Посвящение Дионисию и Моцарту
Владислав Ваганов
Озерные видения
Хроники мечтателя
рисунок
акварель
пастель
темпера
ЧРО ВТО СХР
Выставочный зал Союза Художников России, Челябинск
2019
Ваганов Владислав Петрович
Художник, работает в графике (рисунок, акварель, гуашь, пастель) и живописи. Более сорока лет занимался промышленным дизайном и дизайном производственной среды в отделе главного архитектора на Челябинском станкостроительном заводе имени С.Орджоникидзе.
Родился 30 апреля 1938 года в г. Завитинске Амурской области.
Учился в Суворовском училище.
С выбором жизненного пути художника определился в Челябинске, в известной в советское время в стране за ее пределами народной изостудии ЧТЗ, которой руководил С.Э. Блажевич (1898 –1969); его В.П. Ваганов считает своим первым учителем. У Сильвестра (Селиверста) Эдуардовича В.П. Ваганов получил свои первые профессиональные навыки. Пользовался также профессиональными советами В.Н. Челинцовой (1906-1981), художника разносторонне талантливой и образованной, участвовавшей в создании организации Союза художников в Челябинске в 1930-е годы.
В 1965 окончил Московское художественное училище имени 1905 года. Среди учителей особенно чтит с благодарной памятью художников, преподававших композицию в училище известного живописца театра и кино М.И. Самородского (1904 – 1976) и С.П. Лагутина.
В 1968 - 2008 после окончания училища работал в Бюро технической эстетики на станкостроительном заводе имени С. Орджоникидзе в Челябинске. Все свободное время посвящал искусству.
Важное значение в формировании мировоззрения и творческой манеры имело обращение к искусству эпохи Раннего итальянского Возрождения, глубокое переживание русской иконы и фрески (творчество А.Рублева и Дионисия), интерес к открытиям импрессионистов и постимпрессионистов, фовистов, опыта модернистских течений кубизма, футуризма, сюрреализма. Глубокое погружение в искусство и творческий процесс, неустанное и непрерывное самосовершенствование помогли В.П. Ваганову органично ощутить себя современным художником, которому открыты и дороги традиции русского и мирового искусства, от средневековья до модернизма и постмодернизма.
Художник обладает глубокой эрудицией в области музыки и изобразительного искусства, свободно входит в образно-пластический язык различных эстетических и творческих стилей и направлений.
При этом сам остается верен графической изысканности, экспрессии, изощренной чувственности линии, способной выразить на белом листе бумаги безграничность пространства и трепет духа, чистоту цвета, пронизываемого светом.
Органичнее всего его духовному миру евангельские сюжеты и ветхозаветная «Троица», переложенные в духе свободно трактованного канона в акварели, в живопись темперой и маслом, взволнованно-трепетные и пронизанные благоговейной красотой.
Природа дарования В.П. Ваганова настроена на длительное переживание впечатлений, оттенков настроений и чувств, отсюда вариативность и сериальность его живописных и графических циклов, нахождение в кругу неисчерпаемо вечных и новых тем и образов, дарящих открытия и их новое наполнение.
Основные циклы и серии в творчестве В.П. Ваганова:
- Античный цикл. 1966 -1998.
- Библейский цикл. Рисунок. 1971 – 2018.
- Евангельский цикл. Рисунок, акварель, пастель, темпера. 1971-2018.
- Ф.Достоевский «Братья Карамазовы». 1980-1981.
- Серия «Пляж». Озеро Смолино. Челябинск. 1981-1982.
- Данте «Божественная комедия». Рисунок. 1980-2018.
- Цикл, посвященный блокаде Ленинграда. 2018.
- Цикл «Фантазии над озером». 2018.
- Серия «Вариации на темы А.Рублева и Дионисия». 1998-2003.
- Серия «Патриарх». 1998-2005.
- Серия «Метафизические портреты».1994-2016.
- Пейзаж. 1984-2018.
Выставки:
- 1981 – первая персональная выставка в Челябинской областной картинной галерее
- 1990 – «Мир акварели» в выставочном зале Тимирязевского района г. Москвы совместно с московскими художниками.
- 1992 – вторая персональная выставка в Челябинской областной картинной галерее.
- 2000 – Художественная выставка произведений из личных коллекций. Челябинск, выставочный зал СХ.
- 2002 – «Видения над озером». Рисунок, акварель. Третья персональная выставка в Челябинской государственной академии культуры и искусства.
- 15 мая 2003 – Выставка на мольберте в Челябинской областной картинной галерее в честь 65-летия художника.
- 2004 - Фантазии над озером. Челябинская областная картинная галерея.
- 2007 - Библейские мотивы Владислава Ваганова. Москва, галерея «Г.О.С.Т» и Международная Ассоциация искусствоведов.
- 2007 - В предчувствии Рождества. Зал искусств ЮУрГУ, Челябинск.
- 2018 - Ваганов В.П. Выставка произведений из собрания Центра историко-культурного наследия г. Челябинска.
Произведения В.П. Ваганова находятся:
- в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина,
- в Челябинской областной картинной галерее – Челябинском государственном музее изобразительных искусств,
- в Центре историко-культурного наследия г. Челябинска,
- в собрании Художественного музея Южно-Уральского государственного (исследовательского) университета, Челябинск.
- в частных коллекциях в России и за рубежом.
Выставка проходила 3-26 мая 2019 в Выставочном Зале Союза художников России по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 36.
По сути, это десятая персональная и восьмая в Челябинске выставка произведений Владислава Ваганова. Она происходит в условиях новых отношений внутри художественной среды: самая большая персональная – ретроспективная за полувековой период творчества художника – не члена союза художников – в экспозиции 200 работ; под нее был отдан в главный большой зал выставочного зала Союза художников России в Челябинске. Эта благородная позиция Челябинской региональной организации Союза художников России свидетельствует о том, что пришли, наконец, времена, когда талантливые произведения выставляются независимо от принадлежности к Союзу художников России – в этом нет воинствующих противоречий, ушедшей в прошлое вражды и столкновений (вспомним, что первая выставка В.Ваганова, устроенная в картинной галерее в 1981 году, была закрыта по распоряжению Управления культуры, нам запретили напечатать ее каталог). Сегодня в умах и мировоззрении искусство побеждает, и это говорит об обнадеживающих сдвигах, вызывает чувство благодарности и уважения к позиции современных художников – членов СХР и его руководства в Челябинске.
Открытие выставки; творческая встреча зрителей, художников и искусствоведов с художником-автором; закрытие выставки – публикация нового для Ваганова жанра видеоинсталляции, неожиданно сплавившего в единый визуально-образный контекст его собственные произведения, реальные натурные натюрморты в интерьере, а также фото архитектуры, памятников искусства и ландшафты Италии, сделанные во время его путешествия, с обозначением присутствия во всем этом образа автора, естественно вышедшего в своем творчестве в этот жанр contemporary art, совершенно пронизанный свойственными художнику в его традиционном (тоже относительно) творчестве чувствами, переживаниями, пластическими коннотациями и реминисценциями …
Хочется отметить, Владислав Ваганов являет собой совершенно четко проявленный образ художника-модерниста и постмодерниста в его типичном проявлении, соединяя черты поколений художников 1920-30-х, 1960-70-х с проявлением веяний постперестроечного времени. Интересно, что благодаря дружбе с Т.А. Шевченко, дочерью и ученицей своего отца, известного художника-экспериментатора эпохи авангарда и поставангарда А.В. Шевченко, с Челябинской картинной галереей, подружившей ее с «челябинским феноменом» В. Вагановым, его творчество стало известно московским художникам и искусствоведам, и роль Ассоциации искусствоведов – Б.Л. Шумяцкого и Е.В. Грибоносовой–Гребневой, художников-акварелистов, группировавшимся вокруг мастерской Т.А. Шевченко в творческой судьбе В.П. Ваганова велика и совершенно неоспорима, о чем с благодарностью вспоминает художник…
Встречи с произведениями В.П. Ваганова на выставке и с ним самим на творческих вечерах привлекли неожиданно большое число зрителей, давних поклонников его творчества, столь резко контрастирующим своей христианской темой с идеологией советского искусства, поражающим своей преданностью этике и эстетике христианской темы и образов художника, не являющегося ортодоксальным представителем церковного искусства. Это пленительное отношение к христианской теме и образам, прежде всего, как идеалу слияния красоты духа и визуального образа поразительно редко в нашем современном искусстве, проявляет глубокие корни эстетики серебряного века и свидетельствует о глубоко трепетном чувстве любви и устремленности к идеалам высшей духовной сферы и поиску одухотворенного языка форм. Об этом говорил сам автор; парадоксальность творчества Ваганова отмечали зрители и искусствоведы, так как пространством, где оно протекает почти полвека, стал индустриальный урбанизированный «железобетонный» Челябинск.
Многие из присутствующих разных поколений – молодые художники, заводчане, с которыми художника связывает огромная трудовая жизнь, искусствоведы – музейщики, педагоги и критики, историки искусства, творческая интеллигенция города, зрители – встретились заново с новыми и знакомыми произведениями В.П. Ваганова, открыли для себя художника удивительной преданности избранной в молодости высокой идее искусства и пронесшего ее до своего восьмидесятилетия! Долгих Вам лет, Владислав Петрович, и прекрасного продолжения Вашему искусству!
Галина Трифонова,
куратор выставок В.П. Ваганова 1981, 1992, 2002, 2003, 2004, 2007, 2019, Челябинск.
Фото Сергея Жаткова.
Посмотреть репродукции картин Владислава Ваганова можно на сайте www.vaganovpaint.com