Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления


Московская академия образования

Натальи Нестеровой


 

 

Утверждаю:

 

Проректор по учебной работе

 

_____________ Л.В. Зайцева

«___»_________200__года


 

 

Рабочая программа по дисциплине

«Русское искусство Х1Х – нач.ХХ века»

для специальности 020900 искусствоведение

 

 Курс - 4

 

Всего часов:  166

в том числе – 102 аудиторных

64 самостоят. раб.

 

Москва 2006

 Программа дисциплины «Русское искусство 19 – нач.20 века» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности  020900 «искусствоведение»

 

Составитель___________________Плетнёва Г.В., доктор иск.,

профессор НГУ Натальи Нестеровой

 

 

Рецензент______________________Кисунько В.Г. к. иск.,  проф. ВГИК

 

Декан факультета искусствоведения________В.И.Берёзкин

 


 

Основные разделы, темы и краткое содержание дисциплины

 

  1. Введение.

Смена общественных настроений, наполеоновские войны и судьба русского «европеизма». Война 1812 года и восстание декабристов. Художественная жизнь: основные события, пути и формы их отражения в искусстве. Ситуация в Академии художеств. Соотношение видов искусств. Направления и стили. Иностранные художники в России.

 

2.Архитектура первой четверти Х1Х века

Доминанта градостроительной проблемы. Синтез архитектуры и скульптуры. Соотношение видов: дворец, храм, особняк, общественное сооружение. Петербург и Москва: проблема исторического города. Архитектура в провинции.

 

3.Крупнейшие зодчие раннего классицизма и ампира

А.Воронихин. Феномен Казанского собора: проект и осуществление. Собор и площадь, образцы и аналогии. Здание Горного института, портик и скульптура. Тома деТомон. Ансамбль Биржи, символика ансамбля. Интерпретация античности. А.Захаров. Здание Адмиралтейства и композиция Петербургского центра. Отношение нового Адмиралтейства к историческому облику здания. Особенности стиля. Роль и символическая программа скульптурного оформления. К.Росси. Апогей ампира. Михайловский дворец. Итерьеры. Здание Главного штаба и ансамбль Дворцовой площади. Соотношение с Зимним дворцом и прилегающей городской застройкой. Интерпретация мотива триумфальной арки и программа скульптурного оформления. Ансамбль Александринского театра. Здание, площадь, улица. Тема «идеального города». Здание Сената и Синода. Принцип «архитектурного» цитирования. Симптомы кризиса. В.Стасов. Интерпретация классицистических стереотипов, Московские ворота в Петербурге и провиантские склады в Москве.

 

4. Московский ампир

Градостроительные работы после пожара 1812 года. Особенности ситуации сравнительно с Петербургом. Классическое регулярство и проблема исторического города. Ансамбли центральных площадей. Новый тип частного дома. О.Бове. Здание торговых рядов на Красной площади. Ансамбль Театральной площади. Манеж. Триумфальная арка у Тверской заставы. Д.Жилярди. Перестройка здания Московского университета. Здание опекунского совета на Солянке. Дом Луниных на Никитском бульваре. Усадьба в Кузьминках. А.Григорьев. Особняк Хрущёвых-Селезнёвых на Пречистенке. А.Витберг. Храм Христа Спасителя. Проект и его судьба.

 

5. Скульптура первой четверти Х1Х века

Жанры скульптуры и проблема синтеза искусств в ампире. Соотношение с классицизмом ХУ111 века. М.Козловский. Самсон (Петергоф). Памятник Суворову. И.Мартос. Мемориальная скульптура. Памятник Минину и Пожарскому. Рельефы Казанского собора. Ф.Щедрин. Скульптура в декоративном ансамбле Адмиралтейства. В.Демут-Малиновский. Русский Сцевола. Портрет Суворова. С.Пименов. Аллегория скульптуры (надгробие Козловскому). Монументально-декоративные ансамбли ампира: Горный институт, Биржа, Казанский собор, здание Главного штаба. Монумент в городской среде: П.Клодт, композиции на Аничковом мосту, Б.Орловский, памятники М.И.Кутузову и Барклаю де Толли. Кризис синтетических концепций. С.Гальберг. Портрет Мартоса. Кризисные тенденции в скульптуре.

 

6. Живопись первой четверти Х1Х века

Формирование жанровой системы. Соотношение видов. Историческая живопись. Национальная сюжетика. А.И.Иванов, «Подвиг молодого киевлянина», «Битва Мстислава Удалого с Редедею», Д.Иванов, А.Егоров, В Щебуев. О.Кипренский. Концепция личности и её новизна. Отражение характера эпохи, круг моделей. Портрет отца, портрет А.Челищева, портрет Ростопчиной, портрет Евгр.Давыдова, портрет В.Жуковского, портрет Хвостовой. Романтизм как метод и тема. Портрет Е. Авдулиной. Портрет А.С.Пушкина, отклик поэта в стихотворении «Кипренскому». Проблема автопортрета. Становление и развитие пейзажа,   Ф.Матвеев. Сильвестр Щедрин. Эволюция творчества в итальянский период, Рим и Неаполь. Типология мотивов. Особенности пленеризма. «Новый Рим», «Веранда, обвитая виноградом», гавани в Сорренто, ночные пейзажи - образы в соотношении с романтическим «культом Италии». В.Тропинин. Разработка типа жанризированного портрета, связь с искусством ХУ111 века, рококо и сентиментализмом. Портрет сына, «Кружевница». Проблема московского колорита. Портрет Равича, Портрет Булахова, портрет Барышникова. Романтические тенденции: портрет К.Брюлова, портрет А.С.Пушкина, Автопортрет с видом на Кремль. А.Венецианов. Его роль в развитии русской жанровой живописи. Опыты в изображении бытовых сцен. «Гумно», «Утро помещицы». Своеобразие в изображении крестьянского мира. Роль пейзажа. «Спящий пастушок»,  «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Эволюция стиля; «Захарка», «Жнецы», «Голова старика-крестьянина», «Крестьянка с васильками». Школа Венецианова, соотношение с академической системой. Художники венециановской школы (Тыранов, Г.Сорока, К.Зеленцов), эволюция жанра.

 

7. Гравюра первой четверти Х1Х века

Книжная иллюстрация. Н.Уткин, Ф.Толстой. Карикатура и лубок времён Отечественной войны. Ландшафтная и городская видопись.

 

8. Искусство второй четверти Х1Х века

Процесс демократизации культуры. Поздний романтизм и академизм. Кризис монументальных жанров. Архитектура: начало стилизации и эклектики. Монферан. Исаакиевский собор. Штакеншнейдер. Мариинский дворец. К.Тон. Храм Христа-Спасителя в Москве. Постройки в Кремле. Николаевский вокзал в Петербурге. Скульптура. Пластическое и живописное в скульптуре. И.Витали, Орловский «Сатир и вакханка».

 

9. Живопись второй половины Х1Х века

Изменения в соотношении жанров. Отношение к академической традиции. Ф.Бруни. «Смерть Камиллы», «Медный змий». К.Брюлов. Работы петербургского и раннеитальянского периода. «Нарцисс», «Итальянское утро»,  «Итальянский полдень» и концепция  «итальянского жанра». «Последний день Помпеи» как художественное событие. История создания. Компромисс между классицизмом и романтизмом. Реакция современников. Статья Гоголя в «Арабесках». Другие опыты в области исторической живописи «Осада Пскова Стефаном Баторием». Портретное творчество. Парадный портрет: «Всадница», «Портрет Самойловой, удаляющейся с бала». Камерный портрет: «Портрет Н.Кукольника», «Портрет А.Струговщикова», «Автопортрет» 1948,  «Портрет Ланчи». Брюлов в оценке современников и в последующей критике. Поздне романтический пейзаж. М.Воробьёв, М.Лебедев, И.Айвазовский.

 

10. Реформация академизма и становление «натуральной школы»

А.Иванов, его место в русском искусстве. Ранние произведения, соотношение библейской и античной тематики. «Приам у Ахилла», «Иосиф, токующий сны». Раннеитальянские произведения. «Аполлон, Гиацинт и Кипарис». Замысел картины «Явление мессии»  - «сущность всего евангелия». Знакомство с Гоголем. Иванов и славянофильство. Знакомство с книгой Д.Штрауса «Жизнь Иисуса». Поездка к Герцену в Лондон. Кристаллизация концепции. «Явление Христа Марии Магдалине». Этюдный метод. Пейзажные эскизы «Понтийские болота», «Монте Савелли», «Аппиева дорога», «Ветка». Человек и природа. Цикл «пейзажей с мальчиками», особенности пленеризма. Идея храма,  ветхозаветные и евангельские сцены в  «библейских эскизах». Выставка картины «Явление Христа народу» в Петербурге. Распространение бытового жанра в графике. Иллюстрации А.Агина. Сатирическая графика. П.Федотов. Ранние рисунки и характер наблюдения натуры. Сепии, «Смерть Фидельки», «Игроки в карты». Концепция бытовой картины и её отличие от венециановского варианта. «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа». Выставка в Академии художеств 1848 г. Траектория эволюции. «Сватовство майора». Последний период творчества. Варианты картины «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор!». Портретное творчество.

 

11. Русское искусство второй половины Х1Х века

Социологический аспект в развитии искусства. Периодизация.   Особенности художественной жизни. Роль Московского училища.  Жанр 50-х годов. «Эстетические отношения искусства к действительности» Н.Г.Чернышевского и полемика вокруг «утилитарной эстетики». «Бунт 14-ти» и образование «Артели». Критический реализм, содержание и границы термина. Соотношение видов и жанров. Организация Товарищества передвижных художественных выставок. Программа и форма деятельности. Роль В. Стасова, И.Крамского и П.Третьякова. Технический прогресс и кризисные тенденции в архитектуре.

 

12. Живопись 60-х годов

Бытовой жанр. Н.Неврёв, В.Пукирёв «Неравный брак»,  «Приём приданного по росписи», Н.Шильдер «Искушение», Л.Соломаткин «Славильщики-городовые», «Свадьба». Исторический бытовой жанр,  В.Шварц «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче». В.Перов. Соотношение с традицией Венецианова и Федотова. Обличительный пафос, «Сельский крестный ход на Пасху», «Чаепитие в Мытищах». Характер эволюции зрелого периода «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленица», «Последний кабак у заставы». Поздний период «Охотники на привале», «Птицеловы», «Суд Пугачёва». Портреты: «Портрет Ф.М.Достоевского», «Портрет А.Н.Островского», «Портрет купца Камынина».

 

13. Жанровая живопись 70-80-х годов

Изменение тематики. Крестьянский жанр. Г.Мясоедов «Земство обедает», К.Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге», «Встреча иконы», В.Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Всё в прошлом».Городской жанр И.Прянишников «Шутники», В.Маковский «Крах банка», «На бульваре». Проблема типического в изображении характеров и обстоятельств. Н.Ярошенко «Кочегар», «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Портрет П.Стрепетовой», «Всюду жизнь». В.Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика. Принцип серийности.

 

14. Реализм и поиски «Большого стиля».

И.Крамской как художественный лидер. Портретная концепция; типическое и индивидуально-характерное. «Автопортрет», «Портрет Л.Н.Толстого», «Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина», «Портрет П.М.Третьякова», «Портрет Д.В.Григоровича», «Портрет Литовченко», «Портрет И.Шишкина», «Полесовщик». Антитеза «красота» и «правда», попытки примирения: «Русалки», «Лунная ночь», «Неизвестная», «Неутешное горе». Интерпретация евангельской темы, «Христос в пустыне». Н.Ге. Традиции Брюллова и Иванова. «Тайная вечеря», особенности трактовки, оценка картины в современной художественной критике, в статьях Салтыкова-Щедрина и Достоевского. Историческая живопись: «Пётр 1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Особенности портретной концепции. Поздний «страстной» цикл нач.90-х годов, «Что есть истина», «Голгофа». Своеобразие живописной стилистики.

 

15. Пейзаж 60-80-х годов

Две концепции национального пейзажа. Истоки, эволюция.  А.Саврасов, «Грачи прилетели», «Просёлок». Ф.Васильев, «Оттепель», «Перед грозой», «Мокрый луг», «В крымских горах». И.Шишкин, «Рожь», «Лесные дали»,  «Корабельная роща», «Сосны, освещённые солнцем». А.Куинджи, «Берёзовая роща», «Ночь на Днепре», варианты преобразования романтической традиции. В.Поленов. Его роль в эволюции русской пейзажной живописи. Связь с академической традицией. Утверждение самоценности этюда. Евангельская тема.

 

16. «Большая картина» передвижников

Жанровое и тематическое многообразие творчества И.Е.Репина. Обучение в Академии художеств. «Воскрешение дочери Иаира». «Бурлаки на Волге». Парижские работы. Историческая картина на современный сюжет, «Крестный ход в Курской губернии». «Не ждали» и картины, посвящённые судьбе революционера-народника («Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди»). История в образах сильной личности: «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его царевич Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы». Портретное творчество. Типология, эволюция, стилистика. «Заседание Государственного совета», этюды к картине. Роль сибирских впечатлений для формирования В.И.Сурикова. Академия художеств. Сюжет и тема. Соотношение с «хоровой картиной» передвижников. Исторически документальное и вымышленное. «Трилогия»  80-х годов: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Колористические задачи. Поздний период. В.М.Васнецов.  Ранее творчество: «С квартиры на квартиру», «Чтение военной телеграммы». Обращение к эпосу и сказочным сюжетам. Поиск изобразительной метафоры. «Алёнушка», «Поле побоища Игоря Святославича с половцами», «Три богатыря». Работа с театральной декорацией. «Иван Грозный». Монументальные работы: Владимирский собор, Исторический      музей. Абрамцевский кружок: проект нового стиля.

 

17. Скульптура второй половины Х1Х века

Академизм  и реализм. Скульптура как историческая иллюстрация. Ф.Каменский. П.Антокольский. «Нестор-летописец», «Иван Грозный», «Пётр Первый», «Ермак». Крестьянская тематика. Чижов, Позен. Монументальная скульптура. Микешин. Памятник Екатерины Второй. Опекушин «Пушкин».

18. Архитектура второй половины Х1Х века

«Национальный стиль» в контексте эклектики. Технические нововведения в строительной практике. Возникновение новых видов сооружений. Монигетти. Политехнический музей. Шервуд. Исторический музей. Померанцев. Верхние торговые ряды.

 

19. Искусство конца Х1Х начала ХХ века

Промышленный подъём и его влияние на художественную ситуацию. Искусство и революция 1905 года. Особенности художественной жизни. Идея синтеза искусств. Проблема стиля,  модерн и символизм. Реорганизация Академии художеств и приход в неё передвижников. Стилистическое самоопределение московской и петербургской школ. Роль меценатов и коллекционеров: С.Мамонтов, Морозовы, К.Тенишева, С.Щукин. Образование новых художественных объединений: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет» и др. Полемика между ними.

 

20. Живопись конца Х1Х

Творчество И.Левитана. Пейзаж «настроения». Роль мотива. «У омута», «Владимирка», «Над вечным покоем». Характер эволюции: «Берёзовая роща», «Март», «Золотая осень», «Русь». Этюд и картина. К.Коровин, особенности русского символизма. «Портрет Шаляпина». Натюрморты и «Парижские огни». Декоративная и театральная живопись.  С.Коровин. Н.Касаткин. Особенности тематического репертуара. Социальный жанр, наследие передвижников и новые тенденции. С.Иванов,  современный быт и история. А.Архипов. «Прачки». Пленеризм и декоративизм: «На Оке», «Деревенский праздник». А.Васнецов. Создание исторического пейзажа. А.Рябушкин, историко-бытовая живопись.

 

21. Модерн и символизм

В.Серов. Первые пленерные работы: «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем». Артистический портрет: портреты К.Коровина, Ф.Таманьо, А.Мазини, М.Горького, М.Ермоловой, Ф.Шаляпина. Пейзаж: «Заросший пруд», «Октябрь. Домотканово», «Стригуны на водопое». Концепция светского парадного портрета: портреты вел.кн. Павла Александровича, З.Юсуповой, Ф.Юсупова, Г.Гиршман, О.Орловой, И.Морозова, В Гиршман. Эволюция стиля. Декоративные искания: «Ида Рубинштейн»,  античность ( «Одисей и Навзикая, «Похищение Европы»). Интерпретация исторической темы, ретроспективизм. Басенный цикл. М.Врубель. Становление мастера. Киевский период, иконостас и росписи Кирилловской церкви. Источники и образцы. «Девочка на фоне персидского ковра». Акварели. Этюды для росписей      Владимирского собора. Иллюстрации к Лермонтову. Декоративные панно и картины: «Испания», «Гадалка». Тема Демона. Портреты: Арцыбушевых, С.И.Мамонтова, Н.И. Забеллы-Врубель, В.Брюсова, автопортреты. «Ночные» сцены: «Сирень», «Пан», «К ночи», «Царевна-Лебедь», «Лебедь». Скульптурные, театрально-декорационные и прикладные работы в контексте русского модерна.

 

22. «Мир искусства»

Основание журнала, его идея, эстетическая программа. Выставочные акции. Культурный европеизм. Возрождение страниц искусства ХУ11- нач.Х1Х века. Выставка русского портрета в Таврическом дворце. Петербургская тема в творчестве художников. Ретроспективизм и стилизация как метод. Просветительская и собирательская деятельность. Издание «Художественные сокровища России». С.Дягилев и его организаторская деятельность. «Парижские сезоны»Ретроспективная выставка русского искусства в Париже и Берлине 1906 года. Искусствоведческие труды А.Бенуа, статья «Художественные ереси». Статья Д.Философова «Тоже тенденция».

 

23. Художники круга «Мира искусства»

К.Сомов. Тематический репертуар. Культивирование «галантного жанра». «Дама в голубом». Акварели. Картины: «конфиденции», «купальщицы», «Арлекин и дама», «Вечер», «Поцелуй украдкой». Портреты А.Блока, М.Кузмина, М.Добужинского. Лицо и маска. Автопортреты. Фарфоровые скульптуры. А.Бенуа. Версальские серии. «Прогулка короля», «Оранжерея», «Купальня маркизы». Иллюстративные циклы «Медный всадник», «Пиковая дама». «Парад при Павле 1» Театральные работы: декорации к «Павильону Армиды», «Петрушке». Л.Бакст. Работы в области театральной декорации и костюма. Портреты. М.Добужинский. Тема современного урбанизма «Человек в очках», «Домик в Петербурге». Иллюстрации. Е.Лансере. Исторические ретроспекции «Петербург начала ХУ111 века. Здание Двенадцати коллегий», «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе». Политическая карикатура.  Иллюстрации к «Хаджи-Мурату» Л.Толстого. Участие художников «Мира искусства» в сатирических журналах 1905 года.

 

24.Скульптура и архитектура рубежа Х1Х-ХХ веков

Черты импрессионизма, символизма и модерна в пластике. П.Трубецкой.  Портреты. Памятник Александру 111. А.Голубкина. Парижская школа. Психологизм и «натура». С.Конёнков. Античная «тема». «Языческий примитивизм». Проблема материала. А.Матвеев:  неоклассицизм в скульптуре. Стиль модерн в архитектуре, истоки. Отношение к эклектике. Романтическая и протоконструктивистская стадия. Искусство интерьера. Московский и Петербургские варианты. Ф.Шехтель. А.Щусев: неорусские стилизации. Неоклассицизм: И.Фомин, И.Жолтовский.

 

25. Стилистические тенденции живописи начала ХХ века

Русское искусство накануне авангардистского эксперимента. В.Борисов-Мусатов. Эволюция от импрессионизма к декоративному варианту постимпрессионизма. Проблема символической поэтики. «Гобелен», «Водоём», «Изумрудное ожерелье», «Призраки». Ф.Малявин. «Вихрь», вариант декоративного импрессионизма. Художники «Голубой розы»: М.Сарьян. П.Кузнецов. Н.Рерих: языческий мир как объект стилизации. Б.Кустодиев, особенности жанровых мотивов и приёмов «лубка». И.Грабарь, К.Юон: «русский вариант» импрессионистической традиции. М.Нестеров, особенности трактовки религиозной темы. Роль пейзажа. З.Серебрякова: монументальное и камерное в стилизации. «Неотрадиционализм» в пейзаже К.Богаевского.  Продолжение левитановской линии. Раннее творчество К.Петрова-Водкина, «Купание красного коня». Ситуация начала 1910-х годов. Возрождение «Мира искусства, первая выставка «Бубнового валета».


ЛИТЕРАТУРА

 

Общие работы

 

И.Грабарь (ред.) История русского искусства, М.  (1909-1916)

История русской архитектуры, М., 1956.

Всеобщая история искусств. т.У., М. 1964

История русского искусства. Изд. Академия наук. т.т.8, 9, 10

М.Алпатов. Этюды по истории русского искусства. М. 1976

А.Эфрос. Два века русского искусства. М. 1969

А.Эфрос. Мастера разных эпох. М. 1979

Д.Сарабьянов. Русская живопись Х1Х века среди европейских школ. М. 1980

А.Бенуа. История русской живописи в Х1Х веке. М.1995

Г.Поспелов. Русское искусство Х1Х века. Вопросы понимания времени. М.1997

Д.Сарабьянов. Русская живопись. Пробуждение памяти. М.1998.

 

Первая половина Х1Х века

Н.Коваленская. История русского искусства первой половины Х1Х века. 1951

А.Фёдоров-Давыдов. Русский пейзаж ХУ111-началаХ1Х века. М.1951

Н.Коваленская. Русский классицизм. М. 1964.

В.Турчин. Эпоха романтизма в России. К истории русского искус ства первой трети Х1Х столетия. Очерки. М. 1981

А.Некрасов. Русский ампир. М.1935.

А.Фёдоров-Давыдов. Архитектура Москвы после 1812 года. М.1954.

Е.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М. 1979

Д.Аркин. Образы архитектуры и образы скульптуры. М. 1990.

И.Грабарь. Петербургская архитектура в ХУ111 и Х1Х веках. С-Пб. 1994.

Б.Терновец. Русские скульпторы. М. 1924.

Е.Петрова Монументальная и декоративная скульптура

Ленинграда. Л.1961.

М.Алпатов.  А.А.Иванов. Жизнь и творчество. М.1956.

Э.Ацаркина. К.П.Брюлов. Жизнь и творчество. М. 1963.

Д.Сарабьянов. Федотов и русская художественная культура 40-х годов Х1Х века. М., 1973.

Э.Голлербах. История гравюры и литографии. М. 1923.

Г.Лебедев Русская книжная иллюстрация Х1Х века. М. 1952.

Г.Стернин. Очерки русской сатирической графики. М. 1964.

 

Искусство второй половины Х1Х века

Д.Сарабьянов. Народно-освободительные идеи русской

живописи второй половины Х1Х века. М. 1955.

Н.Дмитриева. Московское училище живописи, ваяния и

зодчества. М-Л. , 1951.

В.Стасов. Избранные статьи о русской живописи. М. 1960.

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников.

Вторая половина 19 века.  Под ред. А.Леонова. М. 1962.

Г.Стернин. Русская художественная культура второй половины Х1Х -начала ХХ века, М.1984

Д.Сарабьянов. История русского искусства второй половины

Х1Х века. М. 1989.

А.Фёдоров-Давыдов. И.Репин. М. 1961.

В.Кеменов. Историческая живопись Сурикова. М. 1963.

И.Грабарь. И.Е.Репин. В 2-х томах. М.1964.

С.Гольдштейн. И.Н.Крамской. Жизнь и творчество. М. 1965.

О.Лясковская. В.Г.Перов. Особенности творческого пути

художника. М. 1979.

 

В.Ермонская. Русские скульпторы второй половины Х1Х века

Путеводитель по выставке. М. 1958.

А.Пунин. Архитектурные памятники Петербурга.

Вторая половина Х1Х века. Л. 1981.

 

 

 

 

 

Искусство конца Х1Х-началаХХ века

А.Бенуа. Возникновение «Мира искусства». Л. 1928.

А.Фёдоров-Давыдов. Русское искусство промышленного

капитализма. М. 1929.

Г.Стернин. Художественная жизнь России на рубеже

Х1Х-ХХ веков. М. 1970.

Д.Коган. Мамонтовский кружок. М. 1970

Г.Стернин. Художественная жизнь России 1900-1910 годов.

М. 1988.

Д.Сарабьянов. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы.

М. 1989.

Д.Сарабьянов. История русского искусства конца Х1Х

-начала ХХ века. М. 1993.

С.Яремич. М.А.Врубель. М. 1911

И.Грабарь. В.А. Серов. М. 1965.

А.Фёдоров-Давыдов. Левитан. М. 1966.

А.Русакова. В.Борисов-Мусатов. Л-М-. 1966.

Д.Сарабьянов. Русская живопись конца 1900-х-начала 1910

годов. Очерки. М. 1971.

Н.Тарабукин. М.А.Врубель. М. 1974.

В.Лапшин. «Союз русских художников». Л. 1974.

Н.Дмитриева. М.Врубель. Л. 1985.

Г.Поспелов. «Бубновый валет». Примитив и городской

фольклор в московской живописи 1910 годов. М. 1990.

М.Неклюдова. Традиции и новаторство в русском искусстве

конца Х1Х-начала ХХ века. М. 1991.

А.Русакова. Символизм в русской живописи. М. 1995.

М.Алленов. М.А.Врубель. М. 1996.

А.Сидоров. Русская графика начала ХХ века. М. 1970.

И.Шмидт. Русская скульптура второй половины Х1Х-

начала ХХ века. М. 1990.

Е.Борисова, Т.Каждан. Русская архитектура конца Х1Х-

начала ХХ века. М. 1971.

Е.Кириченко. Москва на рубеже столетий. М. 1977.

Е.Борисова, Г.Стернин. Русский модерн. М. 1990.

Г.Ревзин. Неоклассицизм в русской архитектуре

начала ХХ века. М. 1992.

В.Горюнов, М.Тубли. Архитектура эпохи модерна. Спб. 1994.

 

Темы для курсовых работ

  1. Ампир в Петербурге и Москве. Проблема исторического

города.

  1. Зодчие Петербурга. Пространственно-градостроительный

проект российской столицы.

  1. Портрет и пейзаж первой трети 19 века. Эволюция

романтизма.

  1. Концепция «Большой картины»  Александра Иванова. «Синкретизм» как художественный метод.
  2. Природа драматического в картинах П.Федотова.
  3. Социализация жанровой картины второй половины Х1Х века.

Быт и бытие.

  1. Русское освободительное движение и христианство.

Евангельские сюжеты у передвижников.

  1. Народная тема у Репина, Сурикова и Васнецова.
  2. Стилеобразующие характеристики модерна. Врубель и Серов.

10.  Предавагардные тенденции в живописи начала ХХ века.Русский символизм.