«Обнаженная на кубическом цоколе»,1953.
Собрание Альберто и Аннет Джакометти.
В Париже в залах Центра Помпиду прошла выставка «Мастерская Альберто Джакометти (1901-1966)» (17 октября 2007 – 11февраля 2008), представившая ретроспективу более 600 произведений выдающегося скульптора из Фонда Альберто и Аннет Джакометти, а также других музейных и частных собраний.
Построенная по хронологическому принципу выставка представила новый взгляд на творчество выдающегося швейцарского скульптора, живописца и рисовальщика, большая часть жизненного пути которого прошла в Париже.
Выставка построена по ретроспективному принципу и позволяет ознакомиться со всеми основными этапами творчества Джакометти, последовательно обращавшегося к футуризму, кубизму, сюрреализму и экспрессионизму.
Основываясь на тексте Жана Жене 1957 года, организаторы выставки сделали акцент сделан на взаимоотношении Мастера с его мастерской на Монпарнассе, где он работал с 1926 года до конца своих дней. Джакометти не только работал, но и жил в своей мастерской на Монпарнассе , которая представляла для него не только творческую лабораторию, но особую вселенную, сакральное место, в котором заключался смысл бытия.
«Альфонсо», «Аннет», «Женщина-Венеция» – эти сюжеты получили неоднократные повторения и развитие на протяжении многих лет в творчестве скульптора, стали своеобразной эмблемой его творчества.
Однако особую роль в его творческом пути сыграла Вторая мировая война: вытянутые в высоту, дематериализованные фигуры наполнены такой внутренней силой и экспрессией, что именно в их зале скапливается наибольшее количество публики, завороженной хороводом скульптур, мрачных символов мировой трагедии. Скульптура «Голова-Череп» является своеобразной квинтэссенцией выставки, балансируя между оптимистическим началом, которое, безусловно, было близко жизнерадостному по своей натуре мастеру, и пессимизмом, корень которого кроется в мировой трагедии, оставившей глубокий след в душе мастера и изменившей его творческий метод.
Елена Садыкова