Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Евгения Логвинова

 

НИКОЛАЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  РОМАНОВ.

К 60-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности.

«Лучший пейзаж тот, в котором можно блуждать, как в  лабиринте».

 (Н. Романов)

Вот уже более тридцати лет пейзаж занимает главенствующее место в творчестве петербургского художника Николая Романова, и именно в этом жанре наиболее полно раскрылся его дар живописца.

1.Н.Романов. Спящий Везувий. Х.м. 85х105.2016
Н.Романов. Спящий Везувий. 2016  

Николай Александрович Романов родился в 1957 г. в Пушкине. Место и время рождения  будущего художника сыграло важную роль в выборе жизненного пути. Занятия в изостудии Дома пионеров побудили Николая задуматься о выборе профессии реставратора. После войны развернулось восстановление разрушенных дворцов Пушкина и Павловска. Сказалась и дружба отца с директором Павловского дворца-музея А. М. Кучумовым, внесшим значительный вклад в формирование ленинградской реставрационной школы и музейное дело.

В 1974 г. Николай поступил в Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова. Прерванное службой в армии, его обучение завершилось в 1980 г. на отделении реставрации станковой живописи.

Приобретённые за годы учёбы знания не сводились только к овладению основами мастерства. У своих учителей, многие из которых прошли войну, молодые художники  получили бесценные уроки жизни и отношения к профессии. «Искусство – это дисциплина», любил повторять О. П. Норбеков и неукоснительно требовал от студентов выполнять по 100 набросков в неделю. Если до сотни не хватало даже нескольких эскизов студент получал «2». Бывший альпийский стрелок, Норбеков, «ставил руку» и развивал глазомер своих учеников, заставляя их чертить тонкие линии между строк газеты. В результате Романов мог с лёгкостью превратить большой лист ватмана в идеально расчерченную горизонталями решётку безо всякой линейки. Эти уроки Романов усвоил на всю жизнь: «чтобы заработать имя, нужно работать всю жизнь. Ведь если одарённость и талант – это от Бога, то дисциплина и мастерство – это уже от человека».[1]                                                                    

2. Н.Романов. Март в Кольюре.Х.м.120х80.2011.
Романов Н. Март в Кольюре. Х.м.120х80. 2011

Под руководством преподавателя по реставрации М. А. Никифорова Романов изучал тонкости фламандской и итальянской школ, постигал свойства имприматуры и цветного лака. Из пигмента и льняного масла, студенты учились вручную готовить краски, также как это делали мастера Эпохи Возрождения. Это приучало и к терпению, ведь порой на освоение несложной, казалось бы, операции уходил целый месяц. Понимание природы материала появлялось «на клеточном уровне", подобно освоенной музыкантом нотной грамоте.

«Искусство – это умение мыслить»–  так считал преподаватель рисунка В. П. Шкурко. Понимая, как важно знание истории искусства, и найдя в Романове благодарного ученика,  Шкурко приносил ему редкие по тем временам издания писем А. Матисса и П. Сезанна, «Пространство Эвклида» К. С. Петрова-Водкина и другие книги из личной  библиотеки.  

3. Н.Рoманов.По дороге в Сорренто. Х.м. 105х85. 2017.
Н.Романов. По дороге в Сорренто. Х.м. 105х85. 2017

В годы учёбы Романов участвовал в работах по восстановлению иконостаса в церкви  Белозерского монастыря, происходит  его знакомство с настенными росписями Ферапонтова монастыря, вызвавшими у молодого художника сильное эстетическое потрясение. Подобно озарению пришло понимание того, как устроено пространство древнерусской живописи: как соотносятся цветовые пятна внутри плоскости, как работают ритмические повторения и как от малого к большому организована вся композиция. Фрески Дионисия открыли для Романова и силу воздействия синего цвета на человеческое восприятие. 

Свою роль сыграл и его величество случай, сам Романов считает его судьбоносным. Как-то, зайдя в книжный магазин и взяв с полки книгу о неизвестном ему тогда ещё художнике Е. Е. Моисеенко, он вдруг внезапно понял, что совсем рядом есть мастер, чьё творчество ему необыкновенно близко. Денег в кармане оказалось ровно столько, сколько было необходимо для покупки книги, копейка в копейку…

Впереди были ещё три года занятий в училище, но мечта продолжить обучение в мастерской одного из самых известных современных художников Евсея Моисеенко всецело овладела Романовым. Ему было 20 лет, и он уже точно знал, что будет живописцем.

4. Н.Романов. Вода без времени. Х.м.120х95. 2013
Н.Романов. Вода без времени. Х.м.120х95. 2013

После окончания училища Романову понадобился всего год, чтобы приобрести необходимые навыки для поступления в Академию, чему немало способствовало посещение академических занятий в качестве «вольнослушателя» 2-го курса. 

В этот период Романов совершил творческую поездку в Пушкиногорье, она дала богатый материал для осуществления двух серий работ: «пушкинианы» и «деревенской». Так появились произведения с сюжетами из жизни великого русского поэта («Раненый Пушкин», «Пушкин с Натальей Николаевной», «В Михайловском»). Одной из наиболее удачных работ стал выразительный портрет поэта, выполненный в технике монотипии («А. С. Пушкин», 1980).

В 1981 г. Романов поступил в  Институт им И. Е. Репина на живописный факультет, пройдя 7-ым по списку. А вскоре сбылась мечта молодого художника: выдержав большой конкурс, он попал в персональную мастерскую к Е. Е. Моисеенко.

Об этом харизматическом человеке и созданных им произведениях сказано и написано немало. За десятилетия педагогической работы он воспитал не одно поколение живописцев. В своей педагогической практике Моисеенко избегал стандартных приёмов и назиданий. Задачи, которые ставил Моисеенко перед учениками, развивали композиционное мышление, заставляли думать и раскрывать свои скрытые возможности. Много дали Романову и оригинальные постановки – тесты на чувство цвета и тона. Например, предлагалось изобразить девочку с «голубой» кожей на стронциановом фоне при верхнем освещении.

В мастерской царила созданная Е. Е. Моисеенко благожелательная атмосфера, которую поддерживали и другие педагоги: П. Т. Фомин, П. П. Белоусов, С. Д. Кичко.

Разговоры с Моисеенко об искусстве и  предназначении художника, изучение его творчества, дали мощный импульс поискам Романова. Его дипломная работа «Пристань» (1987, НИМРАХ) продемонстрировала, насколько крепко были усвоены уроки Моисеенко в части построения картины, стилевых и пластических особенностей живописи. По словам Романова, цветовое решение эскиза пришло ему во сне, это позволило ему выполнить подмалёвок трёхметровой работы за пару часов. 

Картина полна иносказания, автор стремится к философскому осмыслению бытия. На холсте изображена группа людей у дебаркадера, ожидающих переправы на другой берег широкой реки. Тоненькая девочка в красном платье и усталая пожилая женщина, молодой художник с друзьями, влюблённые… Все герои словно замерли в раздумье: что ждёт их этом путешествии по реке, имя которой - жизнь. И только одинокая женская фигурка, оторвавшись от спутников, устремляется на дебаркадер, минуя символические ворота-посвящение.

За свою дипломную работу Романов был удостоен серебряной медали Академии Художеств. Это стало для художника первым настоящим признанием. Многоплановость художественного сознания и склонность к метафоре стали особенностью творческого почерка Николая Романова на все последующие годы.

Портреты деревенских жителей, интерьеры русских изб, сюжеты ежедневного быта, - плоды творческих поисков в поездках в Самару, позволили молодому художнику в конце периода обучения создать ряд удачных эскизов. Оценив идею и качество этих эскизов по достоинству, Министерство культуры сделало заказ на выполнение двух работ («Бабье лето» и «Вечер в деревне»). Через два года в 1989 г. на Всесоюзной выставке дипломов в ленинградском Манеже вместе с дипломной работой экспонировалась и одна из этих работ «Вечер в деревне».

В 1987 г. Романов был принят в молодёжную секцию Союза Художников. Началась активная выставочная деятельность. В составе выставки «Ленинградские художники» его работы экспонировались в Рио де Жанейро, Париже и Марселе. Работами «Натюрморт с машинкой Зингер» и «Белые ночи» (обе 1988 год) завершился этап освоения опыта, полученного в мастерской Е. Е. Моисеенко. Начались активные поиски собственного пути.

5.Н. Романов. Белые ночи.Х.м. 105х85.1988.
Н. Романов. Белые ночи. Х.м. 105х85. 1988

В 1989 г. на Всесоюзной выставке молодых художников СССР в Москве, а затем на выставке «Молодые художники Ленинграда» Романов представил работу «Чёрная птица». Распростёрший крылья ворон парит высоко над землёй, а за ним тёмным шлейфом окутывает землю ночная мгла. Картина отразила чувство тревоги и ощущение хрупкости мира, царившие в обществе, она заявила о гражданской позиции художника и стала важной вехой в становлении Романова как живописца. 

Важным этапом в этом процессе стала поездка Николая Романова на творческую базу в Крым в 1988 г., когда стало очевидно, что именно южная природа даст настоящую энергию его картинам.

Сам художник считает, что одним из источников его вдохновения в определённый момент явилось творчество П. Сезанна. Как отмечает петербургский искусствовед  А. Дзяк, в стремлении к созда­нию гармоничного художественного образа Николай Романов «словно ведет постоян­ный внутренний диалог не толь­ко с природой, с миром, вновь и вновь открывающим ему свою красоту, но и с великими масте­рами живописи» [2]. В этом отношении наследие П. Сезанна дало Романову богатый материал для творческого анализа и осмысления собственных возможностей.

6. Н.Романов. Горы, освещённые солнцем.Х.м.90х70.1996
Н.Романов. Горы, освещённые солнцем. Х.м.90х70. 1996

В начале 1990-х годов в силу потрясений, поразивших страну, карьера художника стала личным делом самого художника. Тем не менее, именно это обстоятельство положительно повлияло на становление индивидуального художественного метода Романова. 

В 1991 г. Романов стал членом Союза Художников. Участие в групповых выставках становится  нормой для художника. В 2000 г. Романов выступил одним из инициаторов создания творческой группы «Мастерская», объединившей учеников Е. Е. Моисеенко. Первая выставка группы прошла в Пскове и осуществляла проекты в течение пяти последующих лет.

В 1992 г. в галерее «Универсидада» в Браге (Португалия) прошла первая персональная выставка Романова. Её успех стал залогом плодотворного сотрудничества с галерей. Опьянённый природой и красками южных стран, художник, сделал для себя открытие, которое назвал «средиземноморским эффектом», когда человек «вдыхает терпкий воздух, смотрит на звезды, на огромную луну и куда-то исчезает, тонет в пространстве... » [3]

Для Романова начинается пора путешествий: Греция, Португалия, Крит, Испания, Кипр. В эти годы художник предстаёт как уже сложившийся мастер, нашедший своё призвание в жанре пейзаже. Перефразируя высказывание самого художника, можно сказать, что происходит его полное «растворение в пейзаже». Его живопись обретает характерный колорит и композиционные решения, по которым произведения художника будут безошибочно узнаваться среди других работ.

7. Н.Романов. Прогулка.Х.м.70х80.1999
Н.Романов. Прогулка. Х.м.70х80. 1999

В 1990-е Романова увлекает идея обратной перспективы, художник стремится организовать пространство на холсте так,  как принято в иконописной традиции:  разворачивая его изнутри в направлении зрителя. Этот приём помогает добиться большей выразительности на пути к искомой им трансцендентности пейзажа (работы «Старая мельница» 1995, «Португалия. Замок» 1996, «Красная земля» 1998, «Тень португальского кедра» 1998 и др.).

В стремлении избегать прозаизма, внешней регистрации действительности художник находится в поиске знака, визуальной загадки в изображаемом. Напутствием в этом поиске ему служат слова Е. Моисеенко: «… Пейзаж должен нести свой ключ, смысл. Пейзаж не только фиксирует мгновение. Это мир, рождённый художником».

Для произведений Романова начиная с середины 1990-х годов характерно стремление к обобщению предметно-пространственной среды и поиску знака, придающего изображаемому дополнительный философский смысл. Такие работы как «Возвращение конкистадора» (1995), «Дом, в котором не нужны ключи» (1995), «Дупло для слепой птицы» (1996), «Змеиная гора» (1998), «Любитель пива при полной луне» (2000), «Мост в Ронде» (2005), «Вечный пейзаж» (2010), «Деревенская сказка» (2011), «Месяц в деревне» (2011), «Ночной аромат ванили» (2012) и др. обращены к воображению зрителя, предлагая самостоятельно осмысливать сюжеты работ. 

8. Н.Романов.Возвращение Конкистадора.Х.м.60х70.1995
Н.Романов. Возвращение Конкистадора. Х.м.60х70. 1995

Созвучным духовным исканиям Николая Романова оказалось открытие произведений сербского писателя Милорада Павича, яркого представителя постмодернизма и магического реализма. Его инновационный метод повествования – гипертекст, сделавший читателя соавтором произведений, оказался близок художнику с его стремлением воздействовать на человеческое восприятие принципом одновременности многосложного изобразительного материала. Многие параллели в творческом методе Романова и Павича позволили трактовать результат работы художника как своеобразный метапейзаж, предполагающий некое превращение, перемену состояния, переход в иное качество, иное пространство. [4]

На этом пути Романов впервые так близко подошёл к абстрактному письму, обогатившему его творческий метод. Спектр изобразительных возможностей, используемых Н. Романовым, становится разнообразнее. В его арсенале появляются характерные живописные подтёки, вызывающие неожиданную деформацию пространства. Отдельные фрагменты  картины обретают собственное содержание, не нарушая при этом гармонии композиции. Таковы  работы «Пространство» (1999), «Приют Минотавра» (2000), «Херсонис» (2001), «Зеркальная память клинка» (2003), «Путь звёздного единорога" (2004), «Знойная Фира» (2004), «Ярославль» (2006) и др. Появляются и полностью нефигуративные работы: «Ночной фейерверк» (2004) и др.  Особенно цельной выглядит серия работ «деревенского цикла», в которой абстрактный компонент становится доминирующим («Белая дверь», «Очаг», «Колодец», «Дрова», «Ильин день» - все 2001г.)

9. Н.Романов. Очаг. Х.м. 100х80. 2001
Н.Романов. Очаг. Х.м. 100х80. 2001

Излюбленным композиционным приёмом художника становится ритмическое построение элементов картины, позволяющее достигать эффекта движения внутри пространства пейзажа. Художник много размышляет и экспериментирует с цветом, стремясь добиваться всё большей чистоты и глубины его звучания. Он использует для этого весь технический арсенал приёмов масляной живописи: письмо светлым по тёмному, тёмным по светлому, тёплым по холодному, холодным по тёплому. Прекрасно изучив свойства красок, Романов стремится к разнообразию фактур с использованием кисти и мастихина.

Сложность художественных задач, которые ставит себе Николай Романов, не оставляет его и в моменты отдыха. Для него давно стало привычным, что решения и целые картины являются ему в сновидениях. Этот итог напряжёния разума и подсознания является результатом долгой подготовительной работы, которая обычно начинается с осмысления карандашного эскиза. Толстые стопки таких рисунков, сделанных во время поездок, выдерживаются подобно вину годами. Романов стремится создать пейзаж-воспоминание, или точнее образ пейзажа на основе реальности. Феноменальная цветовая и тональная память помогает художнику с лёгкостью воспроизводить нюансы интересовавших его сюжетов, даже двадцатилетней давности.

10. Н.Романов. Остров Санторини.Х.м.95х70.2001
Н.Романов. Остров Санторини. Х.м.95х70. 2001

Углубляясь в своём развитии, романовский метапейзаж естественным образом трансформировался в абстракцию в середине 2010-х годов. Питательной почвой для неё явился, разумеется, пейзаж, приведённый к высшей степени условности, однако крепко внутренне организованный и даже подразумевающий наличие скрытого сюжета. И в этом подход Романова к беспредметному сюжету отличен от спонтанной образности, присущей в целом современному абстракционизму.

Смелое освобождение автора от привычного диктата формы повысило градус экспрессии его произведений, помогло окончательно раскрепостить высокий художнический темперамент и позволило максимально полно излить чувства на холсте. При этом характерно, что эмоциональная окраска романовских абстракций носит неизменно позитивный настрой, который в свою очередь является жизненным кредо Романова. Таковы работы «Звезда желаний» (2010), «Новое измерение» (2011), «Огни большого города» (2011), «Рим великий город» (2014) и др.

11. Н.Романов. Звезда желаний.Х.м.110х160.2010
Н.Романов. Звезда желаний. Х.м.110х160. 2010

Любопытен генезис серии «Цветочная абстракция», тесно связанный с ещё одной серией картин - «Стекло», в которую вошло около десятка изображений большой бутыли, помещаемой художником последовательно в разную среду («Прозрачное» (2010), «Ключ от моего дома» (2010), «Параллельный мир» (2011), и др.). Совмещение прозрачного стекла, искажающего реальность, с ярким изобилием цветущей клумбы, открыло для Романова бесконечно разнообразный источник материала для создания великолепных, насыщенных энергией абстракций, таких как «Дельфиниум и колибри» (2011), «Недосказанность» (2012) и др.
На грани абстрактного и фигуративного родилось новое для творчества художника направление: обнажённая женская натура. Умело выкристаллизовывая женский силуэт из метапространственного континуума, Романов склонился в изображении образа к максимальной его формализации («Другое тело» (2010); «Деревенский модерн» (2010), «Аврора» (2011) и др.).

12. Н.Романов. Деревенский модерн. х.м.110х60. 2011
Н.Романов. Деревенский модерн. Х.м.110х60. 2011

Эксперименты с абстракцией и «ню», безусловно, внесли  жанровое разнообразие в творчество Николая Романова, преданного своему главному пути, который он сам метко обозначил, как «пейзаж длиной в жизнь».

Бесконечное разнообразие природных ландшафтов естественным образом влечёт и тематическое богатство романовского пейзажа.

 Живописные серии, называемые обычно в соответствии с географическим признаком,  как правило, объединены общим колоритом, присущим той или иной стране: «Юг Франции», «Венеция», «Сорренто», «Португалия», «Черногория», «Крым» и др.

13. Н.Романов.  Санта Мария дель Розарио. Х.м.120х90. 2012
Н.Романов.  Санта Мария дель Розарио. Х.м.120х90. 2012

Так, для серии «Тунис» (2007) характерно разнообразие охристых и лазурных оттенков, а её образы навеяны господством песчаных ландшафтов и пестротой восточных базаров. В южно-французских пейзажах (2008, 2013) доминирует карминово-красный колорит черепичных крыш, рефлексирующих в солнечных лучах и кронах деревьев. Работы венецианского цикла (2012) вдохновлены пестротой разноцветных фасадов венецианских домов и палаццо, плотной чередой заполняющими берега каналов и создающими пластичные образы на воде.

К теме русского пейзажа Николай Романов неоднократно возвращался после окончания института.  В период 1990-2000-х годов появились серии работ, посвящённых Золотому кольцу, Самаре, Плёсу (2005, 2008 г.).  Среди них «Бабье лето проходит быстро» (1995),  «Дождь» (1995), «Розовая река» (1997), «Другие берега» (2001), «Весна» (2006), «Полозово» (2014), «В этом году будет много вишни» (2014) и др.

14. Н.Романов. В этом году будет много вишни.Х.м.75х95.2009.
Н.Романов. В этом году будет много вишни. Х.м.75х95. 2009.

Особенно удаются художнику зимние сюжеты, которых он пишет с необыкновенной достоверностью («Запах снега» (2005), «Улочка в Плёсе» (2008) и др.). Доминирующий колорит зимних пейзажей - сине-голубой.

Любимый синий цвет в самых разных своих градациях нужен художнику и для создания морских пейзажей, которые он очень любит. Именно в таких работах Романову блестяще удаётся созидание световоздушной среды, будь то атмосфера, напоённая жгучим солнцем или морозность кристально ясной русской зимы. Можно утверждать, что  это настоящий «конёк» Николая Романов, и в этом ему нет равных в Петербурге. В 2005 г. художник осуществил оригинальный выставочный проект «Лестница в небо» (галерея «АРКА», Санкт-Петербург), представленный исключительно небесными пейзажами, сотканными только из света и воздуха.

15. Н.Романов. Запах снега. Х.м.70х110.2007
Н.Романов. Запах снега. Х.м.70х110. 2007

Особняком стоит серия работ, посвящённых завораживающей красоте Саянских гор, итогу путешествия на Алтай в 2013 году.  Среди них «Гора отшельника» (2013), «Освещённая солнцем» (2014), «Белые горы» (2014), «Тункинские голцы» (2015) и др.

Николай Романов регулярно возвращается и к теме городского пейзажа. Город Пушкин, в котором автор родился, и Петербург, в котором живёт и работает, посвящены работы «Китайская беседка в Царском селе» (2002), «Город Петра» (2003), «Одинокий Геракл» (2003), «Канал Грибоедова» (2003, Новосибирский ХМ)), «Солнечный день в Царском Селе» (2009) и многие другие.

16. Н.Романов. Одинокий Геракл.Х.м.80х100.2003
Н.Романов. Одинокий Геракл. Х.м.80х100. 2003

Пожалуй, главный лирический герой романовского пейзажа  - это дерево, которым художник любуется и буквально одухотворяет его («Жизнь дерева», 1999, «Кипарис», 2005 и др.). Человек в картинах Романова редко попадают в канву изображаемого ландшафта, хотя внимательный зритель всегда отыщет следы человеческого присутствия в тени деревьев или игре цветовых пятен.

За годы преданного служения искусству Николай Романов сумел выработать свой узнаваемый стиль, в его основе ритмическая организация холста, тонкая игра фактур и сложные колористические решения. Это позволило художнику стать одним из наиболее ярких и востребованных представителей петербургской живописной школы, которую он достойно представляет по всему миру.

Промежуточный итог творческому пути длиною в тридцать лет подвёл цикл работ, выполненный на материале международного пленера, организованного при участии Третьяковской галереи (2015). Вдохновлённый живописными ландшафтами южной Италии, Николай Романов создал удивительной красоты пейзажи «Спящий Везувий», «Город над морем», «Утро в Сорренто», «Сперлонга» и другие, которые можно смело отнести к лучшим достижениям мастера.

Творческой активности художника можно восхищаться. В его активе более 30  персональных и более 200 выставок в России и за рубежом. Работы Романова находятся в ГУК «Буда-Кошелёвская картинная галерея им. Е. Е. Моисеенко», в Литературном музее Пушкинского дома (Россия), в Государственном Новосибирском художественном музее (Россия), в Ивановском областном художественном музее (Россия), в Костромском государственном объединённом художественном музее (Россия), в НИМРАХ им. И. Е.  Репина (Санкт-Петербург, Россия), во Дворце Искусств Перпиньяна (Франция), в Русском промышленном банке (Россия), в Банке «Кредо» (Россия), в частных коллекциях в России, Греции,  Португалии, Франции,  Германии, США,  Великобритании, Италии, Швеции, Австрии, Испании, Новой Зеландии, Австралии, Чили, Финляндии, Китая и других странах.

17. Н.Романов.Утро в Сорренто.Х.м. 85х105.2016
Н.Романов. Утро в Сорренто. 2016   

В 2006 г. на IV Международном конкурсе Молодых оперных певцов Елены Образцовой состоялось вручение Приза Зрительских симпатий картины Николая Романова «Отражение» (2003) Лауреату IV Международного конкурса Молодых оперных певцов Эндрю Франку Гудвину (Австралия). В 2007 г. Романов принял участие в международном фестивале посвящённому 100-летию фовизма в Кольюре (Франция). В 20072009 гг. Николай Романов участник проекта «Отражение», организованного Фондом культуры, Российской Академией Художеств  и региональным объединением  художников «Кредо» (руководитель Н. С. Михалков). Николай Романов является лауреатом серебряной (2008)  и золотой медали (2012) «За вклад в отечественную культуру» Творческого  Союза России Международной Ассоциации художников.

 Слова  Е. Е. Моисеенко о том, что «чем человек талантливее, тем он больше работает», относятся к Н. А. Романову в полной мере. Без сомнения, Учитель мог бы гордиться своим учеником.

Примечания:

[1] Е. Логвинова. Н. Романов. Муза и деньги. "Free Time. №1(92), 2006. С.30.

А. Дзяк. Сентиментальное путешествие вместе с художником // Час Пик, март,1996.

3 М. Кузьмин. Вышли мы все из пейзажа // Смена, №66 (21355), 23 марта 1996 .

4 Мета (с греч. μετά) – между, после, через.

Избранная библиография:

Николай Романов. Живопись. СПб., 2006. Вступ. ст. Е.В.Логвиновой.

Николай Романов. Живопись. СПб., 2010. Вступ. ст. Е.В.Логвиновой.

Николай Романов. Живопись. СПб., 2012. Вступ. ст. Е.В.Логвиновой.

Дзяк А. Сентиментальное путешествие вместе с художником // Час Пик, 1996.С.9.

Кузьмин М. Вышли мы все из пейзажа // Смена, №66 (21355), 23 марта 1996 года.

Логвинова Е. В. Небольшой трактат о свойствах живописи Николая Романова. Журнал «Empire of Art». Июль-август 2001, с. 23.

Алексеева О. Такие разные пейзажи // Ваш дом, №2 (28), 2002.

Каталог. СПб., Петрополь, 2003. С. 68, 183.

Боброва Г. Успеть полетать в облаках // Новости Петербурга, №23 (399), 14–20 июня 2005.

Логвинова Е. В. Муза и деньги // FREE Tайм, 2006, № 1(92).

Логвинова Е. В. Территория мечты // Час Пик, №21(436). 2006. С.9.

Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб: Первоцвет, 2007. С. 147.

Логвинова Е. В. Николай Романов. Новое измерение. Живопись. СПб., АРКА арт-галерея, 2011.