Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

Быть зрячим

Известный миф о Тесее и Минотавре - вот первый образ тактильного искусства, которое победило вечную ночь,… нащупав рукой в темноте пещеры, навощенную нить Ариадны, античный герой, победив чудовище, вышел из непроходимого Лабиринта на свет солнца.

Так наши пальцы способны побеждать тьму.

Выставка «Трогательное искусство» (совместный проект Московского музея современного искусства и благотворительного Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение») ставила на редкость благородные задачи: во-первых, привлечь внимание к существованию подобной проблемы; затем, отразить восприятия мира и каждодневные ощущения слепоглухого человека; сделать презентацию реальных историй таких пациентов; дать практическую возможность для творческой самореализации слепоглухих; создать лабораторно-дискуссионные площадки между миром слепоглугих и обычных зрячих и слышащих людей; и, наконец, показать публике произведения художников, исследующих мир человека, для которого основной способ общения с миром — это тактильные ощущения...

20150523 224744 483x362

Одновременно «Трогательное искусство» стало частью социокультурного проекта по интеграции слепоглухих людей в творческую среду «Прикасаемые». Этот проект стартовал в начале этого театрального сезона на сцене Государственного Театра Наций сначала с репетиций, затем с демонстрации эскиза одноименного спектакля и спектакля уже с участниками, лишенными слуха и зрения, вынужденными разговаривать с окружающим миром только лишь кончиками пальцев.

Заметим, что порой от увиденного, услышанного и прочитанного перехватывает дыхание…

При этом для музейного интерьера (дизайн экспозиции: Мария Зайцева) использовались различные фактуры и материалы, кроме того были задействованы декорации и снимки самого спектакля «Прикасаемые», включен раздел, посвященный жизни уникума Ольги Скороходовой, которая, не обладая ни зрением, ни слухом, защитила диссертацию и опубликовала монографию: «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир».

Второй частью проекта стала лабораторно-дискуссионная площадка - «Общение без барьеров» - где участники могли обсудить всю сумму таких вот непростых проблем…

На первый взгляд ситуация с людьми лишенными зрения и слуха и уж тем более лишенных одновременно способности и видеть и слышать безнадежна, однако, площадка показала, что проблема решаема, для этого проводились различные мероприятия: например, мастер-классы по арт-терапии цветом и ароматами «Синий пахнет небом», или «Как научиться слушать музыку телом?», плюс рисование с завязанными глазами, а еще и лаборатория по пластике для слепоглухих и зрячеслышащих, в рамках программы «Доступная среда», кроме того, здесь же можно было увидеть ряд видеопрограмм об инновациях и изобретениях, о новых технических средств реабилитации слепоглухих (приставка Брайля, или уникальная трость навигации), тренинги по дактильному алфавиту и основам жестового языка, результатом которых становилась интерактивная игра Activity или Storytelling (сочинение историй).

И вот финал.

Овладев основами дактиля и жестового языка, посетители и слепоглухие участники выставки совместно разыграли свой пластический спектакль.

По сути, основная цель подобной Лаборатории по социокультурной интеграции — преодоление существующих барьеров в общении, раскрытие творческого потенциала, помощь слепоглухим людям в формировании целостной картины мира. По завершению все тайные сомнения в возможности этого чуда были развеяны. Ведь, например, участнице проекта «Трогательное искусство» Ирине Поволоцкой, даже двойное отсутствие и слуха и зрения не помешали стать поэтессой и актрисой. В рамках творческой лаборатории для обычных людей с сенсорными нарушениями она проводила мастер-классы, будучи уверена, что язык искусства, способен разрушить любые барьеры. И эта уверенность была доказана.

Искусство про «ничто»

Наконец, в третий раздел «Трогательного искусства» вошли произведения художников (Мария Ястребова, Екатерина Джагарова, Протей Темен, Лилия Ли-ми-ян), которые прямо обратились к сложнейшей теме слепоглухоты.

Стоит признаться, экспонаты этого раздела вызывали двойственное чувство.

Трогать было практически нечего — лишь слушать и смотреть.

Читать тексты о слепоте и глухоте, разглядывать фотографии, смотреть видео и т.д.

20150523 223702 483x362

Все-таки это было больше рассчитано на обычную музейную публику.

Занимая формально два этажа, «Трогательное искусство» создавало двоякое ощущение камерности и легкой отстраненности от темы: тут настенные текстовые (изложенная концепция проекта, краткая биография уже упомянутой нами О.Скороходовой и фрагменты из ее книги, воспоминания участников) и экранные панели, фото- и видеопортреты участников проекта «Прикасаемые» (художник Лилия Ли-ми-ян), две видеоинсталляции (художник Мария Ястребова), сотни фотографий с репетиций и самого спектакля Ангелины Воробьевой, Ксении Галкиной, Дмитрия Дубинского, Натальи Ереминой, Андрея Качаляна, Дарьи Нестеровской, Леонида Широкова. Привлекали внимание воссозданные элементы сценографии спектакля, как одинокое живое деревце посередине зала, зазеленевшее к закрытию выставки (художник Екатерина Джагарова)... цвет… звук… профиль… фас…

20150523 224000 483x362

Но повторимся, все это искусство никак не погружало в бездну иного существования, в тот мир, где царит ничто, тьма пещеры, где, увы, нет спасительной навощенной нити, зато с избытком чудовищ.

И только лишь работа Протея Темена, направленная именно к тактильным ощущениям позволяла хоть как-то приблизиться к пониманию мира человека лишенного зрения и слуха.

Ведь как адекватно передать, например, вот это:

«Темно. Иногда вспышками свет, молнии, фейерверки. Иногда - смазанные пятна непонятных очертаний. И это - всегда. Это - и днем, и ночью. Это - слепота. Мир без звуков. Мир без картинок. Он - такой. Вечно. У каждого из нас - своя глухота и своя слепота».

Это цитата слепоглухого человека из текста на музейном стенде.

Протей пошел в сторону мироздания без мира.

Художник создает искусственный объект, где возможно лишь твое собственное передвижение на ощупь по затёмненному помещению. От одной стороны к другой. Это пространство полумрака лишь изредка озаряют хаотичные слепящие вспышки (наподобие полицейских мигалок), разные по долготе и интенсивности, то багрово-красные, то электрически белые и вся эта чересполосица света, отражается в зеркальном окне. Но это не главное. Тебя поджидают шары. Инфернальный мир мерцания дополняют исполинские сферы выше человеческого роста. Их можно раздвинуть в стороны и пройти. Для этого не нужно особых усилий. Шары перекатываются, шары полны замкнутой в себе скрытой от нас жизни. Это и явь, и сон. Касаясь шаров кончиками пальцев посетитель, наконец-то, чувствует собственной кожей на кончиках рук, ту непостижимую преграду, которая нас отделяет от глухоты и незримости. И не важно, шары ли это, вспышки ли света, хаос отражений или полумрак неизвестности в неизвестном же помещении…. Все сравнения тщетны, все чувства пасуют перед этой завесой между двумя вселенными, между миром видящих и миром слепоглухих…

20150523 224335 483x362

Пример апостола

Этот зал Протея Темена с маршрутом пешего человека ощупью сквозь бильярд судьбы напомнил центральную идею 26-ой Берлинской художественной выставке (1976), а именно то, что все посетители масштабной выставки должны были поодиночке протискиваться внутрь через тесный вход, туго затянутый пенопластовым матрасом, выгнутым в виде буквы U (подразумевались и сексуальные коннотации), то есть сама идея «пройти, протиснуться через сопротивление» имеет давнюю историю; наш автор тут не очень и оригинален.

Хотя справедливости ради нужно сказать, что шары давний и апробированный атрибут творчества Протея Темена. Похожие шары были показаны художником на выставках, не имеющих никакого отношения к перверсиям восприятия окружающего мира. Например, его же огромные оранжево-красные шары, говорящие о цикличности японского мира и которые можно было катать по траве острова Новой Голландии (Martini Art Love, 2012), или его же шары, наполненные воздухом, "Шары гиганты" в деревушке Никола-Ленивце (1-й архитектурный фестиваль "Архстояние Детское", 2014).

В нашем случае повторение приема попало в цель.

Тактильные шары спасли идею выставки о феномене тактильности, а так бы мы получили для анализа лишь некую смешанную экспозицию.

Что ж, стоит подвести черту.

Сама идея помочь слепым увидеть сакральные вещи впервые была апробирована еще в эпоху раннего христианства; по легенде первая«тактильная» икона была сделана руками самого Святого Апостола Луки. Это была икона Богородицы. Среди первых христиан были как зрячие, так и слепцы. Слепые также желали «увидеть» изображение Мадонны и тогда апостол, нарисовал икону с помощью смол, наслаивая краски друг на друга, и таким вот простым способом сделав образ Богоматери рельефным и видимым для кончиков пальцев.

Эта практика стала повсеместной.

Во многих храмах и монастырях России под живописной иконой находилась ее малая рельефная копия. Среди нас христиан нет слепых, мы все зрячие, наш посох Христос….

Эта благородная традиция до сих пор жива на Святой Горе Афон.

Добавим к этому, что в России с 2009 г. действует проект «Музей археологии для слепых и слабовидящих детей в Историческом музее» (Государственный исторический музей, Москва), там незрячие тоже могут увидеть экспозицию собственными руками. А самые-самые первые тактильные - так называемые тифло-музеи [от греч. typhlos - слепой] - появились в Европе в 1980-х гг. Например, в Афинском музее для слепых, чтобы посетитель мог ощутить материал, из которого выполнен оригинал, рядом с экспонируемой копией находится образец этого материала. Существуют тифло-музеи в которых незрячие посетители могут ознакомиться даже с произведениями живописи. Так в экспозиции Тактильного музея древней и современной живописи Антерос (Болонья) представлено более 40 трехмерных копий знаменитых произведений живописи, выполненных в виде барельефов и каждый из них является точным объемным «переводом» плоской картины в объем.

Постскриптум

«Не пытайтесь моделировать слепоглухоту — ничего не получится, всё равно смоделируете что-то не то… в нашу шкуру всё равно не влезешь. Вы на самом-то деле… моделируете не слепоглухоту, а наивность философов, полагающих, что без зрения и слуха легче быть мудрыми. К нашей реальности всё это никакого отношения не имеет».

Эти слова на стене выставочного зала, обращены к нам.

01107 483x322

И все же…

И все же выставка прикосновений говорит обратное - мы сможем коснуться друг друга, коснулись же пальцы Адама руки Творца на потолке Сикстинской капеллы работы Микеланджело. С тактильного прикосновения началась история зрячего мира.

© Ирина РЕШЕТНИКОВА

(08.06.2015, авторский вариант)

Опубликовано в редакторской правке:

Нить сопричастности // Диалог Искусств. Журнал Московского музея современного искусства. – 2015. – № 4. – С. 44-45.