Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Святитель Николай Сербский:

Искать истину – значит искать предмет любви. Если ищешь Истину с любовью и ради любви, Она откроет тебе свет лица Своего настолько, насколько ты сможешь его вынести, не сгорев. В придачу Она принесет тебе все, но ты поймешь, что тебе не нужно ничего больше, кроме Ее сияющего и сладчайшего лика.

Николай Ге. "Что есть истина?". Христос и Пилат. 
1890. Холст, масло. 233 x 171. Третьяковская Галерея.

Картина «Что есть истина?» стала откровением для великого Льва Николаевича Толстого именно одним из возможных поисков ответов на этот вопрос. Толстой Л.Н.  пишет Третьякову П.М. о том, что Николай Николаевич Ге – самый лучший живописец «с тех пор, как существует русская живопись».   «Он один из самых великих художников не говорю России, но всего мира». Ге в искусстве, по словам Л.Н. Толстого, «все равно, что Монблан перед муравьиными кочками». Не только искренность, которая сама по себе является необходимой чертой, но его содержание, художественная мысль, которая по-новому освещает важные вопросы жизни.  Л.Н. Толстой подчеркивает, что искренних сердцем содержательных картин нет, и главная сила Ге в содержательности картины. 

В письмах Николаю Николаевичу Ге Толстой Л.Н. излагает свои взгляды на творчество художника и поддерживает его стремление высказать своими картинами «ясное, простое, понятное и нужное людям христианство». Он видит, что попытки «свести Христа с неба, как бога, и с пьедестала исторического лица на почву простой обыденной жизни, придавая этой жизни религиозное освещение, несколько мистическое», не приводили к необходимому разъяснению. Ге выявляет главное значение явления Христа. Толстой пишет, что после мучений и вождения от одного начальства к другому, Его привели «к губернатору, добрейшему малому, которому дела нет ни до Христа, ни до евреев, но еще менее до какой-то истины, о которой ему, знакомому со всеми учеными и философами Рима, толкует э от оборванец; ему дело только до высшего начальства, чтоб не ошибиться перед ним».
 
Конфликта или противостояния в картине нет. Даже деление ее на две различные части не несет на себе каких-то явных противоречий, поскольку ни прокуратору, ни Христу не нужен этот диалог, тем более выяснение, в чем же состоит Его преступление. Фигура прокуратора даже не противопоставлена фигуре Христа. Понтий Пилат занят исключительно собой и не нуждается ни в каком учении, что подчеркивается демонстративно вытянутой рукой и ярко освещенной сиянием света. Он любит только себя, не нуждается ни в ком, доволен собой. 

Христос видит всю эту очевидность Пилата и молчит, так как этому себялюбящему человеку уже ничего невозможно объяснить. «И это верно исторически и верно современно, и потому хватает за сердце всякого, у кого есть сердце», говорит Л.Н. Толстой. 

Философский вопрос, заданный римским наместником Христу, составлял  многие тысячелетия вопрос своего времени.   
  

Аристотель считал, что для познания истины необходимо обладать знанием добра и зла, познанием добродетели, которая дает такое знание.

Для познания, имеющего огромное влияние на образ жизни, необходимо указать на истину. Для этих целей необходимо точно определять, какие поступки следует совершать или от каких воздерживаться и это является благом для людей. Утверждая три образа жизни, Аристотель определил, что именно они влияют на понимание истины, что дает ему, образу жизни, оправдание. То есть истина сводится к тому или иному понимаю жизни, где благо становится целью.

Несмотря на различные образы жизни, Аристотель указывает на назначение человека- деятельность души, «ибо он зритель истины». Все, что есть в природе, согласуется с истиной, которая имеет началом наивысшего блага и нечто божественное и блаженное.

Итак, понимание Аристотелем истины согласуется с его пониманием наивысшего блага и нечто божественного, связанного с деятельностью души человека.   Ни в одном из человеческих дел, говорит Аристотель, не заложена такая основательность, как в деятельностях сообразно добродетелям. Главное в жизни не совершать омерзительных и дурных поступков.

Истина как познание также толкуется П.Флоренским. Он определяет познание Истины как обожение человека через стяжание любви как Божественной сущности. В любви мыслимо действительное познание Истины и обнаруживает себя любовью. П. Флоренский называет Бога объективной Истиной. Священное Писание гласит: « Так Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божьему Он сотворил его; мужчиной и женщиной Он сотворил их.» (Книга Бытие 1:27)». Именно поэтому познание самого себя, истины связано с познанием Бога.

П. Флоренский определяет, что субъектом знания является истина, а объектом – любовь к нему, и также как Аристотель делит на три части духовную жизнь человека, определяя их как Истина, Добро и Красота – созерцательное познание. Эта метафизическая триада есть рассматриваемая под разными углами зрения духовная жизнь. Истина – это «Я свое средоточие имеющая; Добро – непосредственное действие другого, и предмето созерцаемая третьим - во-вне лучащаяся – Красота.

П. Флоренский вслед за Аристотелем исходит из того, что истина берет начало в душе человека, являет себя как любовь. «Действие Бога во мне и меня в Боге – это начало моего приобщения жизни и бытию Божественным,… ибо безусловная истинность Бога именно в любови раскрывает себя». Источником любви и радости является тут сам Бог.

Познай самого себя и изучи, что приносит вред твоей душе, говорит святоотческое наследие.

Н.А. Бердяев считал, что истина имеет не только познавательный характер, но ее нужно понимать целостно, она экзистенциальна. Она не дается человеку в готовом виде, как предметная реальность, она приобретается путем и жизнью. «Истина предполагает движение, устремленность в бесконечность». Бердяев считал, что Истина должна разгадываться на протяжении всей истории, хоть он и считал, что Христос есть Истина, Бог и есть Истина.

«В человеке должно происходить духовное пробуждение к Истине, иначе она не достигается или достигается омертвевшей, окостеневшей."

Бердяев настаивает на том, что истина есть творческое завоевание, а не отражение познание объекта бытия, тем самым вступает в противоречие с пониманием основания инстины как божественного установления. Бердяев считает, что каждый человек как уникальная личность может прннять истину только исходя из своего конкретного состояния. Однако этот путь может привести к совершенно иным результатам.

Свт. Игнатий Брянчанинов связывает понимание истины как понимание святого писания для того, чтобы отличить от лжи, в которой человек ввиду своей «уникальности» может не найти ее – истину, она может быть искажена человеческими понятиями.

Бердяев настаивает на том, что истина есть изменение, преображение реальности. И утверждает вслед за Ницше, что истина есть творимая человеком ценность и она субъективна. Однако, №всякий человек – ложь», гласит Божественное Писание (Пс.115:2). Но истина в душе, настаивает свт. И. Брянчанинов. Многие слышали учение Бога, но не познали Его, возненавидели Его. Как бы возражая Бердяеву И. Брянчанинов говорит, что, если человек исходит из своей уникальности и слышит внутри себя «вещающую истину», то льстит только своей гордости, обманывает себя и «скорее слышит голос того, кто говорил в раю: «будете яко бози» (Быт.3:5). И этот-то голос кажется ему голосом истины!».

Итак, душа нуждается в ответе на поставленный вопрос. И этот ответ ясно просматривается в понимании добра и зла.