«ШКОЛА. Мусаев и ученики»
Выставка . «Первая галерея», 8 октября 2021 – 1 февраля 2022
С 1984 года по нынешний год мэтр Мусаев Абдулзагир Бозгитович воспитал 235 учеников, выпустил 235 дипломных работ. За каждой из них - нервы, страсти, радости и новые таланты ! Художник и педагог к юбилею представляет широкую панораму работ своих учеников - дипломные и самостоятельные произведения живописи. Такой презентации еще не было. Целая эпоха под названием «ШКОЛА МУСАЕВА» предстанет перед зрителем впервые. Очень и очень многим будет что вспомнить, оглянуться и сказать мэтру СПАСИБО!
В процессе подготовки проекта пришла идея передать в дар работы дагестанским музеям. И оно, после длительных согласований, отборов и консультаций состоялось!
На закрытии выставки, 28 февраля, в присутствии министра культуры РД Бутаевой З.А. и ректора ДГПУ Асварова Н. состоялась официальная церемония дарения. 8 государственным арт институциям были переданы 40 живописных полотен выпускников ХГФ ДГПУ, созданных в разные годы в мастерской заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств, профессора Абдулзагира Мусаева.
«Причина, по которой мы сегодня здесь собрались, прекрасна - в художественном мире есть добрая традиция передачи произведений искусства в музейные коллекции. Таким благородным жестом коллекционеры и художники открывают новые перспективы творениям, способствуют созданию новых выставочных проектов, расширяют доступ широкому кругу ценителей искусства»,- сказала Бутаева. Она также отметила, что своим примером, как мастер, педагог и наставник, Абдулзагир Бозгитович вдохновляет молодое поколение художников, передает ценнейшие знания и профессиональные навыки, прививает вкус к прекрасному, желание созидать. И этот опыт творца – пример для многих представителей изобразительного искусства Дагестана.⠀
По словам ректора ДГПУ, передача в дар музеям картин талантливых выпускников - очень важный прецедент, который может стать началом новых совместных проектов с Министерством культуры и музейным сообществом Дагестана.⠀
За каждой картиной из них кроются свои истории, радости и переживания. На стенах - не просто картины дагестанских художников, это целая эпоха под названием «Школа Мусаева».⠀
Среди благополучателей: Министерство культуры, Национальный музей РД им.А.Тахо-Годи, Дагестанский музей изобразительных искусств им.П.С.Гамзатовой, Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул», Театр поэзии, Музей истории мировых культур и религий, Музей г.Махачкалы и Первая галерея г.Каспийска.
В рамках мероприятия стороны подписали соглашения о сотрудничестве. В свою очередь музеи Дагестана вручат каждому автору Сертификат и Благодарственное письмо от МК РД.
АБДУЛЗАГИР МУСАЕВ.
ШКОЛА
Становление Абдулзагира Мусаева как художника-педагога началось еще в стенах Академического художественного института им. И.Е. Репина, где он после окончания Института и творческой мастерской преподавал рисунок на архитектурном факультете. В 1983 году Мусаев возвращается в Махачкалу, где ему была предложена должность заведующего кафедрой живописи. Ректор ДГПИ — Магомедов Ахмед Магомедович — не ошибся, он получил прекрасного профессионала и организатора.
Безусловно, на педагогические взгляды Мусаева повлияло обучение в ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Преподаватели, работавшие тогда в академических вузах, хорошо понимали, что человечество всегда стремится к чему-то новому, но никакое новое не произойдет, пока не будет осмыслено старое наследие и не понята суть настоящего. Это касается и новаторства в области художественного образования. «Часто старые формы используют для передачи нового или обновляют их, ищут новые. Но можно ли выдумать новые формы? Новая форма приходит с новым человеком. Этого человека должна воспитать художественная школа. Искусство настоящего – всегда немножко и искусство будущего. Тем более это относится к работе художественной школы»: — говорил выдающийся советский художник, академик Андрей Андреевич Мыльников, который стал учителем Абдулзагира Мусаева в институте им. И.Е. Репина. Хорошо понимая важность классического обучения, он осознавал, что слепое и нудное подражание классическим образцам лишает ученика мысли, что ведет к неизбежному застою в преподавании. Он знал цену гармонии в образовании. «Я уподобляю рождение произведения рождению и возникновению новой жизни. Ибо любовь – это неодолимое чувство гармонии. Гармония же – это целостность, органичность, единство всего на основании любви и добра. Гармония в произведении искусства – это наилучший порядок слов, красок, вещей, звуков, точно, просто и сложно выражающий душевное состояние мысли и чувства творца» – говорил он.
А.А. Мыльников всегда много беседовал со своими учениками об искусстве, мастерстве, о цели художника в жизни. «Художник не должен быть узким специалистом – говорил Мыльников – живопись неотделима от других искусств, поэтому нужно постоянно расширять свой кругозор в области литературы, музыки, театра». Эти идеи были восприняты и Абдулзагиром Мусаевым в его педагогической деятельности. Как говорят студенты его мастерской, наставления учителя всегда бывают очень ценными и важными, в его присутствии хочется работать, показать себя с лучшей стороны. А в обучении искусству это – очень важный фактор.
Воспитать «вкус к живописи», «живописное чутье» всегда было одной из главных целей в мастерской. В природе все цветовые сочетания таятся глубоко, постановки же дают возможность выявлять их. Педагог определяет задачи на выявление конкретных колористических отношений, а также – на выяснение характера и своеобразия самой модели. В данной связи возникает вопрос: насколько учебный этюд может считаться произведением искусства; насколько задачи композиции, пластики, выразительности цвета и образа должны присутствовать в живописной постановке; чем отличается она от творческой работы с натуры. Можно встретить, по меньшей мере, три ответа на этот вопрос. Существует такая точка зрения, что этюд является чисто познавательной работой, где выявляются закономерности построения пластики человеческого тела, живописных отношений, и пока эта задача не может студентом решаться более или менее хорошо, он не будет способен развиваться дальше чисто творчески. С другой стороны, можно утверждать, что создание постановочного этюда – уже творчество. Мусаев же придерживается мнения, что в школе должен существовать такой подход к постановкам, который бы развивал у студентов потребность проявлять свое отношение к тому, что он изображает. Однако педагог подходит к решению этого вопроса с необходимым чувством меры, подсказанным ему опытом. Он считает, что не стоит поощрять использование в живописи определенных заимствованных эффектных приемов, которые могут браться студентами необдуманно, сразу, как панцирь, предохраняющий их якобы от однообразия колорита. Нельзя отступать в требованиях, считает Мусаев, от четкого соблюдения решения задач гармонического равновесия между передачей формы модели и ее живописной интерпретацией. Ибо если работать только над фактурой или только над светом, постепенно выбрасывается предмет. Художественная школа должна быть жесткой, но не должна быть костной. Она обязана воспитывать строгость в отношении к изображению человека, природы. Но при этом, в процессе изучения их закономерностей, необходимо оперировать всеми категориями изобразительного искусства. Ничего не должно выбрасываться из его арсенала: ни тон, ни фактура, ни пластика, ни композиция.
Композиция — главная составляющая художественного образования. Мусаев считает, что именно благодаря композиции можно увидеть внутренний мир студента, степень его развития, его интересов и личные качества. Он убежден, что точных и неизменных правил у композиции не существует. Нельзя, прочитав какое-то пособие, сразу понять, как нужно компоновать. Необходимо много знать произведений выдающихся мастеров живописи, анализировать их, и по ним изучать приемы, используемые художниками. С визуальным накопленным опытом формируется личный взгляд на возможности композиционной работы.
В мастерской живописи всегда царит творческая атмосфера, студенты Мусаева много работают, и эта работа заключается не только в постижении законов живописи, рисунка и композиции, но и в работе над собой. Мусаев требует от студента развивать в себе не только дар художника, но и полноценную, всесторонне развитую личность. Он направляет учеников в их совершенствовании, советует, какую художественную литературу читать, какие фильмы смотреть. В литературе рекомендует читать классику, при этом, обращать внимание на художественные достоинства текстов. В кинематографе советует смотреть на то, как режиссер обыгрывает красоту местности, планы, позы, жесты героев. Художник любит повторять своим ученикам: «Режиссер – тот же художник, ему так же приходится строить кадр, создавать композицию».
В поисках тем и сюжетов своих композиций Мусаев ориентирует учеников на реальность, на то, что окружает человека вокруг. Но при этом старается направить поиски на положительное в жизни, чтобы студенты даже в грустном находили надежду на более светлое и доброе.
Мусаев за годы педагогической практики научился относиться к каждому ученику, как к неповторимой личности. Однако не скажешь, что он щедр на слова одобрения и похвалы. Одних слов «нормально», «в этом что-то есть», «может быть» ученикам бывает достаточно, чтобы понять, что учитель их похвалил за старание. Мусаев становится очень жестким по отношению к студентам, если видит лень, невнимательность, халатность, равнодушие к работе, в результате — к отсутствию профессионализма.
Становление «мастерской» Абдулзагира Мусаева было процессом длительным и, конечно, неоднозначным для художественно-графического факультета ДГПУ, бывшего всегда «кузницей» учительских кадров для общеобразовательных школ. Но на факультете большой процент студентов стремились выйти на «большую дорогу искусства», стать не просто учителями ИЗО, но и профессиональными художниками. Программы же, по которым шел процесс подготовки студентов на ХГФ, не соответствовали цели воспитания творцов. Талантливые выпускники, проявлявшие свои способности в творческой деятельности, с трудом, но активно старались участвовать на выставках, хотели быть замеченными публикой. Со второй половины 1980-х гг. вокруг А. Мусаева начинает складываться группа студентов, в обучении которых стал делатся акцент на развитие их творческих способностей. Они начинают работать по измененным программам, ставящим новые цели. Полностью меняется тематика дипломных работ, ориентирующая студентов на решение сложных композиционных задач сюжетной станковой картины. В эти годы под руководством Мусаева работают до 20 дипломников.
В начале 1990-х создается группа из талантливых ребят, работающих в отдельной мастерской, по совершенно отличной программе, нацеленной на воспитание художников. Первыми учениками Мусаева, которые стали действительно художниками, а не просто учителями изобразительного искусства в школе, были студенты этой группы, Это – Сабир Гейбатов, Геннадий Кузькин, Тимур Мусаев, Нариман Дамаданов, Азиз Сулейманов, Мурад Халилов. Эти молодые люди, еще будучи студентами, открыли счет своим выставкам. С этими студентами А. Мусаев работал по своей системе, основанной на принципах академической художественной школы.
В конце 1990 — начале 2000-х годов в ДГПУ сложились благоприятные условия для создания Института искусств. Была проделана большая предварительная работа по разработке структуры Института искусств, целей, задач и планов работы. 1997-1998 учебный год худграф и музфак ДГПУ намеревались встретить в новом статусе. В Институте искусств планировалось образовать пять отделений: педагогическое, изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства (на базе художественно-графического), музыкально-педагогическое, исполнительское (на базе музыкального факультета). К сожалению, этим планам по разным причинам не суждено было тогда сбыться.
Тем не менее, специалитет, готовящий профессиональных живописцев, графиков, скульпторов, в 1997-1998 учебном году на худграфе был открыт. Лицензирование специальностей «Живопись», «Графика», «Скульптура» произошло в 2007 году благодаря большим усилиям, приложенном А. Мусаевым. К этому времени на кафедру были приглашены замечательные деятели дагестанской художественной культуры: Х.М. Курбанов, Г.Н. Гейбатов, А.Х. Акавов, Ю.М. Ханмагомедов. Все — выходцы из академического института им. И.Е. Репина. На кафедре живописи сложился коллектив высокопрофессиональных художников-педагогов.
Первый выпуск дипломников творческого отделения художественно-графического факультета состоялся в 2004 году. Свои произведения на суд государственной аттестационной комиссии вынесли живописцы мастерской Абдулзагира Мусаева. Наивысшую оценку получили четыре крупномасштабных полотна на темы из истории Дагестана: "Татаро-монголы у стен Дербента" И. Исмаилова, "Встреча Петра I в Тарках" И. Цгоевой, "Встреча Гази-Магомеда с шейхом Исмаилом" О. Пирмагомедовой, "Гольштинское посольство в Дагестане" Г. Султанова. В следующем году мастерскую А. Мусаева представляли картины "Пехлеваны" М. Абдусаламова, "Встреча" Р. Гасанова, "Театр кукол" З. Закарьяева, "Возвращение" М. Мустафина, " Эдыге" А. Нохманова, "Прощание с Дербентом" Н. Савельевой. Все полотна удивляли мастерством многофигурного композиционного построения, живописной гармонией и умением передать индивидуальные характеристики персонажей. С каждым последующим годом дипломные работы становились все более разнообразными по тематике, стилистике, формообразованию. Но в приоритете всегда оставалась тематическая картина – один из самых сложных, информационно насыщенных жанров изобразительного искусства.
Успехи подопечных давали основание Мусаеву гордиться своими учениками и верить, что поколение, идущее на смену, достойно того, чтобы стать преемниками наследия старших. Мусаев говорит: «Я переживаю чувство гордости всякий раз, когда слышу от своих студентов фразу: Вы – мой учитель. Тогда после этого я осмеливаюсь называть их своими учениками. Для меня учитель это – мастер, обладающий талантом преподавать мастерство другим, умеющий вести вслед за собой к высшей цели. И если меня называют учителем, значит, мне удалось затронуть в их душах те струны, которые рождают творчество».
Многие из воспитанников мастерской Мусаева успешно реализуют себя в живописи, педагогической деятельности, науке, удостоены государственных званий и наград. Сегодня они достойно представляют Дагестан на зональных, региональных, всероссийских, международных художественных форумах, фестивалях, конкурсах, биеннале и являются цветом современного искусства республики.
Результаты педагогической системы А. Мусаева ранее были представлены на выставках «Педагог. Школа. Художник» (ДМИИ. 2010) и «Просмотр» (Театр поэзии. 2017). Огромное количество представленных постановок по живописи и рисунку, эскизов композиций, набросков, этюдов, дипломных проектов показали этапы восхождения к мастерству, раскрыли секреты овладения ремеслом. Выставки подтвердили, что в Дагестане сформировалась живописная школа, которую по праву можно назвать "школой Абдулзагира Мусаева".
Выставка, проходящая сейчас в "Первой галерее», демонстрирует конечный итог образования — дипломные работы. Многим художникам они открыли дорогу в сложный мир искусства, который не прощает авторам пренебрежения к «школе», отсутствия воображения, ограниченность кругозора. На выставке также представлены самостоятельные авторские произведения, созданные учениками мастера, оправдавшими надежды учителя, и подтвердившие право считаться выпускниками школы Абдулзагира Мусаева.
Наталья Мусаева,
Кандидат искусствоведения,
заслуженный деятель искусств РД,
почетный член Российской академии художеств.