НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ
В Ханты-Мансийске, в Художественной галерее Фонда Поколений работает «II Окружная молодёжная художественная выставка «Новые художники». Выставка инициирована Ханты-Мансийским творческим союзом художников.
Совсем недавно, в конце 90-х гг. в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре стали появляться художественные учебные заведения, сначала среднего профессионального образовании, а затем и высшего. Поэтому, можно сказать, что творчество молодых художников Югры – явление XXI века. Ханты-Мансийск уникален своей системой образования и культурными институциями. Город стал притягателен для творческой молодёжи. Назрела проблема создания единой коммуникативной художественной среды. В городах Округа уже не редкость художественные выставки творческой молодёжи, обычно они отражают «учебный процесс», амбиции учебных заведений и преподавателей. А как быть с теми, кто закончил колледж или институт или совсем не имеют академического образования? Большинство оказывается в «культурной изоляции».
С целью выявления и активизации творческого потенциала молодых художников, поддержки самостоятельного творчества без «надзора» педагогов и была организована данная выставка.
Большинство участников прошли школу «Центра искусств одарённых детей Севера». Главным художественным «брендом» колледжа-интерната является декоративно-прикладное искусство. Это ярко показывают работы А. Лавринчука, Е. Рябцевой, М. Манкевич, А. Тархановой, А. Черкашиной, Н. Чиркова, Н. Нигамендьяновой, А. Полякова.
А. Черкашина наделила свои авторские куклы возможностями принимать движения и позы, характерные для человека, ведь куклы и были когда-то созданы по образу и подобию человеческому. Ей удалось создать в уменьшенных моделях (куклах) иронично-добрые и выразительные образы прототипов (людей).
Молодые художники очень разные и это привлекает. В творчестве одних преобладает концепция «искусства для искусства» – изысканность организации художественного пространства, углубление в технические приемы. В станковых работах И. Демьяненко, Н. Жеманской, С. Устюжанина, К. Белкиной, И. Масликовой тоже можно усмотреть декоративность, и она определяется изначальной фундаментальной особенностью: «декоративности как художественного качества формы». Здесь ритм, линия, пятно, цвет, фактура, плоскость, пространство без конкретных визуально-миметических и сюжетных мотивов определяют само художественное содержание. (К сожалению, декоративность, в наше время, чаще всего, понимается как механическая «дизайнерская» компоновка преследующая, в какой-то мере эстетические, но не художественные цели.)
Обаяние акварелей И. Демьянеко, отнюдь не в узнаваемости и привлекательности конкретных пейзажей, а в эмоциональной поэтичности и искренности личностных ощущений. Работу А. Головатюка «Земля» можно назвать концептуальной и философичной, но в ассоциативной связи изображений линий на ладони и поверхности планеты выявляется целостная пластическая форма.
В картинах М. Родионова из Нижневартовска можно усмотреть уроки творчества П. Филонова. Молодой художник, грамотно усваивает их, создавая свою рафинированную изысканную живописную систему.
Своего рода, «открытием» выставки стала Е. Коровина. Мощная и выразительная пластика скульптуры «Она» предполагает различные, но равнозначные ракурсы рассмотрения. Такое пластическое решение в наше время, увы, уникально не только для молодого, но и для «маститого» скульптора.
Другой вектор творчества – использование фото, видео, компьютера, но это не становится самоцелью, а является лишь инструментом для искусства. Интересно, что, несмотря на новые возможности, авторы тяготеют к «картинной» организации художественного пространства. Здесь надо отметить дебютантов профессиональной художественной выставки О. Денисовой, В. Золотоверхового, Е. Подкопаевой.
Вероятно, у большинства из нас, молодежная мода связана с определёнными ассоциациями: если не с китчем, то, непременно, максимально эпатирующей экипировкой, снабженной различными «знаковыми» фишками и претендующий на «продвинутость» как данного продукта, так и его потребителя. Но когда мы смотрим на коллекцию одежды Д. Слинкиной, мы видим не только агрессивность и ироничную «гламурность», но «многодельнось», образ и авторский стиль.
Композиция Е. Касимовой вызывает в памяти произведение известного фантаста Р. Бредберри «451 градус по Фаренгейту», которое предсказало современное состояние культуры. Это не состояние цивилизации после атомной бомбардировки, а, по выражению философа Ж. Дерриды, современный культурный ландшафт, который представляет собой нечто вроде архитектуры покинутого города, который пострадал в результате неизвестной катастрофы и был оставлен людьми.
Вернёмся к названию выставки: «Новые художники». Конечно новизна не критерий качества творчества – новому художественному поколению предстоит жить, работать и самоопределяться в новой агрессивной культурной среде, фактически оккупированной гламуром и коммерческой попсой.
Гадательно будущее творческой молодёжи, но важно отметить, что основа художественной актуальности данной выставки не заимствуется извне, не привносится конъюнктурой, но органически прорастает в современном молодёжном искусстве и может определить дальнейшие векторы его развития.
Валерий Служивцев