Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления


 

Глубокоуважаемые коллеги, дамы и господа!

 

С 03 по 15 октября 2012 года в выставочном зале «Ходынка» (тел.: 8 499 198 76 84, 8 499 943 69 42; Метро Октябрьское поле, выход у последнего вагона, из центра, по тоннелю направо, по лестнице вверх налево, по выходе на улицу направо между дамами; адрес: ул. Ирины Левченко,  дом 2)  будет открыта выставка «Две войны, две победы в зеркале графического искусства».

На выставке представлены графические работы (рисунки, гравюры, литографии) художников  XIX -XX веков, отобразивших в своих работах Отечественную Войну 1812-1814 годов  и  Великую Отечественную Войну 1941-1945 годов, из собраний членов Клуба любителей графики (Беликова,  В.Г., Романовой, Е. П., Шибанов, Ю.П., Штеренгарц, Р.Я.).

Вернисаж состоится 05.10.2012 года в 17.00.

ВЗ «Ходынка», Клуб любителей графики, Ассоциация искусствоведов (АИС) приглашают  Вас на вернисаж или в любое другое, удобное Вам время в дни работы выставки.

 

Куратор выставки Штеренгарц Р.Я.


 

Две войны, две победы

в зеркале графического искусства

«История – сокровищница наших деяний,

свидетельница прошлого, пример и

поучение для настоящего, предостережение

для будущего».

Мигель де Сервантес Сааведра.

 

«Либо человечество покончит с войной,

либо война покончит с человечеством».

Джон Кеннеди.

 

«Победу решает военное искусство и храбрость

полководцев, и неустрашимость солдат»...

Петр I Великий


Мы представляем Вашему вниманию выставку эстампов (из собраний членов Клуба любителей графики: В.Беликова, Е.Романовой, Ю.Шибанова, Р.Штеренгарца) в выставочном зале «Ходынка»      (03.10 – 15.10 , 2012 года).  На выставке представлены работы отечественных и европейских художников, которые как в зеркале отражают время и события, происходившие во время Отечественной Войны    1812-1814 годов и Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. Собранная членами Клуба любителей графики коллекция позволяет, как нам кажется, сделать попытку показать, что художники, работавшие в России, Англии, Германии и Франции XIX и XX веков, отлично проиллюстрировали все самые важные события жизни Европы и России в период выше означенных войн.  Наиболее полно это сделали   художники - графики.  Мы  не претендуем на всю полноту отражения этих событий, так как представляем только графические произведения из частных коллекций членов Клуба.

Эстампы часто были визуальным отражением действительности, окружающей художника. Поэтому многие художники являлись видеолетописцами эпохи, в которой они жили и творили. Речь идет, прежде всего, о времени (1812-1814), когда не было фотографии, кино, телевидения. Тогда единственным средством отображения мира Божьего было изобразительное искусство.  Но и в двадцатом веке, художники России создали великолепный видеоряд войны, ее трагедии и людей на войне. Ниже мы сделаем попытку продемонстрировать это работами художников-графиков XIX-XX веков, имеющимися в нашем распоряжении.

Все явления окружающего мира в их историческом развитии, все действующие лица истории проходят через призму сознания человека и отображаются в творениях его ума и рук: исторических и философских трактатах, литературных и научных трудах, технических достижениях, в работах художников. В этом и живет культурная традиция, то есть сумма знаний и представлений, передаваемая во времени последующим поколениям.

В отличие от литературы и истории изобразительное искусство можно рассматривать как зеркало, которое человечество создает, чтобы узреть в нем самое себя. И для того, чтобы потомки могли познать видеоряд того, что было в прошлом, для них, художников, важно, чтобы потомки понимали, что они хотят показать. Известно определение изобразительного искусства как «мышления в образах». Это определение не исчерпывает специфики художественного творчества, но вскрывает его важную особенность, затрагивает самые исторические основы его природы. Именно художественный образ раскрывает очень существенные стороны истории человечества. Художественный образ тогда образ, когда он чувственно конкретен, непосредственно доступен восприятию и прямо воздействует на органы чувств человека, на его зрение, а через него на сознание. Этого мы и попытаемся добиться на представленной вашему вниманию выставке. Вместе с тем художественный образ существенно отличается от категории живого созерцания — ощущений, восприятий, представлений — тем, что он не только непосредственно отражает факты жизни, но и несет в себе обобщение жизненных явлений, проникает в их сущность, раскрывает их глубокий внутренний смысл.

Историзм изобразительного искусства заключается в том, что это зрительная память культуры, духовности, связующая нить поколений. Художественное, образное восприятие мира, его истории предполагает духовное единение людей во времени и пространстве.  

Не случайно матерью муз была  Мнемозина (греч. mnemosina — воспоминание, помнящая). Поэтому и музы не только покровительницы искусств, но и, может быть в первую очередь, служительницы памяти истории.

Изобразительное искусство — явление поистине уникальное. Оно вобрало в себя всю жизнь природы и людского общества, сохранило для нас виды старых городов, облик монархов, государственных деятелей прошлого, вельмож, полководцев, писателей и поэтов! Донесло дыхание минувших времен, их славу и величие, героические и преступные деяния предков.      Этот исторический видеоряд представлен всеми видами изобразительного искусства: живописью, скульптурой, рисунком, печатной графикой (эстампом).      Скульптура, картина, рисунок неповторимы, уникальны, и поэтому, попав в частное или музейное собрание, они вступают как бы в «скрытый» период своего существования, и общественный, исторический, информационный эффект их резко сужается или сводится к нулю, если они хранятся в запасниках.

Иначе обстоит дело с печатной графикой, будь то станковая графика или иллюстрации. Она проникала всюду: демонстрировалась в витринах, продавалась в магазинах и на ярмарках в листах, в альбомах, появлялась всюду, куда проникали книга, журнал, газета...

Гравюры, литографии и другие виды тиражируемой графики (эстампы) — и в этом их особенность и преимущество перед другими видами изобразительного искусства — могут существовать во множестве экземпляров-листов.      Каждый лист эстампа повторим, потому что с одной доски (металла, дерева, линолеума, камня) можно сделать определенное количество равноценных оттисков. И любой из них не репродукция, а подлинник, под которым художник вправе поставить свою подпись.      Это значит, что эстамп поистине самый массовый из всех видов изобразительного искусства. Он и зарождался как искусство, адресованное не узкому кругу знатоков и любителей (это случилось в наше время), а всему народу.

Достоинства и преимущества эстампа всегда с особой полнотой раскрывались в моменты больших общественных потрясений, в годы суровых испытаний, выпадавших на долю страны и ее народа. Быстрота, с которой можно создать литографию, гравюру на дереве, металле или линолеуме и получить большое число оттисков, превращает эстамп в самое действенное, подвижное искусство, тесно связанное с жизнью и современностью.     Именно поэтому эстамп всегда шел по горячим следам событий;     художники, создававшие его, — всегда в центре этих событий, они их свидетели и  летописцы, как папарацци в наше время. Только летопись эта не в словах, а в образах, создающих видеоряд исторических событий или просто жанровых бытовых сцен жизни людей.

Не боясь ошибиться, можно сказать, можно утверждать: то, что видит наш глаз и воспринимает наш мозг постоянно, сиюминутно создается из образов. Эти образы отражают историю во времени. Поэтому для нас «поиски утраченного времени», поиски видеоряда прошлого — это поиски утраченных образов, но они на самом деле не утрачены, они спят в произведениях изобразительного искусства, и прежде всего в тысячах листах эстампов.  А теперь представьте себе, что все образы утраченного времени оживают, они оживают, как только вы начинаете разглядывать гравюры художников, живших и творивших, когда вас не было, т. е. за столетия до вашего рождения.    Оживают дома и улицы городов, они наполняются людьми, лица которых светятся от счастья или искажены горем.    Вы видите героев и битвы, в которых они победили, оживают пейзажи, которые вы как зачарованный разглядываете, и вам кажется, что вы даже ощущаете запах, который ощущал художник того далекого времени.

Историки, естественно, имеют дело с явлениями культуры в широком смысле слова, в основном именно со словом. Нам бы хотелось проследить, как история проиллюстрирована, отражена в «зеркале», одним из самых демократичных, массовых, древнейших разделов изобразительного искусства — графикой, а точнее эстампом.       Рассмотреть графические произведения как хронику и как дневник событий, отражающий место и время действий, действующих лиц, их одежду, интерьер, в котором они жили, природную среду, быт... и все это в образах, в видеоряде, как в волшебном зеркале истории.

Мы постараемся это сделать, осветив две Отечественные Войны, две человеческие трагедии, два великих события для России   девятнадцатого и двадцатого  веков - Отечественную Войну 1812 и 1941 годов.    Даже на столь ограниченном материале, как собрание членов Клуба, далеко не самое большое, можно,    по-нашему, в полной мере убедиться, что видеоряд, созданный графическим искусством, является великолепной иллюстрацией к истории  войны.

Очень многому из того, что представлено на настоящей выставке, что создали художники за свою творческую жизнь, суждено служить людям, дарить им радость встречи с искусством и историей. Это позволяет им оставаться в людской памяти живыми, причастными к делам и заботам не только своих, но и наших современников. На этой выставке мы старались сохранить то настроение, созданное авторами эстампов, которое позволило бы донести до современного читателя и зрителя атмосферу жизнелюбия, творческой и человеческой неповторимости, искренности и доброты, окружавшую каждого из ярких и талантливых мастеров.

ВОЙНА — это страшное слово и тем более страшное время в жизни любого народа, каждой страны.      Гравюры и литографии о войне — это, прежде всего, документы правдивые и объективные свидетельства художника — очевидца этих событий. Многие работы созданы непосредственно с натуры, по натурным зарисовкам непосредственно на поле боя, в военном лагере в часы отдыха солдат по личным впечатлениям художника. Тема человека на войне — это драма, трагедия, героизм, иногда это смех сквозь слезы... Художники, работавшие на войне, свое призвание видели в том, чтобы достоверно отразить современные им события, поведать правду о мерзостях войны, о несчастьях и горе, которое война несет людям, и тем самым возбудить ненависть к ней.

В работах художников, которые жили и творили в то время, мы увидим правду жизни и правду искусства, безусловную достоверность свидетельств очевидца, образное обобщение мастера, трагедию войны, героизм народа. Они рисовали рукопашные схватки и кавалерийские атаки, создавали панорамные рисунки битвы и лагерных стоянок, трагизм войны и военный быт с его трудностями и, конечно, солдатским юмором. Много внимания было уделено рисованию портретов героев войны, рядовых солдат и командиров. Нельзя не отметить и такого явления, как «смешные картинки» о войне. Их, на наш взгляд, породило, известное в психологии положение «что смешно, не очень страшно или совсем не страшно», поэтому изображение врага в смешном виде, распространение «смешных картинок» в народе и в войсках во время войны было целесообразно. Кто помнит время Великой Отечественной войны нашего времени, тот вспомнит изобилие карикатур в газетах и журналах того времени.

Чтобы было понятно время, которое отражено в произведениях изобразительного искусства, представленных в иллюстрациях, несколько картин из истории. Новый император, Александр I, вступивший на престол в начале XIX века (1801-1825), в результате дворцового переворота и убийства заговорщиками его отца Павла, в понятиях своего «просвещенного» времени был идеальным императором. Он получил прекрасное образование, его воспитателем был швейцарец Лаграп, исповедовавший республиканские взгляды.

Поклонник идей просвещения, Александр I (до коронации) с брезгливостью европейца относился к крепостному праву, грубому деспотизму, унизительной лести царедворцев. Однако, став императором, он практически не осуществил ни одну из задуманных реформ. Россия так и осталась экономически слаборазвитой страной с плохо вооруженной армией и рабовладельческим строем.

К 1808 году по поручению монарха Сперанский составил план преобразования государственных органов империи. Он предлагал разделить законодательную, исполнительную и судебную власти. Высшим законодательным органом должна была стать дума, венчающая систему волостных, окружных и губернских дум. Высшей исполнительной властью обладал император, при котором было правительство и, с совещательным голосом, Государственный совет. Высшим судебным органом становился Сенат. Но уже в 1806 году по Петербургу ходил написанный в Москве листок, который выражал настроения общества того времени следующим образом:


«Грех - умер.

Право - сожжено.

Доброта - сжита со света.

Искренность - спряталась.

Справедливость - в бегах.

Добродетель - просит милостыню.

Благотворительность - арестована.

Отзывчивость - в сумасшедшем

доме.

Правосудие – погребено

под развалинами права.

Кредит - обанкротился.

Совесть - сошла с ума и сидит на весах правосудия.

Вера - осталась в Иерусалиме.

Надежда - со своим якорем лежит на дне морском.

Любовь - от холода заболела.

Честность - вышла в отставку.

Кротость - заперта за ссору на съезжей.

Закон - висит на пуговках у сенаторов.

И терпение скоро лопнет».


Выраженное таким образом недовольство, встреченным с таким восторгом царствованием Александра I, охватило образованные русские круги уже к пятому году и усиливалось в течение всего царствования императора. Сенатор, в день получения в Петербурге известия о смерти Александра I, так охарактеризовал в своем дневнике положение государства:

«Если проследить все события этого царствования, то мы увидим полное расстройство внутреннего управления, потерю всякого влияния в области иностранных отношений и отсутствие каких-либо надежд на приобретение их для государства в будущем. С другой стороны, мы видим, что во всех отраслях управления накопился огромный горючий материал, который может каждую минуту вспыхнуть».

С тех пор прошло более 200 лет, а реформы в России, которые практически ничем не отличаются от задуманных при Александре I, все еще «идут» — с тем же успехом, и конца им невидно. И до сих пор то коммунисты, то их братья фашисты, то просто жулики у власти «поджигают фитиль», народ живет как на пороховой бочке, а власть и прислонившиеся к ней олигархи живут сами по себе и наживают СЕБЕ и потомству, на долгие годы, добро.

Но вернемся в XIX век.

Потом началась война 1812 года. Ни о каких реформах и речи быть не могло.      24 июня 1812 года французские войска форсировали Неман и вступили на территорию Российской империи. Вторжение Наполеона вряд ли можно назвать неожиданным. Вся история, начиная с 1810 года, говорила о том, что война неизбежна. С начала 1811 года по лето 1812-го в России было составлено не менее десяти планов наступления на Варшаву и Данциг с целью овладеть Польшей, а затем нанести Наполеону превентивный удар. На всякий случай строились укрепления по Двине. В апреле 1812 года император выехал к войскам в Вильно. Узнав об этом, Наполеон поспешил к своей армии, которая выходила к реке Неман. За две недели до вторжения Париж уведомил европейские дворы о разрыве дипломатических отношений с Россией, а 22 июня (обратите внимание на совпадение)  французский посол в Петербурге вручил управляющему МИД России соответствующую ноту.

Не знаю, как Вам, а нам это напоминает историю другой войны (Великой Отечественной 1941-1945 годов), современниками которой были мы. И в том и в другом случае правители России оказывались не на высоте, выражаясь интеллигентно.

И только Народ, путем огромных лишений и потерь, превратив эти две Отечественные Войны в истинно народные, выиграл эти войны, как и многие другие ранее. Народная война — это не только многочисленные партизанские отряды и дружины, это сотни миллионов рублей народных пожертвований — сумма в 1812 г. была равная всем военным расходам империи в этом году. Это и 420 тысяч ополченцев, воевавших с Наполеоном в российской армии. Но самым активным и ярким проявлением народной войны было совместное армейское и крестьянское партизанское движение, которым руководили и крепостные крестьяне, и профессиональные военные-дворяне (Д.В. Давыдов, А.Н. Сеславин и др.).  Что касается крестьян, то едва ли не все способные носить оружие (как мужики, так и бабы) становились партизанами.

Теже «народные займы» на войну, огромные денежные взносы деятелей культуры, теже партизанские отряды, тот же голод и холод, т.е. все ужасы войны, испытал народ  и в Великой Отечественной войне в двадцатом веке.

И в том и в другом случае, страну спас патриотизм народа, его героизм, стойкость к невзгодам и не в последнюю очередь юмор, который всегда был свойствен российскому народу и спасал его от уныния в самые трудные годы.

Особо и подробно, целесообразно отметить, что Отечественная Война 1812 года дала огромный материал для русской сатиры. Народный гнев и ненависть к врагу вызвали бурный расцвет сатирического искусства. Его роль, как средства патриотической пропаганды, оказалась столь существенна, что потребовала мас­совой формы распространения. Эти функции выпали на долю гравюры. Раскрашенные от руки офорты, ксилографии, литографии пользовались широкой народной популярностью, далеко перешедшей пределы России. Чутко откликаясь на события времени, снабженные нередко авторским текстом, они составили своеобразную художественную летопись Отечественной войны 1812 года. Многие из них, будучи приложены к журналу «Сын Отечества», излагали в сатириче­ской форме военную хронику. В войну 1812 года было выпущено около 200 таких листов.

Отечественная война выдвинула на сатирическую художественную арену имена Ивана Теребенева, сменившего резец скульптора на ка­рандаш рисовальщика и Ивана Иванова, стяжавшего извест­ность в качестве иллюстратора. 1812 год содействовал дальней­шему развитию сатирического  таланта                А. Венецианова, А.Г.Ухтомского, И.Ф.Тупылева, П.В.Бугаевского-Благодарного, Е.Корнеева, И.В.Лучникова, а также бесчисленного количества неизвестных русских художников и множества зарубежнх, чьи фамилии Вы прочтете в каталоге и  на экспонатах.  Правительство поддержало деятельность художников, видя в их искусстве средство борьбы с внешним врагом. Однако роль сатирических рисунков Теребе­нева, Иванова и Венецианова и др. не ограничивалась узкими рам­ками «военной тематики». Критика неприятеля велась ими с позиций сторонников передовых людей России. Одной из существенных сторон их рисунков было раскрытие народного характера войны 1812 года. Не случайно в их замыслах немаловажное значение получили эпизоды из партизанского движения. Народ — неиз­менный   герой   композиций   художников.     Ему    обязана   была Россия победой над полчищами наполеоновской Франции. Та­ково содержание лучших листов. Подобная трактовка истори­ческих событий, несомненно, была продиктована идеями русских просветителей. 

Среди художников, посвятивших свое творчество войне 1812 года, первое место принадлежит     И. Теребеневу. В своих «военных» рисунках Теребенев, как впрочем, и другие художники, показал качества русского народа — неустрашимость, мужество, подлинный патриотизм. Лучшие листы Теребенева — «Русский Сцевола» и «Русская крестьянка берет в плен двух французов». Изображая положительных героев, Теребенев, никогда не прибегал к утрировке, гротеску, пользуясь ими лишь при характеристике врага. Полна грации и изящества молодая партизанка - дочь Василисы, захватившая в плен французов. В ее облике, как и в скромном сельском пейзаже с двумя тонкими березами, ощущаются те лирические ноты,  которые  вскоре  зазвучали  в  картинах  Венецианова. 

Сатирический талант Теребенева креп и мужал. В поздних его работах, относящихся ко времени заграничного похода рус­ских войск, как, например, в акварели «Наполеон продает с молотка похищенные им антики» и в рисунке, известном по раскрашенному офорту «Наполеон претерпевает кораблекрушение», замысел стал слож­нее, действие  динамичнее и более развернутое,  композиция  разработана  детальнее. В первой из них Теребенев обнаруживает уверенную руку скульптора, безукоризненно воспроизведя группу «Лаокоон», во второй — знание художника-мариниста. О широте и многосто­ронности творческого дарования Теребенева можно судить по большинству из его гравюр, в которых виртуозно, одним лишь контуром, изображены в стремительном беге лошади, погоняемые французскими генера­лами. Здесь Теребенев показал и свой дар художника-анима­листа. 

Близкий по идейному направлению Теребеневу — Иван Ива­нов, хотя и не был столь многосторонен и плодовит, внес, од­нако, свою значительную лепту в историю сатирического ис­кусства. Подобно Теребеневу он показывает во многих своих сценах роль и значение народа в борьбе за освобождение Рос­сии. Художественный язык Иванова, при всей схожести сюжетов, отличен от Теребенева. Экспрессивной и темпераментной манере Теребенева противостоит уравновешенность и сдержан­ность Иванова. Ему свойственна большая конкретизация в об­рисовке обстановки, окружающей среды. Подробнее описан сель­ский пейзаж с виднеющейся вдали старинной церковью в офорте «Русский Курций», «Русский Сцевола» совершает свой подвиг в крытом соломой гумне, в «Русском хлебосольстве» на поле раскинуты военные палатки и т. д. Эти подробности композиций Иванова придавали зачастую его рисункам характер бытовых сцен. 

Свои индивидуальные качества проявил и третий участник создания карикатур на темы войны 1812 года — А. Венецианов. В его композициях усилились тенденции к бытовому жанру, которые присущи были замыслам Иванова. Но в отличие от Иванова и, особенно от Теребенева, строивших свои сцены на мгновенности, эпизодичности — Венецианов проявил стремление к повествовательности и развернутому сюжету. Его листы обрели характер картинности. Больше внимания уделил Венецианов и индивидуальной характеристике, богаче и сложнее разрабатывая мимику лица. В серии листов Венецианова немало­важную роль играют социально-бытовые темы. Отражая пере­довые идеи времени, он боролся за развитие национальной куль­туры, отстаивая ее независимость и самобытность. Этой борьбой была вызвана критика Венециановым галомании, занявшая су­щественное место в его тематике. Как и Теребенев, Венецианов в своих «военных» сюжетах обратился к партизанскому движе­нию. Но и они получают бытовую окраску. В карикатуре «Изгнание мадамов из Москвы», в которой крестьяне с вилами изгоняют французов, он указал, что борьба с галоманией была вызвана народной потребностью. Об этом гласит и ироническая авторская надпись, передающая настроения крестьян: «Мадамов из Москвы вить вигнали. Нигде по дорогам не задержали, а с честью крестьянки  провожали». 

Карикатуры Венецианова, посвященные войне 1812 года, были дальнейшим шагом по тому пути, на который он встал в пору  издания «Журнала карикатур». 

Наряду с именами больших мастеров, какими были Теребе­нев, Иванов и Венецианов, на поприще политической карика­туры 1812 года выступали и другие, менее талантливые художники, как живописец И. Тупылев и           В. Лапин. В их листах, как и в листах неизвестных художников, повторялись наиболее популярные в народе темы - какими были, например, «Русский Сцевола» или «Французы», испугавшиеся козы». В трактовке этих авторов политическая карикатура получила более упрощенный и примитивный характер. 

Война 1812 года, всколыхнувшая широкие народные массы, усилила национальное самосознание, повысив интерес к народу, своей стране, ее прошлому и настоящему. Она решительно направила  русское  искусство по руслу реализма. 

Русская антинаполеоновская карикатура произвела настоящий фурор не только в России, но и во всей Европе. Даже Англичане и сами Французы, для которых XVIII  и XIX столетие были золотыми  веками национальной карикатуры, были в восторге от русских сатирических гравюр.  Их стали копировать, без зазрения совести, причем совершенно открыто, сам факт упоминания русских художников  (Теребенева и многих других, упомянутых выше) стал престижным. Английские, немецкие и даже французские издатели публиковали оригинальные русские гравюры и гравюры, на теже темы, собственных художников. Это наглядно видно в представленных иллюстрациях.

В экспонатах вы найдете эстампы российских и зарубежных художников, представляющих портреты героев войны 1812 года, сцены битв и жанровые картинки отдыха воинов, а также сатирические картинки и отражение войны в прикладном искусстве. Это лишь очень небольшое число из огромного наследия  произведений изобразительного искусства, посвященных подвигу народа спасающего свою родину.

Среди художников – карикатуристов, посвятивших свое творчество отражению темы ВОВ можно отметить Кукрениксов, Б.Ефимова…

Мы не сочли целесообразным  перечислять художников, посвятивших свое творчество обсуждаемому вопросу, - их так много, что это заняло бы несколько страниц. Основных из них вы узнаете из каталога и представленных  на выставке экспонатов.

Штеренгарц Р.Я. , Профессор, член

Ассоциации   искусствоведов  (АИС)

Каталог

Из собрания  Е.П.Романовой

1.10 англ. цв. карикатур

2. 2 англ. ч/б карикатуры  

3. 6 лубков: Храбрый Кульнев (2 разных); Александр; Кутузов-Витгенштейн-Платов; 1 лист теребеневский; Союзники после победы  

4. La bataille de la Moscowa - цв. французский лубок с комментариями на фр. о ходе  

Бородинского сражения

5. Вступление союзников в Париж ,(цв. лит).

6. Казаки в Лейпциге (цв. лит.).

7. 3 листа из серии форма разных родов войск (раскр. лит).

8. Принц Шварценберг рапортует союзным монархам после победы под Лейпцигом. цв лит..

9. Пожар Москвы 15 сентября 1812. Фр., раскрашкнная лит.

10. Александр I, Фридрих-Вильгельм III, Луиза  у саркофага Фридриха Великого (II). 1805, ноябрь.  - Shaling del - Meno Haas, Berlin 1806.

11. Александр, Наполеон и Фидрих-Вильгельм III. - H. Dahling - L. Buchhorn.

Alexander, Friedrich Wilhelm III & Louis, клянутся на могиле Фридриха Великого. - J. Weistsch - D.Berger.

12. Граф Ростопчин, губернатор Москвы. - I de St.Aubin in St. Peterburg - von Glaar .

Major Gen. Tschernischeff. - Dahling pinx. - Smith grav.

Князь Петр Михайлович Волконский. Dawe G. - Т.Wright. London 1823. [1776-1852,].

13. Матвей Иванович Платов. Генерал-лейтенант Войска Донского.  - Ромбаур - Клаубер.

Генерал-майор Антон Степанович Чиликов. Написан по заказу Александра I G.D,Daw engraved by Henry Daw.

Лев Александрович Нарышкин. Генерал-майор. G.Dawe-H.Dawe, 1823.

Витгенштейн. Генри Доу с ориг. Дж.Доу.

С.С. Потоцкий. 1823 Генри Доу с ориг. Дж.Доу. Цв.

Паскевич Иван Федорович.1823 Генри Доу с ориг. Дж.Доу.Цв.

14.     Кутузов князь Смоленский. Рис. А.Орловский –грав. Кардели.

Александр I, Canacci  с ориг. Piattoli.  С конем, казаками и войсками на заднем плане.

Napoleon I. Наполеон в Малмэзоне. Isabey-Lingee-Godefroy 1803.

General Moreau. F. Oberlin - A. Freschi. sculp

Катерина Павловна. (1788 -1819). T. Cheesman.  по L. Eusebj - 1814, London.

15. Родомысл Девятагонадесять века. Александр I. Сочинил и вырезал Гр.Ф.Толстой.- гр. Клаубер (S.Klauber).

16.        Александр I, молодой. - Kugelgen - Walker. цв.меццотинто .

 

Из собрания В.Г.Беликова

РУССКИЙ ЛУБОК 

  1. 1. Старуха разъясняет Наполеону виданный им в Москве сон о трёх стаканах. 1812

Литография, раскраска.

  1. 2. Сокрушение наполеонова могущества. 1812

Литография, раскраска.

  1. 3. Наполеон с принцами своими и маршалами занимается в Москве выжигою и переплавливанием награбленного ими серебра и золота из утвари и других вещей. Правда сущая. 1812

Литография, раскраска.

  1. 4. Кричи заморская гадина Пардон, а не то головы долой. 1812

Литография, раскраска.

  1. 5. Конскрипты великой французской нации. 1812

Литография, раскраска.

  1. 6. Благоразумная ретирада, доставит мне удовольствие. 1812

Литография, раскраска.

  1. 7. Русский ратник Иван Гвоздила. 1812

Литография, раскраска.

  1. 8. Русский милиционный мужик Долбила. 1812

Литография, раскраска.

  1. 9. Русский ратник Иван Гвоздила. Русский милицейский мужик Долбила. 1812

Литография, раскраска.

10-11. С праздником (2 листа) 1812

12- ТЕРЕБЕНЕВ, Иван. 1780 – 1815

Наполеон продаёт с молотка похищенные им антики. 1813-1814

Литография, акварель.

13- Торжественный въезд в Париж непобедимой французской армии. 1814

Литография, акварель.

14- Торжественное шествие Наполеона в Храм Славы. 1814

Литография, акварель.

15-СУВОРОВ, Александр.Род. 1947

Князь, генерал от инфантерии П.И.Багратион. 1982

Офорт

16 - СУДАКОВА, Лариса.1934-2006

Кутузов. 1970-е гг.

Цв. автолитография.

17 - ХАРЛАМОВ, Сергей. Род. 1942

Отступление французов. 1987

Линогравюра.

Из собрания Шибанова Ю.С.

1- Бибиков В.С. Стихло.

Цв. линогравюра. 1944 г.

2 – Бибиков В.С.. Ночной десант.

Цв. линогравюра. 1943г.

3 – Бруни И.Л.В наступлении.

Автолитография. 1980-е г.

4 – Бруни И.Л. Поиск.

Автолитография. 1980-е г.

5 – Бруни И.Л. Передний край.

Автолитография. 1980-е г.

6 – Бруни И.Л. В секрете.

Автолитография. 1980-е г.

7 – Бруни И.Л. В штабе полка.

Автолитография. 1980-е г.

8 – Добров М.  Преследование неприятеля.

Офорт. 1940-е г.

10 – Жуков Н.Н. Гвардии рядовой Лосева

Елена Сергеевна – пулеметчик.

Бумага, карандаш, 1942 г.

11 – Кирпичев П.Я. В атаку!

Литография. 1945 г.

12 – Кирпичев П.Я. В десантную операцию.

Литография. 1944 г.

13 – Кирпичев П.Я. Десант.

Литография. 1944 г.

14 – Коренцов А.И. В фронтовой теплушке.

Офорт. 1940-е г.

15 – Смирнов В.С. Ноябрьский парад 1941 г.

Автолитография. 1980-е г.

16 – Смирнов В.С. Бронебойщики.

Автолитография 1980-е г.

17 – Смирнов В.С. Москва 1941 года.

Автолитография 1980-е г.

18 – Н/Х. На пирсе.

Цв. линогравюра. 1940-е г.

Из собрания Штеренгарца Р.Я.:

1- Девишева, Н. В чем спасение? На батарее Раевского.

Монотипия. 1992.

2- Девишева, Н. Ведение Наполеона на Шевординском

Редуте. Монотипия. 1992.

3- Девишева, Н. Вид на село Семеновское.

Монотипия. 1992.

4- Девишева, Н. Бородино перед битвой. Семеновские

Флеши. Акв. 1992.

5- Девишева, Н. Смоленск. Казацкая слобода.

Акв. 1992.

6- Девишева, Н. Спасо-Бородинский монастырь.

Акв. 1992.

7- Онофрио, Н. Никогда больше!

Ксил.1959.

8- Пери, П. Атомная война.

Офорт. 1957.

9- Линке,Б.  Камни взывают.

Лит., 1957.

10- Харламов, С. Отступление.

Линогравюра. 1987.

11- Харламов, С. М.Б.Барклай-де Толли.

Линогравюра. 1987.

12- Харламов, С. М.И.Кутузов.

Линогравюра. 1987.

13- Харламов, С. П.И.Багратион.

Линогравюра. 1987.

14- Харламов, С. Бородинский бой.

Линогравюра. 1987.

15- Харламов, С. Рейд Платова.

Линогравюра. 1987.

16- Харламов, С. После Бородинского сражения.

Линогравюра. 1987.

17- Харламов, С. Вступление Наполеона

в Москву.

Линогравюра. 1987.

18- Харламов, С. Французы в Москве.

Линогравюра. 1987.

19- Харламов, С. Великая армия.

Линогравюра. 1987. 

20-Шарифжанова , Л.М.  Нитронная  бомба.

Рисунок, 2002 г.