В Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И.Машкова проходит выставка «ВЕКТОР ВАЛЕТА». Она является частью программы, приуроченной к 140-летию со дня рождения Ильи Ивановича Машкова. На ней представлено более 150 произведений, созданных Машковым, его товарищами по художественному объединению «Бубновый валет», а также их учениками и последователями.
Выставка реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. В нее входит мультимедийная инсталляция «Машков. Alive», которая погружает зрителя в мир живописи мастера. Фильм создан при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина к юбилейной дате на основе произведений из трех крупнейших коллекций Машкова: Русского музея, ВМИИ и Третьяковской галереи. Экспозиция дополнена архивными документами, воспоминаниями учеников, редкими фотографиями из фондов ВМИИ и частного собрания, представляемого зрителю впервые. Также впервые экспонируются методические материалы студии Машкова из коллекции ВМИИ.
При поддержке Ассоциации искусствоведов была разработана и издана интерактивная тетрадь «Мир художника Машкова», на ее основе для детей проводятся занятия, ставшие частью просветительской программы выставки.
Коллекция работ художников круга «Бубнового валета», принадлежащая Волгоградскому музею изобразительных искусств им. И.И.Машкова - одна из самых крупных среди региональных собраний. В нее входят как произведения мастеров, составивших ядро объединения: И.И.Машкова, П.П.Кончаловского, А.В.Лентулова, Р.Р.Фалька, А.В.Куприна, А.А.Осмеркина, - так и художников, значимых для рождения общества (Д.Д.Бурлюка, М.Ф.Ларионова, А.В.Шевченко), а также его участников и экспонентов (М.С.Родионова, Н.А.Удальцовой, Г.М.Шегаля, А.В.Фонвизина).
В проект вошли шедевры, ставшие «визитной карточкой» музея, такие как «Портрет художника А.И.Мильмана», «Советские хлебы» И.Машкова, «Портрет историка Н.А.Гейнике» П.Кончаловского, «Павлины» М.Ларионова.
«Бубновый валет» (1910-1917) сыграл важную роль в развитии отечественного искусства. Он стал первой модернистской группировкой в нашей стране, знакомившей с открытиями современного европейского модернизма и сценой, на которой заявили о себе главные фигуры русского авангарда.
В то же время о мастерах «Бубнового валета» уже в конце 1910-х годов стали говорить как о «хранителях живописной традиции», своеобразной «школе, богатой потомством», которая в эпоху потрясения основ бытия сумела сохранить представления о высоком художественном профессионализме. Все бубнововалетцы активно преподавали, осознавая свою ответственность как хранители ценного знания и стремясь «выковать достойное звено для великой цепи искусства». Они сохраняли творческую и дружескую общность и за пределами существования объединения, во-многом, благодаря совместной педагогической работе во Вхутемасе- Вхутеине.
В преподавании «валеты» выработали своеобразную и действенную систему приемов, неотделимую от их творчества. В основе ее лежали романтические идеи высокого служения искусству, стремление выразить возможностями масляной краски все богатство жизненных впечатлений, глубокое знание технологий, уважение к классическому наследию. Они нашли ответ на вопрос, как быть современным и при этом оставаться Мастером с большой буквы.
Волгоградский музей изобразительных искусств целенаправленно собирал произведения учеников бубнововалетцев. В блок экспозиции, посвященный им, вошли работы 37 авторов. Среди них Ольга Соколова, Андрей Гончаров, Александр Лабас, Михаил Кончаловский, Валерий Фальк, Петра Соколов-Скаля, Николай Трошин, Николай Ромадин, Моисей Фейгин, Яков Ромас, Екатерина Зернова, Иосиф Маримонт, Семен Чуйков, Федор Глебов и др.
Выставка впервые представляет «Бубновый валет» и его «школу» как яркое и развивающееся во времени явление отечественного искусства.
Весь круг учеников и последователей «русских сезаннистов» еще предстоит выявить, ведь, по словам Машкова, только через его студию за время 40-летней педагогической практики прошло более двух тысяч учеников. Среди его студийцев были Роберт Фальк и Александр Осмеркин, которые также стали членами объединения и наставниками для многих художников. Учениками Осмеркина были яркие мастера 1950-1970-х гг. Евсей Моисеенко, Анатолий Никич, Глеб Савинов и др.
Обращение к принципам «Бубнового валета» стало импульсом к обновлению языка советского искусства в 1960-е годы, что нашло воплощение в творчестве создателей «сурового стиля» Николая Андронова и Виктора Иванова. Бубнововалетская традиция оказалось жизнеспособной, различимой и сегодня, что говорит о значимости заложенных в ней смыслов.
Воспоминания учеников о своих педагогах наполнены искренней любовью и благодарностью. Они воспроизводят особенную атмосферу их мастерских, которая и была главным воспитывающим фактором - исполненную энтузиазма, воодушевления, требовательную и взращивающую индивидуальность.
К «внукам» и «правнукам» «валетов» можно отнести современного художника Бориса Касаткина, волгоградских живописцев Павла Шардакова, Александра Денисова, Андрея Выстропова, Сергея Крылова, Глеба Вяткина, Петра Зверховского.
Ученики мастеров «Бубнового валета» не составили организационного целого, каждый из них нашел в искусстве свой неповторимый путь. Само их различие подтверждает, что «школа валетов» не навязывала готовых схем, заменяющих живое общение с натурой, но закладывала важнейшие для художника качества: способность к сложному, неравнодушному переживанию жизни, серьезный и исполненный энтузиазма подход к ремеслу, процессу живописи. Их высшая ценность - способность воссоздать живописными средствами мир живой и всякий раз новый, уловить саму ткань живого, способность свободно и точно выражать свое неповторимое чувствование мира. При всей несхожести, ученики и ученики учеников «валетов» сохраняют нечто общее: активное и жадное отношение к натуре, к творчеству, утонченную колористическую культуру.
В ходе работы выставки проходят лекции, экскурсии, интерактивные занятия, мастер-классы, раскрывающие разные стороны бубнововалетского вектора развития искусства.
Выставка проходит в выставочном зале Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова (Волгоград, ул. Маршала Чуйкова, 37) до 30 августа 2021 г.