Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

ПАМЕЛА ХОВАРД: НА КРАЮ ЗЕРО: Выставка «Легендарные русские женщины западной сцены: Памела Ховард» (ГЦТМ им. А. А. Бахрушина)

«Легендарные русские женщины западной сцены: Памела Ховард». Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина: Дом-музей М.Н. Ермоловой / Театральный салон на Тверском бульваре. 21 июня - 1 июля 2018

В Театральном салоне на Тверском бульваре прошла выставка с привлекательным названием: «Легендарные русские женщины западной сцены: Памела Ховард»…

Это первая презентация из задуманной серии выставок.

Имя Памелы Ховард (Pamela Howard, р. 1939, Бирмингем) практически неизвестно российской публике, между тем из аннотации к выставке мы узнаем, что она ― заметная фигура в современном театральном мире Великобритании, сценограф и режиссер, руководитель кафедры драмы в Королевском валлийском колледже музыки и драмы, профессор университета искусств в Борнмуте и Университета искусств в Лондоне, Тель-Авивского университета и консультант университета искусств в Белграде. Ховард — автор популярной книги о сценографии, переведенной уже на шесть языков — Pamela Howard. What is scenography? / London ; New York : Routledge, 2002; 2009; 3-е дополненное издание появится в 2019 году.

Корни Памелы ведут в Россию, родители отца из Двинска, когда-то крупнейшего города Витебской губернии, ныне это Даугавпилс на юго-востоке Латвии, а материнская семья из Гатово, почти рядом с Минском, Белоруссия; круг интересов её семьи был традиционно широк, вот откуда интерес художницы, например, к музыке и театру, с которыми она связала свою творческую судьбу и профессиональную карьеру.

0. Xoward

Памела Ховард работает в качестве дизайнера сцены в Великобритании, Европе и США, с 1960 года реализовала более 250 постановок. Художница обучалась в Бирмингемском колледже искусств и в Школе изящных искусств Слэйда (Birmingham College of Art, Slade School of Fine Art, 1954-1959), начала свою карьеру с создания головных уборов к спектаклю по Джону Форду «Разбитое Сердце» / «The Broken Heart» (Chichester Festival Theatre, 1962; дизайнер Roger Furse). Это тот спектакль, где режиссером и одновременно исполнителем роли Bassanes был Лоуренс Оливье, признавший, что получился «ужасный провал» / terrible flop. Однако в The Times критиковалась только актерская игра, но не оформление. Продолжением творческого старта Ховард стала работа над спектаклем «Как вам это понравится» по У.Шекспиру (Birmingham Repertory Company, 1967; реж. Peter Dews), в своих воспоминаниях она почему-то часто упоминает современный костюм Орланда для молодого Брайана Кокса.

В списке сценографических работ мастера практически вся мировая классика: Генрих IV, части 1 & 2, Фальстаф, Чайка, Гедда Габлер, Строитель Сольнес (реж. Stephen Unwin), Укрощение строптивой (реж. Di Trevis), Дон Жуан, Венецианский купец (реж. Patrick Garland), Отелло (реж. Ronald Eyre), Вишневый сад, Дядя Ваня (реж. Peter Gill), Макбет, Татуированная роза (реж. Helena Kaut-Howson), Счастливые дни (реж. Jude Kelly). Поражает её неутомимая режиссерская / сценографическая деятельность: в планах Ховард на 2019 год выпуск оперы "Eddi of Manhood End" по поэме Редьярда Киплинга в партнерстве с City Walls Chichester (комп. Howard Moody), музыкальной пьесы «Ballad of the Cosmo Cafe» (комп. Carl Davis)...

Театральные эскизы, рисунки и картины сценографа находятся в Музее Виктории и Альберта, Художественной галерее города Лидс, Совете по делам искусств Великобритании, в частных коллекциях Mrs R Kaufman USA, Галерее Театра Чарльза Спенсера...

1. Xoward

Выставка Памелы Ховард привлекает точной интонацией и широтой ассоциаций... удивительно, но тени классических фигур не портят впечатление... вот заметная близость яркой графики со сценографией Экстер, а здесь проступает очарованность линией Бакста, тут заметно влияние Гончаровой, словом, Серебряный век просвечивает в отдельных работах Памелы и это только усиливает впечатление, возможно, секрет этих чар суггестии в принципиальной академичности подачи и изначальный профессорский статус работ. Кому как не автору монографии о сценографическом искусстве не знать предшественников? В ракурсах взгляда на прошлое видна культура ее творчества.

2. Xoward

Если же вглядываться в работы более близко, интимно, то можно сразу отметить интонацию наива, только, пожалуй, это скорее интеллектуальный примитивизм, а не народный, и этот принцип и есть наиболее важная черта в ее творчестве, как уместны, например, эти простоватые картинки на обычных хозяйственных пакетах из супермаркета, грубоватая фактура органично сочетается с безыскусными фигурками людей, сценками из жизни и театральных спектаклей. Неожиданно упрощенность сменяется угловатой аурой экспрессии в духе Оскара Кокошки или Эгона Шиле, а затем буря экспрессии плавно сменяется штилем народного лубка, своеобразным просторечием приглушенной акварели, глуховатой гуаши в сочетании с картоном, глиной и карандашом.

2a Xoward

Ведущая гамма выставки – непогода, пасмурный колорит, аура скорее заката, чем зари. И в тон к этой сдержанности подачи – углубленный затаенный призыв к публике: со-размышлять и переживать время вместе.

Между тем, эта безыскусность, пожалуй, даже намеренная кажимость.

На самом деле перед нами продуманная стратегия появления образов из бездны зеро.

Вот каким кредо определяет сама художница свое творчество:

«Начинать с нуля и создать что-то из ничего ― вот, что меня очень интересует».

Этот философский подход дает превосходный результат, мы воочию наглядно вблизи наблюдаем за жизнью рисунка и линии, цвета и формы в той магической кромке, которая как контур облекает любое произведение искусства бытия; сначала, это, например, желток и белок, затем эта пара обретает форму скорлупы и перед нами закольцованное яйцо, а вот уже зеро ноль пустоту окружают флуктуации цвета и линий, рисунок рождается на глазах, одновременно и как импровизация, и как расчет.

Эти два вектора придают работам Памелы Ховард удивительную глубину.

Перед нами даже не рисунок, а скорее размышление в цвете.

Здесь и шагаловская летящая невесомость в эскизах к спектаклю «Принц Волк и Жар-птица» Unicom Children Theatre, Лондон, Англия (эмалевая краска, бумага), и мрачная монументальность архитектурного пейзажа в эскизах декораций к спектаклю «Греческая страсть» для Национального театра Северной Греции, 2005, и шарнирная мозаичность эскизов костюма к вымышленному балету «Калейдоскоп», 1956 (коллаж на бумаге).

3. Xoward

Само размышление с кистью в руках сродни медленному раскрытию занавеса, и вот перед нами уже театр, сцена, персонажи, речь... Словно пролистывая журнальные комиксы, мы читаем эскизы мизансцен к спектаклю «Новый Иерусалим» / New Jerusalem — реж. и сценогр. П.Ховард, комп. Род Патон, Pavilion Tea Rooms, Stansted Park, Hampshire UK, 2013 (ручка, чернила, бумага, печать), узнаём историю преподобного Lewis Way из книги А.М.У. Стирлинга «Пути вчерашнего дня» ( A.M.W.Stirling “The Ways of Yesterday”, 1930).

4. Xoward

Одна из самых заметных серий на выставке ― иллюстрация (иначе не скажешь) к комической камерной опере Богуслава Мартину «Женитьба» по Н.В. Гоголю (Театр имени Леоша Яначека в Брно / National Theatre Brno Czech Republic, 2009), действие которой перенесено в Нью-Йорк 1953 года. Вот оркестровое пространство и дирижерская трибуна, изображающая вершину свадебного торта, маленькие небоскребы — небольшие окрашенные картонные табуреты, нераспакованные чемоданы будто комнатные перегородки, устраненная граница между зрительской аудиторией и актерами... вещи, тщательно подобранные как музыкальные звуки, в розовом и красном для одного дома, серые — для другого, создают мир гоголевских персонажей.

4a Xoward

Эскизы костюмов, выполненные на пакетах из супермаркета (смешанная техника, крафтовая бумага), скорее бытовые зарисовки, жанровые портреты издалека смотрятся как расписанные разделочные доски, что вносит дополнительный чуть ироничный смысл работам. Визуальный ряд становится эквивалентом музыкальной композиции. И можно вполне предположить, что это музыка в стиле лубка и гротеска. Связь между цветом и звуком, передача музыки через рисунок ― одна из важных задач художницы, и она отчасти ей удается. 

5. Xoward

Останавливает праздный взгляд серия эскизов декорации и мизансцен для спектакля «Oh! Maman Chicago», реж. Роже Планшон, Crucible Theatre, Шеффилд, Англия, 1982 (бумага на пенокартоне, смешанная техника). Действие драмы вписано в антураж цеха или заброшенного завода, где изгибы труб и лабиринт коммуникаций создают зловещий фон для человеческой жизни, в этих агрессивных контурах сюрра таится взор рока, корчи змеи... и рядом еще одно подтверждение ― эскизы костюмов и мизансцен к спектаклю «Греческая страсть» по мотивам Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь» / Christ Recrucified для Национального театра Северной Греции / National Theatre of Northern Greece, комп. Богуслав Мартину, Византийская крепость Эптапиргио, Салоники, Греция, 2005 (смешанная техника, формовочная глина, картон).

Спектаклю намеренно была отдана площадка на Старом тюремном дворе фортификационного укрепления византийской эпохи Эптапиргио (Гептапиргион) с видом на город. До 1980-х гг. сооружение использовалось как тюрьма. Зритель проживал историю селения Lycovrissi во время ежегодной реконструкции распятия Христа, всматриваясь в жителей, раскрывающих свою истинную сущность с появлением беженцев. В пространстве подобных исторических памятников театральные впечатления усиливаются, резонируют. Так, к уже замеченным нами тенями из Серебряного века и немецкой экспрессии 1920-х годов прибавляется еще один важный исток творчества Памелы Ховард: Античность ― Возрождение, скульптурность танца на фризах незримого Парфенона, красота греческих ваз, сочетание простоты силуэта с энергией движения... здесь, видимо, основа подчеркнутой лапидарности показанных работ. И неслучайно высказывание сценографа: «Моя театральная деятельность эволюционировала от театрального дизайнера до "скульптора сценического пространства" . Мне все меньше и меньше нужны декорации».

6. Xoward

Одним словом, удивительная метаморфоза восприятия… на первый взгляд скромная тихая выставка без всякой броскости ― даже застенчивая ― по мере вглядывания и размышления обретает глубину и выдерживает пристальность анализа.

Подводя черту, можно сказать, что встреча с Памелой Ховард в Москве состоялась, и это знакомство прошло весьма удачно.

© Ирина РЕШЕТНИКОВА

Текст опубликован: Сцена, журнал по вопросам сценографии, сценической техники и технологии, архитектуры, образования и менеджмента в области зрелищных искусств. - 2018. - № 4(114). - С. 29-31. - (Выставки).