он отдает все силы движению, - как двигателю в достижении намеченных целей художника. Отсюда его мужественность и даже воинственность. И это движение напролом оправдывается его земной надежностью.

 

«Белый бык». 90х70. Медь, гор.эмаль, 82х102.2018

Белый бык еще более усиливает эту мощь, приобретая для контраста детали и освобождаясь от другого цвета, противопоставляя белый как свет мечты и черный цвет, как цвет тяжелой работы, когда идёшь по рыхлой земле, которая не помогает, а увязывает твои шаги, замедляя их, - противясь твоему движению. Открывается конфликт сдерживаемого существа земли и борьбы за движение к свету.

Отсюда примыкающая к образам «борьбы за движение» – это работа художника: «Солнце за нас».

«Солнце за нас»,90х70. Медь, гор.эмаль, 2018

Символ солнца известен в искусстве как вселенский знак. Это и сила, правда, и свет, и божество. Так, в христианстве Иисус Христос именуется «солнцем правды».

«Солнце за нас» представляется как защита от всего темного, земного, временного. Солнце – это жизнь, так его символ толкуется во многих культурах мира.

В композиции «Солнце за нас» отчетливо читается эта работа самого солнца, которое неутомимо движется, а в этом движении - борьба земного темного и светлого, символ Солнца как вечный символ правды, за которой свет в солнцевороте слева направо поглощает темноту.

Вихревое, огненное движение «перехватывает» все оттенки цвета, раскрученного из центра композиции золотого сечения, расходящегося за пределы изображения.

 

«Царь Рыба», 90х70. Медь,гор.эмаль, 2018

Солнце является существенным в работах художника Царь рыба, она же в житейском море – как основательное существование в мире. Рыбе без солнца глаза не нужны, ведь таким рыбам место на дне, в темноте. Поэтому Солнце проникая в воду не на всю глубину даёт зрение, а значит дает глазам видеть «движение вперёд».

«Чувствовать себя как рыба в воде, и видеть ясно глазами свет» - значит возможность противостоять жизненным невзгодам. Крест в композиции – как оберег от всех невзгод. Вода - это «движение», и для Рыбы, которая в движении – стихия безопасности, полёта над тёмным дном, где нет света, и ее движение, как зримой, осязаемой свободы над миром тьмы - становятся центром замысла художника.

Символика изображения рыбы также имеет многовековую историю. Рыба как философский символ берет начало в восточных верованиях, где она является и символом изобилия, и символом свободы.

Христианские верования связан с символом рыбы в значении множества, в значении времени, в значении надежд, благополучия и личность Иисуса Христа связана в первую очередь с делами, подтверждающими дела добра, справедливости и надежды. Церковь Христа – корабль в житейском море.

В христианстве семья – малая церковь. Это позволяет рассматривать композицию как символ семьи в житейском море, движение которой в одном направлении как движение рыбы вперед, благословленная крестом, читаемом в ходе движения.


«Чужая белая».

Взгляд человека, который уже понимает какие-то особенные ценности и которые уже сформировались у него: защитника этого мира, в котором он живет. Ассоциативно название работы относит к известному произведению (Б.Ряховский. Отрочество архитектора Найденова), однако представляется, что это автобиографический взгляд художника. Синий и серый цвет в этом случае цвет памяти и воспоминаний, как «движение в воспоминания».

Жизнь тесно связана с символикой. К.С. Петров-Водкин подчеркивает, что предметная сущность «оголяется», когда «выключается его декоративность и функции и вскрываются законы его жизни». Невозможно точнее сказать, чем говорит К.С. Петров-Водкин: «каждая деталь на поверхности предмета характеризует эту борьбу двух сил – воздвигания и ограничения». Тем мощнее «читаются» лики Ивана Дьякова. Его творческие работы выходят за пределы установленных законами техники образов и приобретают самостоятельный, самобытный взгляд. Такой, как у этого мальчика «Чужой белой».

Птица как символ встречается в работах Ивана Дьякова не единожды. Это позволяет более пристально отнестись к толкованию ее образа. Птица считается в искусстве символом духовного начала, души. В истории искусства птицы встречаются как воплощенные божества, символы Святого Духа.

«Душа наша, как птичка, избавилась из сети ловцов: сеть порвалась, и мы избавились. Пс.123:7». Свобода творчества художника связана именно с этим: избавиться от сети ловцов и быть свободной.


«Иван и Марья»

«Иван и Марья» - не только глубоко символические образы, но и явление действительной земной, жизненной любви.

Этот период работы связан с «движением любви».

Символические предметы в руках героев воздвигают образы до широких обобщений. Чаша – прежде всего чаша Благословения, Искупления грехов и бессмертие. Чаша в руках Марьи как просветление жизни и продолжение ее. Приятие христианства и следование ему – в символе рыбы в руках Ивана. Глубокое философское содержание прочитывается в этой работе: не просто Иван и Марья, но скорее всего Иоанн и Мария. «Вот начало Радостной Вести об Иисусе Христе, Сыне Бога.» (Св. Евангелие от Марка 1:1). И радостное изложение отношений внутри двух людей.

«Натюрморт – это одна из самых острых бесед живописца с натурой»- так пишет К.С. Петров-Водкин. Главным требованием натюрморта он считает определение предмета в пространстве.

И в этом он считает большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем.


Чаша и бутыли. 2015. Медь, горячая эмаль. 43х125

Устойчивое расположение различных по объемам и формам предметов, не выталкивающих друг друга с места, создает покой по отношению друг к другу и даже какую-то зависимость. Изучение форм предметов и переход от одного к другому приводит к космическому порядку вещей и даже к дальнейшему развитию в пространстве, то самое «воздвигание и ограничение». Сравнение треугольного и квадрата, круглого и устойчивого пирамидального, контрасты форм и смыслов. Загадка отношений, их тесное переплетение и даже слепленность.


Синяя чаша. Тишина. Сумерки.

Как основательно сказал Аристотель, это «Так вот, то, благодаря чему мы прежде всего живем, ощущаем и размышляем, — это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя или субстрат». 

„Человек не в силах противостоять изменениям, которые приносит время.“ Гете

Картину можно было бы назвать «безмолвие».

Река времени движется вперед, раскручиваясь как бы из центра вселенной по часовой стрелке, сливаясь с небом и уходя туда.

Так видится это «движение времени» в этой работе.

Философское содержание картины оставляет очень определенное настроение, которое подчеркивается этим «безостановочным движением золотого сечения», раскручиваясь как Вселенная. Невозможно лучше и значительнее, чем Г.Р. Державин раскрыть его философское содержание

Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.

                       <6 июля 1816>

Пейзаж небольшого города синим открывает свойства памяти, его теплоту и покой.

«Жизнь этого города вместит жизнь его родителей, его первую любовь, вечера с запахами цветущего табака и с красной полосой последней зари по краю степи…»

Борис Ряховский. Отрочество архитектора Найдёнова