Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления


123001,Москва,
Б.Козихинский   пер.19\6,стр.1
тел.[495]699 83 83, 699 98 54
www.ggallery.ru


ВАСИЛИЙ МАСЮТИН

(1884 - 1955)

mailmas masjutin

«Я принадлежу к числу неутомимых экспериментаторов, лакомок необычным, сладострастников техники…Никогда не морализировал. Изображая чудовищ, насиловал природу, ее логику; создавая своих уродцев я играл видимостью как хаосом», - в этом признании художника чувствуется его глубинный интерес к самому акту художественного творчества, к процессу создания произведения искусства. Искусство Василия Масютина как художественное явление благодаря своему оригинальному облику и содержанию заслуживает пристального изучения и нашего внимательного к нему отношения. Работы, созданные художником, говорят о необычном внутреннем мире их автора – мире неиссякаемого воображения и ошеломляющих фантазий. Известные русские художественные критики начала ХХ века: П. Эттингер, А. Сидоров, Э. Голлербах - высоко ценили творчество одного из самых загадочных русских графиков.

Масютин -  кадровый офицер-артиллерист - начал свой творческий путь в 1906 г. как иллюстратор журнала  «Золотое Руно». Его первые станковые рисунки из серии «Грех», экспонировавшиеся на знаменитой выставке русских модернистов «Венок» (1907), возвестили о появлении нового яркого таланта. Эти рисунки, представленные на нашей выставке, демонстрируются впервые за столетие, они дают возможность окунуться в атмосферу европейского символизма с его причудливой игрой тайных смыслов изощренного декаданса.

Василий Масютин снискал заслуженную славу одного из ведущих русских офортистов ХХ века. Тема человеческих пороков, занимавшая его с юношеских лет, получила продолжение в серии гравюр «Семь смертных грехов» (1918). Общепризнанно, что офорты Масютина – это революция в русской гравюре, роль которой в начале века была сильно недооценена. Поначалу исполняя репродукционные задачи и, в дальнейшем, ориентируясь на пейзажный и портретный жанры, русский офорт в руках Масютина заговорил современным драматическим языком, произведения наполнились острыми, психологическими, сильными чувствами.

Василий Николаевич пробовал себя в различных гравюрных техниках, повсюду стремясь достичь совершенства. Альбом ксилографий «Анчар» (1922), созданный по мотивам пушкинского шедевра, листы литографий серии «Город» (1920) – каждый в своем роде значительные явления русской печатной графики. Обе эти серии представлены на выставке листами из наследия художника; в искусстве послереволюционного периода они обозначают собой новые вехи в поисках форм художественного творчества.

Его первая персональная выставка состоялась в 1920 году в Румянцевском музее в Москве. Сам художник  в день ее открытия покидал Россию, как оказалось, навсегда. Долгие годы берлинской эмиграции были для Масютина плодотворными: он занимался книжной иллюстрацией, оформив около 40 изданий русской литературы, многие из которых вошли в классику русского книжного дизайна ХХ века; работал в рекламе (в том числе для компании Lufthansa), кино и театре (сотрудничая с Михаилом Чеховым); часто выступал в качестве художественного критика, помещая свои статьи в авторитетном журнале Gebrauchsgraphik (Прикладная графика). В 1930-е гг. Масютин регулярно участвует в выставках Verein Berliner Kunstler (Общества Берлинских художников) своей живописью, яркие образцы которой присутствуют на нашей выставке благодаря любезному участию Музея РГГУ, г. Москва.

Нельзя забывать и о роли Масютина, которую он сыграл как теоретик в вопросах изобразительного искусства. Его монографии «Гравюра и литография», «Томас Бьюик», ставят его в круг исследователей-популяризаторов граверного мастерства, а в книге «Основы изобразительного искусства» (1918-1942), до сих пор еще не изданной, художник открывается нам с новой стороны – как мыслитель, философ и социолог.

После войны В.Н. Масютин пережил арест и заключение в спецлагере в советской зоне Берлина по обвинению в пособничестве гитлеровцам и в связях с украинскими националистами. Несмотря на факт его участия в проектировании здания советского посольства на Унтер-ден-Линден (кон.1940-х гг.), имя Масютина было изъято из русской истории искусства на долгие годы.

На нашей выставке впервые демонстрируются уникальные медные и цинковые офортные доски художника 1911-1920 гг., вывезенные им в эмиграцию и вернувшиеся в Москву вместе с архивом художника спустя 90 лет. Архив был спасен берлинской  исследовательницей творчества Масютина – Вальтрауд Вернер (1925-2010), опубликовавшей впервые за долгие десятилетия книгу о художнике на немецком языке (2003). Альбом, сопровождающий нашу выставку – единственное на сегодняшний день издание в России, специально посвященное одному из выдающихся деятелей «русского зарубежья».

 

Музыкальное оформление выставки – композиции  Erik  Satie (1866–1925)