Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

Плиева Маргарита Георгиевна
кандидат искусствоведения,член АИС,
РСО –Алания, г.Владикавказ

Эпоха Анатолия Александровича Дзантиева.

Анатолий Александрович Дзантиев вошел в историю искусства и культуры, прежде всего как профессионал высокого класса. Эпоху А.А. Дзантиева не надо запоминать. Она врезана в историческую память. Эпоха достойная, уникальная, неповторимая.

Совершенно очевидно, что в небольшой статье трудно дать хотя бы в общих чертах представление о жизни и творчестве Заслуженного деятеля искусств республики Северная Осетия – Алания, члена Союза художников России, искусствоведа, подвижника, талантливого писателя, переводчика, человека глубоких и разносторонних знаний – А.А. Дзантиева. С его именем сегодня ассоциируются труды по истории осетинского искусства, монографии: Художники Северной Осетии, Сосланбек Едзиев, Творчество скульпторов Дзантиевы, Махарбек Туганов – народный художник, Азанбек Джанаев и Нартский эпос, Декоративное искусство Осетии. Ученый посвятил значительную часть своих трудов народному искусству осетин, эпохе советской осетинской живописи, ее ярким мастерам разных поколений. С интересом он всматривается в творчество молодых современников и во все процессы обновления, которые совершаются в осетинской живописи, графике и скульптуре. Альбомы, охватившие изобразительное искусство 1960 – 2000 - х гг. каталоги выставок молодых художников и зрелых мастеров нашли свой отклик в исследованиях искусствоведа. На протяжении десятилетий Анатолий Александрович – неизменный организатор, участник, критик Всесоюзных, Зональных выставок «Советский Юг».[1] При его непосредственном участии был построен и открыт Выставочный зал Союза художников СО АССР, успешно работающий и по сей день.

Поиски своего пути дались ему нелегко и не всегда проходили безболезненно. Ведь творческая, исследовательская, музейная, общественная деятельность Анатолия Александровича проходила в непростой обстановке формирования и развития осетинского искусства. А его деятельная любовь к искусству, к культуре принесли свои плоды и во многом повлияли на художественную жизнь республики. До сего времени с его научными трудами знакомятся искусствоведы.

Анатолий Александрович Дзантиев родился 8 октября 1941 г. в г. Орджоникидзе Северо – Осетинской АССР в семье потомственных художников.

Его дед Умар Дзантиев «бывало, брал в руки нож, деревянную чурку и неторопливо принимался мастерить что – нибудь для дома – кубок, чашу, тарелку. Видимо, красота окружающей природы затрагивала в его душе, какие – то сокровенные чувства, пробуждала в нем стремление к прекрасному иначе, откуда эта потребность творить после нелегкого трудового дня, откуда его желание украсить свой быт».[2]

Его дядя Д.У Дзантиев в 1924г. В числе пятерых талантливых самодеятельных художников из Осетии был направлен на учебу в Ленинград. Но еще до его отъезда в «Крестьянском журнале» писали о том, что «в городе Владикавказе живет юноша Давид Дзантиев. Он лепит из глины разные фигуры. По национальности он осетин… Дзантиева у себя на родине знают как талантливого художника».[3]

По окончании образования Государственная квалификационная Комиссия отметила «колоссальные успехи, которые Дзантиев Д. проявил в своей конкурсной работе» и поэтому «Правление вуза, заинтересованное в том, чтобы из нацменов подготовить законченных мастеров, просит еще на один год дать возможность ему укрепиться в своих достижениях».[4]

Расцвет творчества Александра Дзантиева приходится на середину ХХ в. Его произведения «отличает теплота и человечность». Образы, созданные скульптором «согреты какой – то особенной мягкостью, они словно наделены живой душой, отчего кажутся легкоранимыми, почти беззащитными».[5] В годы Великой Отечественной войны при «Совнаркоме был образован Республиканский Художественный Совет, куда вошел и скульптор А.У. Дзантиев».[6]

В судьбе Инала Дзантиева принял участие А.М. Горький. Резцу скульптора принадлежит один из «первых монументальных памятников, посвященных осетинскому поэту Коста Хетагурову».[7] И. Дзантиев стоял у истоков создания Союза Художников СО АССР и был его первым председателем.

Скульпторы Дзантиевы – Давид, Александр и Инал, воспитанники ленинградской Академии художеств, принимали непосредственное, активное участие в становлении профессионального осетинского искусства.

Продолжая и развивая лучшие традиции Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (ныне СПбАИЖСА им. И.Е. Репина), сыновья Александра – художник Юрий и искусствовед Анатолий стали достойными продолжателями семейных традиций.

Юрий Дзантиев «был создан для живописи, а живопись, казалось, была создана для него. Никогда прежде не доводилось мне видеть человека, который бы столь органично и столь естественно соответствовал бы своей профессии художника – живописца. Он не то, чтобы был влюблен в свою профессию (слова о любви звучали бы для него в данном случае слишком фальшиво и высокопарно), он бы ее составной и неотъемлемой частью».[8] Мы ограничимся этой характеристикой, данной искусствоведом Анатолием Дзантиевым художнику, как наиболее полно, характеризующей его личность и творчество. От себя лишь добавим, что полотна Ю. Дзантиева храняться и в ГРМ в СПб.[9]

Детство Анатолия пришлось на суровые военные годы. Сквозь призму прожитых лет он, уже известный писатель, мысленно шлет слова признательности, благодарности, и нежности своей матери, с которой он хотел бы разделить «все тяготы ее тяжелого и опасного пути, каждого из трех десятков километров, протянувшихся от маленького села на берегу Терека и до города, куда рвался оголтелый враг. Хотел бы навсегда снять усталость и горечь с ее лица. И лишь после этого снова превратиться в того, кем был в далеком и суровом августе 1942 года, - в беспомощного семимесячного младенца, которого так бережно, точно великое сокровище, прижимала к груди та молодая женщина, стройная и черноглазая, с серой шалью поверх дешевого цветастого платья, - моя мать».[10] Литературное дарование А.А. Дзантиева, как видим, ярко проявилось в рассказах, пьесах, эссе, переводах.

Окончив школу № 50 г. Орджоникидзе, он в 1960 г. поступил в институт им. И.Е. Репина в Ленинграде на факультет теории и истории искусств (ФТИИ).[11]

Считаю необходимым привести воспоминания В.А. Леднева, кандидата искусствоведения, профессора, заведующего кафедрой рисунка РГПУ им. А.И. Герцена о «днях давно минувших», когда Анатолий – студент Академии художеств, незаурядный шахматист, устраивал турниры – один против всех - в скверике перед Александровским театром (Катькином садике), вызывая восторг и восхищение окружающих. [12]

После окончания учебы в 1965 г. и возвращения в Осетию А.А. Дзантиева назначают старшим научным сотрудником Северо – Осетинского художественного музея им. М.С. Туганова (1965 -1966). Редакторская деятельность А.А. Дзантиева отмечена плодотворной работой в должности редактора Северо – Осетинского комитета по телевидению и радиовещанию при совете Министров СО АССР (1967 - 1968). В 1974 г. А.А. Дзантиев вступает в члены Союза художников СССР.

С выходом научно – библиографического справочника А.А. Дзантиева «Художники Северной Осетии», [13] появилась возможность найти ответ на многие вопросы по истории осетинского изобразительного искусства. В справочник включены: краткий анализ эволюции осетинского изобразительного искусства от   ранних этапов до начала 1980 – х гг., краткая характеристика творчества видных осетинских художников, хроника событий культурной жизни Осетии, а также основные издания и периодическая печать по искусству Северной Осетии.

В период 1986 – 1990 гг. он является старшим научным сотрудником Северо – Осетинского научно – исследовательского института истории, филологии и экономики. В этот период была издана монография «Художники Северной Осетии».[14] В ней, первым осетинским профессиональным искусствоведом А.А. Дзантиевым была предпринята попытка изучения истории осетинского изобразительного искусства. Не только общие теоретические проблемы привлекают внимание автора при изучении осетинского советского искусства. Свойственный ему интерес к созданию очерков – портретов отдельных художников нашел воплощение в исследовании. В монографии представлен обширный историко – художественный обзор советского осетинского изобразительного искусства, позволяющий судить о путях его становления, традициях и новаторских исканиях в конкретное историческое время. Кроме того, монография содержит хронику основных событий культурной жизни Северной Осетии 1918 – 1984 гг., краткие биографические сведения о художниках (всего 90 имен), с указанием основных произведений, черно – белых и цветных иллюстраций, перечень монографий, альбомов и статей в периодической печати, посвященных творчеству отдельных художников.

В монографии «Сосланбек Едзиев»[15] А.А. Дзантиев исследует творчество самодеятельного осетинского художника – примитивиста нач. ХХ в., проводит параллель с творчеством Пиросмани. Искусствоведческий анализ скульптурных работ мастера и изделий прикладного искусства позволил автору монографии утверждать, «в народном осетинском искусстве, в его необозримых просторах и бездонных глубинах, и следует искать истоки творчества Сосланбека Едзиева».[16]

А.А. Дзантиеву оказалась по плечу и административная работа, раскрывшая его организаторские способности: 1990 – 1994гг. – он – министр культуры СО АССР[17] и в 1998 – 2001 – министр культуры Республики Северная Осетия – Алания; с 1989 г. – президент Ассоциации творческой и научной интеллигенции Северной Осетии.

Инициатор Международного конгресса осетин «Возрождение через сотрудничество» (1992) А. Дзантиев стоял у истоков фестиваля национальных театров Северного Кавказа «Сцена без границ» (2000).

К творчеству Азанбека Васильевича Джанаева – заслуженного деятеля искусств Северной Осетии, заслуженного художника России, лауреата государственной премии им. К.Л. Хетагурова, А.А. Дзантиев обращался дважды: в 1969 и 2000 – е гг., каждый раз открывая новое в богатейшем творчестве художника. А.В. Джанаев относился к числу живописцев, составляющих гордость не только Северной Осетии, но и всего Советского Союза, начиная с 1950-х гг. В монографиях А.А. Дзантиев приводит биографическую справку и исследует творчество художника, посвятившего свое творчество изучению и иллюстрированию Нартского эпоса, хотя с неменьшим интересом он пишет и исторические полотна, и портреты.

В успехе художника, по мнению искусствоведа, «свою роль сыграло не только мастерство, не только исключительная работоспособность художника, но, несомненно, и то, что А.В. Джанаев был представителем нации, создавшей эпос о нартских богатырях. Знание жизни своего народа в сочетании с талантом художника и помогли создать его серию иллюстраций».[18]

Теме неразделимости человека – творца от своей земли, корней, «плотью от плоти народа», проходит лейтмотивом через все творчество А.А. Дзантиева, как и связанные между собой глубинными связями живопись, литература и философия.

В 2000 г. вышел набор цветных репродукций «Коста Хетагуров».[19] В сопроводительной статье А.А. Дзантиев обращает внимание на то, что наряду с произведениями живописи, впервые в большом объеме представлены графические работы художника. Обращаясь к архивным материалам, автор приводит ранее неизвестные сведения о пребывании Коста в Санкт – Петербурге и Академии художеств.

Произведение искусства – есть плод тяжелых раздумий («Небесные шахматы»). То, что для художника, композитора, писателя сокровенно, то к чему необходимо прислушаться, приглядеться и непременно услышать, увидеть, понять. Миниатюра «Деревья в бурю», которую я привожу ниже, как и «Небесные шахматы» совершенно потрясли меня. Как же это о нас!

«Нельзя сказать с уверенностью, чувствуют ли деревья, подобно животным приближение бури, да если и чувствуют, что из того. Не схоронятся же они в глубокой норе, не умчатся же в безопасное место. Не удивительно, что в бурю деревьям больше всех и достается. Хорошо еще если внезапно налетевший порыв ветра точно ножом, срежет высохшую ветку, а то, и гляди, все дерево вырвет с корнем. Особенно тяжело приходится в бурю вековым деревьям. Молодые, те раскачиваются, извиваются, точно тростники, клонятся к земле. Столетние же стоят стеной, не пригибаясь, не кланяясь, словно хотят преодолеть силу ветра. Не мудрено, что выживают только гибкие. Конечно, при желании в гибкости молодых деревьев можно усмотреть тонкий расчет, благоразумие, позволяющее им устоять перед грозовыми порывами бури. Но есть неукротимая жажда жизни и в яростном противоборстве бывалых деревьев с разбушевавшейся стихией. И даже в самой их гибели, когда почва под ними вдруг разверзается, и с могучим вздохом, точно вырывается на волю душа, деревья ударяются оземь, - и в этом также кроется великая страстная непокорность. С другой стороны, не дожить бы деревьям до преклонного возраста, не будь они в свое время гибкими». [20]

Принято говорить, что у творческой личности есть более удачные и менее удачные призведения. Но когда мастер достигает таких вершин, как Анатолий Александрович Дзантиев, правильнее, все же, не анализировать «сильные» и «слабые» стороны его творчества, а попытаться как можно глубже понять его. Так же, как нельзя отделять личность художника от его созданий. А личность Анатолия Александровича легендарная – что ни скажи, все будет мало. Он многих людей побуждал к созиданию и – это самое важное.

Список произведений А.А. Дзантиева по искусству

  • Художник А.В. Джанаев. - Л: Худ. РСФСР, 1969.
  • О творчестве народного художника Тлатова С.Ф. - Архив СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. ф. ис-во, оп.I.
  • Образ В.И. Ленина в искусстве народов Северного Кавказа. 1985 – 1986 гг. - СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. ф. иск-во, оп. I, д. 181.
  • Художники Осетии. Буклеты. – Ордж., 1970.
  •  С. Едзиев. – Л: Худ. РСФСР, 1979.
  • Изобразительное искусство Северной Осетии. – Ордж., 1963.
  • Выставка произведений Н. Баллаевой и А. Пономаря. Каталог. – Ордж., 1980.
  • Творчество скульпторов Дзантиевых. //Вопросы осетинского искусства. СОНИИ т. ХХХVIII. Ордж., 1981. – С.101-118.
  • Ч.У. Дзанагов –Каталог выставки. Вступит. ст. – Ордж., 1981.
  • Научно - библиографический справочник. - Ордж., 1982.
  • Художники Северной Осетии. – Л.: Худ. РСФСР, 1988.
  •  Недопетая песня (о художнике Хетагурове К.А.) //Дружба народов. - 1989. - № 6.
  • Декоративно – прикладное искусство Осетии. (К очеркам истории искусства Северной Осетии). Рукопись, 1988 /Библиотека СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А.
  •  Коста Хетагуров. Набор репродукций. Сост. и автор статьи. – Вл-з: Ир, 2000.
  • Юрий Дзантиев. Альбом репродукций. Автор проекта, эссе, сост. – Вл-з, 2002.
  • Азанбек Дзанаев и Нартский эпос. /Избранное. – Вл - з, 2011. – С. 447

 


[1] Дзантиев А.А. Размышления о выставке//Социалистическая Осетия, 1965, 6 октября. – С. 7; Шаг к вершинам// Социалистическая Осетия, 1966, 26 апреля. – С. 4; Лавры и тернии // Социалистическая Осетия, 1967, 13 декабря. - С. 3; Творчество – это движение. //Соц. Осетия, 1973. 26 апреля. – С. 4»
[2] Дзантиев А.А. Творчество скульпторов Дзантиевых. /Избранное. – Вл-з: Веста, 2011. – С. 422.
[3] Дзантиев А.А. Творчество скульпторов Дзантиевых /Избранное. – Вл- з: Веста, 2011. – С. 431
[4] НБА АХ в СПб, ф. 7, оп.7, 789, л. 21. АХ, канцелярия от 15 июля 1927 г. в Северо – Кавказский край Исполнительный комитет./ Плиева М.Г. Автореф. на соискание ученой степени канд. искусствоведения. – СПб, 2008. –С. 11
[5] Дзантиев А.А. Творчество скульпторов Дзантиевых /Избранное. – Вл- з: Веста, 2011. – С. 440
[6]ЦГА РСО-А. Р – 765, оп. – 1, л. 1. Распоряжение СНК СО АССР от 17 марта 1943 г.
[7] Дзантиев А.А. Творчество скульпторов Дзантиевых /Избранное. – Вл- з: Веста, 2011. – С. 437 - 438
[8] Дзантиев А.А. Живописец Юрий Дзантиев. /Избранное. – Вл- з: Веста, 2011. – С. 443
[9]Плиева М.Г. Становление и развитие осетинского изобразительного искусства 1920 – 1990 гг. Дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – СПб, 2009. – С. 147 - 148
[10]Дзантиев А.А. Непреходящее прошлое. / Всадник. – Вл- з: Веста, 2011. – С. 90
[11] ЦГА РСО – А ф. 1, оп. 19, д. 877, л. 4. Диплом об окончании в 1965 г. ордена Трудового Красного Знамени института   живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина по специальности история и теория изобразительных искусств. Решением Государственной экзаменационной комиссии присвоена квалификация искусствовед. (Выписка из личного листка по учету кадров).
[12] Из беседы Леднева А.В. с автором статьи после экзамена. РГПУ им. А.И. Герцена, декабрь 2008г.
[13] Дзантиев А.А. Научно - библиографический справочник. – Ордж., 1982.
[14] Дзантиев А.А. Художники Северной Осетии. – Л.: Худ. РСФСР, 1988.
[15] Дзантиев А.А. С. Едзиев. – Л: Худ. РСФСР, 1979.
[16] Дзантиев А.А. Сосланбек Едзиев. /Избранное. – Вл- з: Веста, 2011. – С. 390
[17] РСО-А. ф 1, оп. 19, д. 877, л. 8. Постановление бюро Северо – Осетинского обкома КПСС об утверждении т. Дзантиева А.А. министром культуры СО АССР от 5января 1990г., протокол 14,п.
[18] Дзантиев А.А. Азанбек Джанаев и Нартский эпос./ / Избранное. - Вл-з: Веста, 2011. – С. 445
[19] Дзантиев А.А. Коста Хетагуров. Автор вступит. Ст. Альбом репродукций. – Вл-з: Ир, 2000
[20] Дзантиев А.А. Деревья в бурю. / Избранное. - Вл-з: Веста, 2011. – с. 175.


Материалы к статье: