Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ НА ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТАХ
«ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА БАШКОРТОСТАНА»

Учитывая возрастающий интерес к туризму, подразумевающего знакомство с культурой и бытом других регионов, отличающегося от собственных, представляет интерес развитие направления этнотуризма, или второй вариант названия «Живая культура», дающего возможность стать не просто сторонним наблюдателем, зрителем, осматривающим достопримечательности из окна автобуса, а представление возможности погружения в жизнь местного населения. Редко где можно увидеть столь обширную территорию практически не затронутую современной цивилизацией. В этом отношении Башкортостан представляет собой уникальный туристический ресурс с самым разнообразным природным материалом от лесных предгорий до степей, покрытых ковылем. Сохранились в первозданном виде глухие урочища с валунами, помнящими ледники, мягкие склоны холмов, поросшие березняком. Можно увидеть настоящую тайгу, потрясающей красоты озера, горные отроги, увенчанные вековыми елями. Но в отличие от уже имеющихся конных маршрутов организуемых на турбазе «Арский камень», отдых программы этнотуризма должен иметь свои специфические особенности, дающие возможность деятельного участия в повседневной жизни коренного населения.

Для размещения базы желателен выбор населенных пунктов расположенных вдали от крупных городов и районных поселков. Обязательным условием является наличие красивой разнообразной природы. Деревня желательно небольшая, сохранившая в связи с удаленностью от городов и районных центров патриархальность и традиции, имеющая на сегодняшний день население, занимающееся преимущественно сельским хозяйством и не утратившим традиций кустарного производства и народного искусства. В таких деревнях сохранилось довольно много традиционных жилых построек со всем приусадебным хозяйством, оставленных владельцами, переехавшими в районные центры или город, которые можно арендовать. На базе может существовать подсобное хозяйство. На подворье могут иметься лошади, крупнорогатый скот, овцы, гуси, куры. Желательно наличие овощей и фруктов, растущих в диком и культурном виде и входящих в рацион местного населения. Для обслуживания базы: содержания усадьбы, ухода за скотиной и птицей можно привлекать местных специалистов, что дает возможность организации рабочих мест и занятости населения.

Для организации полноценного и интересного отдыха можно разработать несколько культурных программ отвечающих интересам туристов. Для студенческой молодежи программа может включать больше спортивных подвижных занятий связанных с образом жизни населения. Это в первую очередь обучение верховой езде, включающий уход за лошадьми, поездку в ночное, выезд на летовку с ночевкой в юрте, конный маршрут по наиболее красивым местам, организация конных состязаний.

В программу можно включать ознакомительные экскурсии с мастерами, возрождающими кустарные промыслы, с представлением возможности самим попробовать свои силы в резьбе по дереву, лозо-плетению, кузнечном ремесле, шорном, валяльном деле, прядении, ткачестве, вязании, вышивке, изготовлении ковриков, половиков и самых разнообразных предметов домашнего быта. На этой же базе можно продолжить практику полевых экспедиций для сбора информации о наличии памятников народного творчества и кустарных промыслах, востребованности этих изделий, возрождении или угасании ремесел, приобретения образцов, фото и видео съемки их использования, реставрации, хранения в естественных условиях или введения в оборот повседневной жизни базы. Представляет интерес и вопрос питания местного населения с учетом национальных традиций и влияния времени. Сбор рецептов и практика приготовления таких блюд будет полезна для организации питания на базе для более полного вживания в культуру. Особенно полезны такие поездки для студентов, занимающихся художественным творчеством и изучающих культуру родного края.

Ни одна самая лучшая музейная экспозиция не заменит живого контакта с представителями этой культуры, возможности своими руками расчесать и спрясть шерсть, сплести коврик или вырезать из дерева ложку. Ни одна книга по народному искусству не передаст впечатления от ансамбля внутреннего убранства дома, складывающегося на протяжении нескольких поколений, в котором можно будет прожить некоторое время, а не пройти мимо, как в этнографической экспозиции с табличкой «Руками не трогать». Также следует учитывать и психологический аспект. Для того чтобы воспринять культуру и сделать ее своей нужно время для знакомства иначе отношение к ней будет в лучшем случае нейтральное или как к «чужой». В музеях мы видим предметы, вырванные из своей привычной среды, часто имеющих какие то отвлеченные функции. Так, например, масло у нас навряд ли вызовет ассоциации с маслобойкой, стоящей за стеклом в музейной витрине. Но если человек попробует настоящее деревенское масло, сбитое вручную на его глазах, то и отношение к этому предмету будет совсем другое. Только попробовав себя в различных видах ремесел, научившись преодолевать сопротивление материала, можно оценить мастерство человека создающего живые, помнящие тепло рук вещи.

Также наличие туристов создаст возможность дополнительного дохода от реализации изделий кустарных промыслов и народного творчества, а также стимулирует разработку и изготовление сувенирной продукции, в качестве которых могут выступать амулеты, текстильные изделия небольшого формата, поделки из дерева. Наиболее интересные разработки можно будет выводить и на более высокий уровень для представления нашей республики в специализированных магазинах.

Интересным направлением может стать и молодежный обменный туризм с участниками аналогичных программ, популярность которых в последнее время все больше увеличивается, особенно у людей, живущих в технократическом обществе с усиливающейся нивелировкой условий жизни и быта. Для этого студенты могут подготовить информационное и рекламное обеспечение деятельности базы провести рекламную компанию для рынка туристических услуг вначале на региональном, а затем и на российском уровне.

Проект этнотуризм или «Живая культура» предполагает в стадии разработки приглашения профильных специалистов для его oценки и рассмотрения возможности стажировки участников в аналогичных предприятиях за рубежом.

Л.И. Кудоярова