Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

С.АРТ (галерея Петра Войса)

Москва, ул.Воротынская, д.2, корп.1
тел. +7 (499) 5002366, 8.916 1418919,
эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Аниш Капур.

ВОЗНЕСЕНИЕ.

с 19 мая по 18 сентября 2013 года

Фотопрезентация.

Мировая слава Аниша Капура так же легко объяснима с формальных позиций, как трудно понимаема с содержательных. Собственно содержания, как такового, в его работах нет. Полностью отсутствуют сюжеты, нарратив, даже глубоко спрятанный. В этом плане он от человека евро-американской цивилизации далек. Но по части достижений в сфере творческих экспериментов с формой и материалами, он безусловно сегодня впереди планеты всей.

Огромные инсталляции, неведомые прежде художественному миру технологии, самый масштабный художественный проект, когда-либо существовавший на территории Великобритании, самая большая, самая дорогостоящая скульптура в мире, - это осязаемая сторона творчества Капура, о которой написаны сотни статей и которую легко вычленить из пестрого разнообразия современного художественного контента, но нет практически никаких объяснений тому, а что собственно представляет из себя художник? Что хочет сказать своими работами?

Во многих случаях Аниш Капур объясняет свои работы с точки зрения отсутствия материальной формы как таковой, то есть отрицания той стороны деятельности, которая вывела его на вершины известности. «Идея, выкристализированная моими работами на протяжении всей карьеры, это идея не-обьекта, отсутствующего обьекта, имматериальной части материального мира». И еще в развитие теоретической тезы отсутствующего объекта мастер пустоты, как называют его некоторые критики, поясняет: «Мне интересна идея о том, что форма в некотором смысле выворачивает себя наизнанку. Тогда лицевая сторона и изнанка представляются одинаковыми. Это то, чего мы не можем заметить, когда форма находится в привычном состоянии. Форма сама по себе находится в постоянном процессе – выворачивает и обличает свою внутреннюю сторону. Я чувствую, что именно такое понимание формы наиболее полно соответствует духу нашего времени».

Что же касается смысловой сути внутреннего содержания, которая по словам художника в результате выворачивания приходит в единство с лицевой стороной, то здесь без эзотерики разобраться сложно. Логика в данном случае не работает. Художник это подтверждает, заявляя, что ему в такой ситуации «нечего сказать».

Из всего множества блестящих и суперсовременных работ Аниша Капура, которыми одарены многие мировые музеи и художественные коллекции, наиболее близка к разгадке тайны мастера та, что называется " Вознесение". Эта работа ставшая известной после показа в день открытия Венецианской биеннале 2011 года в знаменитой базилике Сан Джордже Маджоре (San Giorgio Maggiore), построенной по проекту Андреа Палладио, представляла из себя столб белого дыма, возносимого к куполу храма. До того великий маг и волшебник неоднократно показывал эту инсталляцию в разных городах - Сан-Джиминьяно, Рио де Жанейро Сан Пауло, Пекине. И везде с одинаковой счастливой возможностью для зрителя увидеть нечто нематериальное, а по-большому счету с целью визуальной демонстрации духа, который иначе, как во все времена святым не назывался. Художник так себя и объясняет: "В моей работе то, что является и то, что кажется, часто размытo. В "Вознесении" меня интересует, как нематериальная идея становится объектом. Эта работа отсылает к библейскому сюжету о Моисее: столб дыма, столб света, в пустыне.».

Вот в таком ракурсе творческая сущность индуса Капура и суть его искусства становится понятной настолько, насколько понимаема вся совокупность многовековой философии и практики санатана-дхармы – вечного пути в вечное. А может ли кто сказать себе, что хорошо в этом разбирается?

Аниш Капур родился в Бомбее (сегодня это — Мумбаи ) в Индии в 1954 году в семье иммигрантки из Багдада еврейского происхождения и гидрографа ВМС Индии - выходца из региона Пенджаб. Первое свое образование он получил в The Doon School в Dehra Dun. В 1971 году, Аниш с одним из своих братьев отправился в Израиль, где до 1973 года жил в кибуце, а затем отправился в Лондон изучать искусство. Сначала в Hornsey College of Art (Университет Мидлсекс), затем в Сhelsea School of Art and Design. В начале 1980-х Капур стал известен как один из членов группы «Новая британская скульптура».

В 1978 году в Лондоне в Hayward Gallery прошла его первая выставка. Начав выставляться в рамках «Новой британской скульптуры» наряду с другими скульпторами — Тони Крэггом (Tony Kreggom ) и Ричардом Диаконом/ (Richard Diakonom), Капур в 1980 году открывает свою первую персональную выставку в Париже.
В конце 1980-х он уже общепризнанный художник, снискавший известность художественными исследованиями материального-нематериального в своих работах.

В 1990 году на Венецианской биеннале Аниш Капур был награжден «The Premio Duemila». В 1991 году получает премию Тернера. Мастер часто упоминает слово «психоанализ», уверяя, что скульптуры для него — это инструмент исследования человека и мира. Диапазон материалов, которые использует для своего «психоаналитического» искусства Капур велик Помимо такого экзотического материала, как порошковые пигменты, традиционных стали и камня, автор создает свои творения из красного воска, а для гигантских сооружений применяет ПВХ, латекс и обычный грунт.

Петр Войс

По материалам: thejc, publicartfund, guardian.co.uk, bbc.co.uk, nytimes.com, wikipedia.org. artukraine.com.ua, design-union.ru, fondartproject.ru

Полностью с выставкой можно ознакомиться на странице галереи в Facebook: http://clck.ru/8eU8f

При отборе работ использованы фотографии Google images.

Публикация фотографий произведений Аниша Капура на территории России произведена в соответствии со статьей 1274 части 4 ГК РФ "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях" и статьей 1276 части 4 ГК РФ "Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения".


 1. Венецианская биеннале 2011 -. Вознесение Аниш Капур Базилика San Giorgio Maggiore. da_bassa Anish Kapoor with his work, Vertigo , 2008 Anish Kapoor Расчленение Жанны д Арк, Dismemberment of Jeanne d'Arc,  Brighton Festival 2009 Anish Kapoor, Cloud Gate sculpture in Chicago's Millennium Park, 2004
Anish Kapoor, Non-Object, Stainless steel, Royal Academy of Arts, Londo Anish Kapoor, Sky Mirror, Rockefeller Center New York,  2006 Anish Kapoor, Svayambh, 2009, at Royal Academy of Arts, London Anish Kapoor, Yellow, 1999, installed at the Royal Academy of Arts
Anish Kapoor, Yellow, Mountain Blooming with Red Flowers, Royal Academy of Arts, London, 2009 Anish Kapoor. Grand Palais, Monumenta, Leviathan, Grand Palais, Paris 2011 Anish Kapoor. Shooting into the Corner'  2008-09, Royal Academy of Arts, London, 2009 Anish Kapoor. The Farm,Outdoor Art Gallery in Kaipara Bay, north of Auckland, New Zealand Anish Kapoor_45_New Zeland