Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления


 Русская деревня в искусстве ХХ века.

Выставка из фондов Орловского музея изобразительных искусств.

IMG_20210416_162134 IMG_20210416_162223 IMG_20210416_162403 IMG_20210416_162432
IMG_20210416_162844 IMG_20210416_163125 IMG_20210416_163208

   Апрель этого года ознаменован большим культурным событием в жизни города: в Орловском музее изобразительных искусств открылась выставка из фондов «Русская деревня в искусстве ХХ века». В экспозиции представлено более 100 произведений искусства, созданных 85 авторами, начиная с 20-х годов прошлого века до середины 80-х. Сотрудникам музея в очередной раз удалось создать для орловчан и гостей города настоящий праздник: посетив выставку, зритель сможет прикоснуться к творческому наследию целого созвездия имён мастеров русской и советской школ изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

   Выбор для афиши выставки жанровой картины «Сеятели», исполненной Народным художником СССР Валентином Михайловичем Сидоровым в 1968 году, представляется символичным, поскольку тема труда на земле явилась определяющей идеей экспозиции. Покоем и уверенностью веет от идущих по полю сеятелей хлеба: пожилого крестьянина, молодого красноармейца и крестьянки. Братоубийственная война осталась в прошлом, весна даёт начало нормальному течению времени, когда, наконец, можно взяться за необходимые и правильные дела. Первые годы советской власти в деревне изображались художниками светло, образы строителей новой жизни неизменно овеяны романтикой. Слом эпох окрылял, люди надеялись, что смогут создать справедливое общество, иначе, бессмысленно трагичными показались бы, принесённые жертвы.

   «Нам песня строить и жить помогает» – слова марша из кинофильма «Весёлые ребята», написанного Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом, знала вся страна. Художники, используя широкие возможности изобразительного языка, также слагали гимны человеку труда и сами труженики села, как и деревенский быт были воспеты тогда в полной мере.

   Отдельного внимания, безусловно, заслуживает сама экспозиция, созданная старшим научным сотрудником, куратором выставки Татьяной Ивановной Мазуркевич и главным хранителем музея Еленой Игоревной Мережкиной. Переступив порог первого зала, посетители переходят от полотна к полотну, читая летописную историю жизни деревни. Лиричная красота русской природы раскрывается в пейзажах, отображающих времена года. Внимательный зритель, рассматривая картины, узнает о судьбе русского народа из неспешного, обстоятельного рассказа художников о тяжёлом физическом труде, радостях выходного дня и сбора урожая, крестьянском быте и, конечно, людях – «соли земли».

   От десятилетия к десятилетию деревня менялась и, во многом, образ её создавали художники, писатели, кинематографисты. Современному молодому человеку, глядя на представленные полотна, трудно поверить, а существовала ли она реально или это красивый вымысел, гениально воплощённый в материале? Или всё это рефлексии есенинской тоски о красногривом жеребёнке, прекрасных временах, раздавленных цивилизацией?

   Два зала великолепной, крепкой реалистической живописи. Блестящие имена выдающихся творцов, воспевавших тружеников села и саму русскую деревню. При этом, по стилевым особенностям письма безошибочно можно определить к какому временному промежутку относится то или иное полотно. Посетителей выставки не оставят равнодушными жанровые полотна «Подружки» Федота Васильевича Сычкова, «Крестьянин собирает картофель» Сергея Васильевича Малютина, «В село» Бориса Михайловича Лавренко. Ещё одно обращение к теме сбора урожая с огромных колхозных полей – «Уборка картофеля» Народных художников СССР братьев Сергея Петровича и Алексея Петровича Ткачевых, узнаваемый натюрморт Владимира Фёдоровича Стожарова и роскошный «Кубанский натюрморт» Григория Михайловича Шегаля, лиричные пейзажи Бориса Васильевича Угарова, Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля, Аркадия Александровича Рылова, портреты Сергея Васильевича Малютина, Аркадия Александровича Пластова и др.

   Зал графики особенно поражает разнообразием техник и виртуозностью, с которой советские мастера владели ими. Открывает экспозицию журнальная графика 20-х годов уроженки Орловской губернии Антонины Фёдоровны Софроновой. Графика советского периода - лаконичная и выразительная, является, безусловно, уникальным явлением в истории изобразительного искусства. Для выражения творческого замысла мастера использовали весь широчайший диапазон средств своего времени от уникальных до печатных технологий.

   Вторая половина ХХ века знаменует расцвет эстампа. Литографские станки, более не востребованные в производстве, перешли в учебные заведения и мастерские художников. Из промышленных машин они трансформировались в своеобразные лаборатории творческого эксперимента. Офорт, линогравюру, ксилографию, гравюру на картоне, линолеуме и прочих материалах также используют для отражения реальной жизни. Казалось бы, вниманию зрителей представлены житейские сюжеты, в которых нет ничего значительного. Разве не должен художник в своём искусстве «избрать возвышенный предмет»?

   Обратимся лишь к некоторым произведениям, включенным в экспозицию. Ни в одной из работ вы не увидите пафоса, везде рассказаны истории простых людей, но сколько в них чувства и правды! Восхищение вызывает многое: многоцветная линогравюра Бориса Яковлевича Аверьянова «По первому снегу», контрастно-напряжённый лист Александра Николаевича Бочкина «У старой берёзы», тончайшая линогравюра Андрея Григорьевича Вагина «На пастбище». Производят впечатление технологической мощи шелкографии Ольги Николаевны Гречиной - «Уборка овощей», «Обед в поле». Гравюра на картоне «Утро механизаторов» Ирины Николаевны Воробьевой, акварели Александра Владимировича Лопухина «Крестьянский двор», «Осенняя пахота», «Вечер близок», «Снежная зима», идиллический образ деревни, счастливой и радостной, в графических листах Владимира Афанасьевича Павликова «Весной (Деревенская идиллия)», «Воскресенье», «Концерт в поле», цветной офорт «Вечерние огни» Бориса Алексеевича Уханова или атмосферные акварели и гуаши Виктора Ефимовича Попкова – всё это о невыдуманной жизни в её радостями и трудностями, пусть и приукрашенной гением художника.

   И, конечно, декоративно-прикладное искусство от веку напитывается народными традициями. Выделенные в особый раздел экспозиции, произведения мастеров не останутся незамеченными. Неизъяснимый восторг вызывают лаковые палехские миниатюры Петра Ильича Сосина, Валентина Павловича Фокеева и Константина Сергеевича Бокарева. Вот уж поистине филигранное исполнение шедевра, оценить тонкость которого можно через сильное увеличительное стекло! Утончённый Палех смотрится ещё изысканнее на фоне крупной интерьерной керамики Эсфири Михайловны Гинстлинг и Василия Порфирьевича Ковалева. Здесь же гжельский фарфор выдающихся мастериц Людмилы Павловны Азаровой и Нины Борисовны Квитницкой и знакомые детям советской поры сервизы кистевой росписи.

   Выставка «Русская деревня в искусстве ХХ века» предназначена для широкого круга поклонников искусства. Пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая картина или произведения декоративно-прикладного искусства – каждый зритель сможет найти для себя что-то особенно интересное. Не секрет, что искусство неразрывно связано с тенденциями, происходящими в обществе. Более того, оно отражает жизнь. Возможно, именно сейчас приходит время для объективного осмысления и оценки искусства ХХ века в целом, и искусства эпохи Страны Советов, в частности. Очевидным представляется тот факт, что лучшие образцы творчества советских художников заряжены мощнейшей энергией, глядя на которые современный зритель испытывает некоторое недоумение, перемешанное с сильными эмоциями. Действительно, превозносимые во времена создания, впоследствии безосновательно отвергнутые в силу изменившего идеологического вектора, в настоящее время, спустя десятилетия, произведения той эпохи представляются уникальным культурным явлением и обретают истинное место в истории искусства.

Юлия Тютюнова,

фото автора