Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления


Светлана Батырева, кандидат искусствоведения

Искусство Калмыкии: традиции и современность

Изобразительное искусство Калмыкии XX-начала XXI вв. сформировалось в лоне художественной культуры, рожденной в перипетиях российской истории. Сегодня оно развивается в русле новых веяний, как одна из региональных школ искусства России. Вместе с тем ограничиваться отечественными рубежами в его восприятии недостаточно. Жива в мироощущении современного художника древняя предыстория монголоязычного народа, уходящая в далекое прошлое Центральной Азии.

В живописи и скульптуре, графике, декоративно-прикладном и театрально-декорационном искусстве Калмыкии можно видеть соединение разных художественных традиций в призме этнического самосознания творческой личности. Искусство выполняет миссию «самосознания культуры» в историческом бытии этноса. Преемственность традиций осуществляется на уровне индивидуальности, творчески осмысливающей объективную реальность. В творчестве органично переплетаются общественное сознание и самосознание личности, определяющее развитие современного художественного процесса.

Его истоки естественно рассматривать в широком евразийском поле российской художественной культуры XX века. Социалистический реализм в развитии от «сурового стиля» до отражения перестроечных явлений рубежа веков определяет содержание советского искусства национальных регионов 60-90-х годов. Его этнические особенности спроецированы в ретрансляции фольклора и буддийского изобразительного канона – традиционных течений в искусстве. Искусство Калмыкии живо традициями многовековой истории этноса, уходящей истоками в Азию и протекающую ныне в Европе.

Образная память предков одухотворяет творческие поиски авторов, вызывая к жизни самобытные произведения. Нарушенная преемственность художественных традиций восполняется реализацией исторической памяти народа. Этноинтегрирующая значимость исторического жанра в изобразительном искусстве аккумулирована депортацией калмыков в Сибирь в 1943 году. Чем больше утрат целостности культуры, тем более реконструктивно творчество художника, выражающее самосознание культуры.

Исторический жанр переживает подъем в калмыцком искусстве 60-90-х годов XX столетия от этнографической фиксации исторического эпизода до монументального обобщения судьбы народа. Таковы образы, сопряженные с национальной идеей, ориентированной на Прошлое в обращении к мифологии, религии. В поисках идентичности творческой личности обозначен широкий спектр художественных традиций – от реализма социалистической эпохи до постмодернистских веяний рубежа XX-XXI вв. Формалистические искания авторов одухотворены реликтами мифопоэтического мышления. Художник идентифицируется как личность, опираясь на архетипы сознания, этноконфессиональную принадлежность, национально-территориальную государственность и историю народа. Универсален вектор этнической идеи, демонстрирующий непрерывность исторического Прошлого и Настоящего народа в художественном поле российской культуры.

Изобразительное искусство Калмыкии развивается в синтезе евразийских художественных традиций. Это реалистическое формовыражение сюжета, обусловленное европейской школой профессионализма, фольклоризирующие тенденции, произрастающие на традиционной почве бытия кочевого в прошлом народа и его духовность, оформленная в нравственно-этическую суть буддийской философии.

Сегодня в искусстве востребованы древние изобразительные традиции буддизма. Нередко их применение приводит к эклектике художественного образа с внешними признаками «буддийского» сюжета в композиции. Лишь оформление указывает на иконописные истоки современного переложения канона в формовыражении.

В диалоге традиций и новаций современной Калмыкии рассматриваем явление «культурного номадизма». Ориентация на исторические истоки культуры предполагает сохранение этнического самосознания в творческом осмыслении евразийской судьбы этноса. Человек и Природа, их равноправные взаимоотношения в самобытном содержании традиционной культуры, формирует мироощущение калмыцкого художника, открытого веяниям современной цивилизации.

Путеводными для него сохраняются нравственно-духовные ценности в почитании предков, стремлении жить с природным окружением и другими общностями в разумном равновесии. Самосознание не дает этносу раствориться в сложном современном мире с его попытками все стандартизировать. Культурное наследие, его зрелое осознание обретает актуальность в переходных ситуациях эпохи. Здесь синтезированы стилистика, концептуально-образные модели художественного мышления в жанровых структурах и композиционных схемах изображения. Современный художественный процесс Калмыкии многообразен в проявлениях этнического: исторической памяти, фольклорных и буддийских мотивах творчества, органично реализуемых в образной картине мира.

Изобразительное искусство Калмыкии неотделимо от исторической судьбы художественной культуры России. Здесь сформировано целое и частное, общее и специфическое культуры, духовным стержнем которой выделяем этническую идентичность авторов, создавших искусство XX-начала XXI вв. Традиции и современность – одухотворяющее начало, объединяющее прошлое, настоящее и будущее народа.

Территория Любви

Чувством глубокого единения жили участники Дней культуры Республики Калмыкия в Москве (16-17  ноября), выражая его в образном слове, искрометном танце, самобытном произведении изобразительного искусства. «Торлмуд мини», известная песня Аркадия Манджиева, была подхвачена всеми и исполнена на одном дыхании на торжественном открытии юбилейных мероприятий. Художественными традициями культуры народа были одухотворены все праздничные события, будь это встреча писателей, концерты или выставка мастеров искусств Калмыкии…

Новый Манеж… Навстречу каждому входящему в выставочный зал, что находится в Георгиевском переулке Москвы, идет старая Мать. Овеваемая горячим степным ветром, она идет с поднятой головой, не сломленная испытаниями, выпавшими на долю ее народа. Портрет конкретной женщины олицетворяет Калмыкию, родную землю для многих моих соотечественников. В этом образе живет память предков, объединяющая их прошлое, настоящее и будущее. Великое триединство времени составляет глубинное притяжение произведения народного художника России Гаря Рокчинского. Композиция его проста как Жизнь, представляя собой животворное Древо Мира. Древнейший в происхождении архетип объединяет Землю и Небо в живописи, выступающей знаком калмыцкой традиционной культуры. Много чувств, ассоциаций и представлений объемлет мифопоэтический образ «Матери-земли родной», рождая светоносную ауру Добра и Любви, объединяющую художественную экспозицию. 

Выставка открыта в Дни культуры и искусства Калмыкии в Москве, посвященные 400-летию добровольного вхождения народа в состав России. В огромное, залитое светом и воздухом пространство органично вошли произведения живописи и скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна и художественной фотографии. Они принесли горячее дыхание знойной степи и свежий ветер, запах полыни и разнотравья в пейзажах «Хаврин дун» Г.Рокчинского и «Полдень» В.Терехова, «Хуторок в степи» И.Чмерева, «Жаворонок» В.Мезенцева и «Розовые берега. Озеро Маныч» С.Кравченко, в широко известной картине О.Кикеева «Счастье».

Полуденное солнце горит в красной кисти калмыцкого головного убора. Это знак этнической идентичности народа, называющего себя «улан залатнр» («улан залата хальмгуд»), помнящего свое номадическое происхождение. Красноречивое тому свидетельство - этнографическая часть выставки, представленная произведениями народного декоративно-прикладного искусства: костюмом и вышивкой, художественным серебром и предметами традиционного быта в интерьере кочевого жилища «ишкя гер». Образно трансформируемы традиции в современных «Калмыцких шахматах» В.Дорджиева, курительных трубках Г.Васькина, кожаных флягах и плетях А.Кошевого, ювелирных изделиях Г.Ушановой и Н.Галушкина, масках из папье-маше Р.Рокчинского, деревянной посуде Ю.Манджиевой и гобелене «Время перемен» Е.Манжеевой.

С буддийским пластом калмыцкой культуры знакомили зрителей иконопись и скульптура XIX века в образах будд и бодхисаттв, дхармапал и других многочисленных персонажей пантеона древней религии народа, дополненные ритуальными предметами. Буддийская тема интерпретируема в современных произведениях Д.Санджиева «Колесо Сансары» и А.Поваева «Мандала Авалокитешвары», Н. Евсеевой «Кундун. Далай-лама XIV» и Д. Тензин «Учитель», С.Котинова «99 изображений» и Г.Нуровой «Детство Далай-ламы», Д.Сангаджиевой «Знаки вечности» и Ю.Хаджинова «Подношение», В.Монтышева «У подножия Кайласа» и других.

Необычна история народа, занесенного столетия назад солнечным ветром с просторов Центральной Азии в Европу и обретших в России новое Отечество. Истокам культуры посвящены произведения Г.Рокчинского «Сказ о Монголии» и Н.Санджиева «Уходящая Монголия», В.Киштанова «Чингис-хан. Последняя ночь» и «Зая-пандита» Б.Данильченко. Осмысление судьбы и воинской доблести калмыков в истории России находим в тематических композициях Ошланова В. «Приход калмыков на берега Волги» и Монтышева В. Встреча Аюки-хана с царем Петром I», Ольдаева К. «Калмыки за Отечество» и Болдырева С. «Хошеутовский хурул», Цонхлаева Т. Последняя битва», Санджиева Д. «Кибитка» и «Прощание», Сангаджиева Э. «Ур Сар» и В.Адьянова «Вестник Победы».

Многообразен евразийский лик калмыцкого искусства, воссоздаваемый в произведениях живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Различны выразительные средства изображения авторов, как и технический уровень их владения, но одно их безусловно объединяет: любовь к земле, ставшей для них родной за четыреста лет проживания в дружбе и добрососедстве с другими народами великой России.

История и Настоящее определяют Будущее в причинно-следственной связи нашего Бытия. Человек и Степь, их особые взаимоотношения формируют портретные образы произведений: «Хозяин степи» К.Ольдаева, «Джомба» Б.Данильченко, «Вдова чабана» Д.Санджиева, «Супруги» У.Бадмаева, «Кюкн» В.Мезенцева, «Портрет отца» Н.Эледжиева. Тема преемственности поколений темпераментно выражена в семейном портрете О. Кикеева «Мужчины».

Идеей рода, эпически обобщаемой в образе калмыцкого народа, объединены произведения «Джангарчи» В.Васькина, «Бумбин орн» Е.Божкова и «Йорял» Г.Гашинского, «В краю легенд» Ц.Адучиева и «Степная легенда» В.Ургадулова, «Степная симфония» Н. Шиняева и «Лучник Хонгр» С.Ботиева, «Древо жизни» В.Куберлинова.

Этническое самосознание авторов сохраняет нравственно-духовные ценности в почитании предков, стремлении жить с природой и другими общностями в разумном равновесии. Здесь самобытно синтезированы стилистика, концептуально-образные модели художественного мышления в жанровых структурах и композиционных схемах изображения. Искусство Калмыкии, как образное отражение мироощущения художника, являет собой синтез традиций, рождая новую художественную реальность.

Традиционное начало сохраняемо «Матерью-землей родной», неизбывное, оно всякий раз созидаемо заново в великой любви художника к своей земле и народу. Родина нашла свое знаковое воплощение в образах, родивших светлую энергетику выставочного пространства Нового Манежа. «Территория Любви» создана авторами разных поколений, не потерявших ее в испытаниях бытия, живущих в буднях и праздниках вместе с народом и с надеждой вглядывающихся в будущее...

Светлана Батырева, искусствовед

  • Дни культуры Республики Калмыкия
  • Дни культуры Республики Калмыкия
  • Дни культуры Республики Калмыкия
  • Дни культуры Республики Калмыкия
  • Дни культуры Республики Калмыкия
  • Дни культуры Республики Калмыкия
  • Дни культуры Республики Калмыкия
  • Дни культуры Республики Калмыкия
  • Дни культуры Республики Калмыкия
  • Дни культуры Республики Калмыкия
  • Дни культуры Республики Калмыкия
  • Дни культуры Республики Калмыкия