От редактора
Номер, который Вы, дорогой читатель, держите в руках, является совершенно уникальным. Впервые за всю историю журнала издатель и редакция посвящают целый выпуск одному музею. Повод – 125-летие Государственного Русского музея. Именной высочайший указ о его учреждении был подписан 14 апреля 1895 года императором Николаем II во исполнение намерения своего «незабвенного родителя», «почившего монарха» Александра III. За прошедшее время музей стал обладателем самой крупной и полной коллекции отечественного изобразительного искусства в стране и мире.
Обозреть в объеме 144 печатных полос это грандиозное художественное собрание, насчитывающее 400 000 единиц хранения, – труднейшая задача. На помощь пришла заместитель генерального директора ГРМ по научной работе Евгения Николаевна Петрова, предложив концепцию номера и мобилизовав коллектив музея на ее разработку. Был избран исторический подход к освещению темы: как формировалась коллекция, каковы источники поступления произведений, роль дарителей в пополнении музейного собрания.
Автор первой публикации – генеральный директор Государственного Русского музея Владимир Александрович Гусев – обращает народную память к полному историческому названию, которое до 1917 года носила возглавляемая им культурная институция: Русский музей императора Александра III; называет картины, приобретенные и заказанные для национального собрания царем-основателем.
О мирной экспансии роскошных старинных зданий, расположенных в центре Санкт-Петербурга и значительно расширивших возможность демонстрации разросшейся более чем за столетие коллекции, – в статье «Ансамбль дворцов Русского музея».
О памятниках иконописи, портретной сюите «Смолянок» Д.Г. Левицкого, скульптуре П.П. Трубецкого и других убедительных примерах спасения от гибели выдающихся произведений, о коллекциях М.К. Тенишевой, А.Н. Бенуа, А.П. Остроумовой-Лебедевой, переданных в Русский музей и ставших гордостью собрания, – в целом ряде публикаций.
Должно отметить то общее, что роднит все без исключения статьи номера: осознание ответственности музея за хранение, изучение, реставрацию и передачу последующим поколениям вверенных ему культурных ценностей.
Конечно, в одно издание невозможно включить всех художников, коллекционеров, дарителей и (что не менее важно!) сотрудников, вписавших свои имена в славную историю Русского музея. Пробелы неизбежны, но они дают стимул для дальнейшей работы с авторами, статьи которых не вошли в этот, но желанны для будущих номеров журнала «Русского искусство».
С благодарностью за сотрудничество всем участникам проекта,
Главный редактор Елена Бехтиева