Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Башкирскому АИС исполнилось пять лет

В Художественной галерее "ACADEMIA" Уфимского государстеенного университета экономии и сервиса, в рамках Года культуры, состоялась научная конференция: «Проблемы развития регионального искусствознания», посвященная юбилю Башкирской, или точнее Уфимской ассоциации искусствоедов – АИС. Зарегистрированная в 2009г., она базируется в стенах университета, войдя в состав единой общероссийской общестенной некоммерческой организацию - Ассоциацю искусствоведов - АИС (г.Москва) и отмечает, таким образом, свое пятилетие. В работе скромной юбилейной конференции приняли участие гости – искаусствоведы из Москвы, Ижевска, Казани.


Следует отметить, что на периферии, в провинции искусствовед – профессия редкая, малочисленная. Задачей Ассоциации является как раз объединение разрозненных и слабо востребованных искусствоведческих сил, их сосредоточение в едином профессиональном коллективе с целью содействия развитию научно – исследовательской деятельности в осмыслении художественных процессов, происходящих в искусстве региона, равно как и содействие делу просветительства в сфере изобразительного искусства.

Само искусствознание – наука междициплинарная, по структуре сложная, формируется с Х1Хстолетия на стыке истории искусств, эстетики, философи, социологии, религоведении, психологии, других наук. В многонациональном башкирском искусстве, как и в искусстве других народов и стран, нашли отражение и общечеловеческие, и, исторически сложившиеся, национальные, этнические особенности. В основе своей башкирское искусство является частью евразийской художественной культуры, сложной по структуре и содержанию. Потому в его исследовании требуется профессиональный историко – культурологический взгляд. Это необходимо имть ввиду даже при анализе современного искусства, экспериментального по своему характеру, но еще в большей степени требуется погружение в губины времен при изучении обширного историко - художественного наследия – археологических памятников, как феноменального явлекния, в культуре и искусстве древних тюрков на Южном Урале. Рассмотренные в целостности, в контексте художественной культуры и искусства, такие исследования позволят башкирским, южно – уральским артефактам интегрироваться в широкое пространство мировой художественной культуры.

Но подобные исследоваения возможны в основном в академической системе. Труды казанских искусствоведов, осуществленные в системе Академии наук, в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан, свидетельствуют о глубо сложившемся историческом сознании авторов. (Монографии кандидата искусствоведения Д.К.Валеевой о древнем искусстве болгар, «Искусство Золотой Орды» убедительное свидетельство тому.) На кафедре искусствознания в Свердловском - Уральском государственном университете, в Ижевском - Удмуртском университете, в Чебоксарах, Саранске в Художественных музеях и региональных академиях Урало – Поволжского региона искусствоведы погружены в изучение как современного искусства, так и исторического прошлого своего края.

В Башкирии искусствоведение, как сфера научной деятельности, лишено такой возможности и не значится в местной гуманитарно - исследовательской системе. В БГУ, даже в Академии искусств кафедра искусствознания не сформирована, как отсутствуют и отделы теории и истории искусств в системе Академии наук РБ. В Художественном музее им. М.В. Нестерова нет ни одного остепененного искусствоведа. Там уже десятилетия господствуют абсурдные преграды к недопущению сотрудниками музея защиты диссертаций. Такой исследователь будет вынужден покинут музей «по собственному желанию»

Сложившаяся ситуация в уфимском искусствознании яилась основной мотивацией к оъединению авторов в самостоятельную организацию - АИС РБ. Объединились. чтобы в разобщенности, разрозенности не потеряться, сконцентрировать и сохранить творческие силы, проявить чувство ответственности перед своей профессией, выразить важность ее й значимости в катастрофически тревожный, кризисный период в истории нашей жизни, ее культуры, искусства, где накопилось так много проблем. Свидетельство тому – драматичная судьба Хуожественного музея, который некогда закладывался М.В.Нестеровым с надеждой на другие перспективы.

В составе уфимской (башкирской) АИС – 13 членов, половина из которых имеют ученую степень кандидата искусствоведения. Альтруистически, работая на энтузиазме, без финансовых вложений, на положении волонтеров, они за прошедшие пять лет создали не мало серьезных исследований, посвященных изучению искусства республики. На конференции состоялась презенетация второго, теперь уже международного сборника научных статей в широкой географии его авторов. Кроме уфимцев, в нем представлены материалы из Москвы, Киева, Семфирополя, Рязани, Красноярска, Нальчика, СПб, Кызыла, Челябинска. Статьи отбирались редакционной коллегией в строгом соответствии, предъявляемым к научным публикациям. От слабых, сырых материалов отказывались, возвращая их вторам для дорабатки с предложением прислать в следующий сборник. Оба сборника выщли в свет при содействии УГУЭС в издательстве Университета.

Состоялась также презентация двух солидных изданий: книги Ф.М.Миннигуловой, доцента, кандадата искусствеведения, посвященной развитию искусства скульптуры Башкортостана во второй половине ХХв. и уникальное исследование Э.В. Хасановой, доцента, кандидата искусствоведения, где анализируется неизвестные произведения в творчестве М.В.Нестерова, созданные в советский период. В числе публикаций, оуществленных членами АИС, было представлено небольшое альбомное издание Т.Капиной о творчестве талантливого живописца А. Рыбакова, рано ушедщего из жизни .

Участники конференции могли познакомиться также с журнальными публикациями членов АИС: в «Вестнике АН РБ», в «Вестнике: проблемы востоковедения» (Уфа). в международном сборнике научных статей «Искусство. Дизайн. Промышленность», издающийся в Челябинске. Следует также отметить, что за прошедшие пять лет два автора защитили кандидатские диссертации: Ф,М.Миннигулова по башкирской скульптуре второй половине ХХв. на Ученом совете Российской Академии художеств и М.Л Ахмадуллин: «Дизайн арабоалфавитной печатной продукции» - в СПб.

На скромном юбилейном вечере была представлена еще одна форма научной \и творчнеской деятельности членов АИС: экспедиционные поездки (2013, 2014гг.) по северным районам Башкирии с целью поиска материалов по фольклорному творчеству башкир, других народов, населяющих Средний и Южный Урал. Организация этих полевых исследований стало возможным благодаря содействию Фонда «Мирас» («Наследие»), котрым руководит историк – исследователь И.В. Имангулов (он же фотограф, владелец автомобиля и опытный водитель, владеющий знанием сети дорог в изучаемом крае. (Полевые работы также проводились за счет членов самой экспедиции). Проделанная в экспедиции богатая фотосьемка и видеозаписи, позволили сделать интересную презентацию уникального материала, необходимого для научной и практической работы стулентов, магистрантов УГУЭС. В Художественной галерее университета неоднократно проводились выставки произведений народного искусства, мастеров и ремесленников, результаты творческой работы студентов.

Руководит Башкирским отделением АИС А.Г.Янбухтина, доктор искусствоведения, профессор, член Международной ассоциации историков и критиков искусства (AICA (ЮНЕСКО), Заслуженный деятель искусств РБ.


iD53KpzNDFY oT-U2NvicLo Rc-H-FqUP78 ymn0QvWCKGU АИС