18 февраля в Московском Музее современного искусства открылась выставка «Графика Германии ХХ века» в рамках программы «Мир искусствоведа», посвященная юбилею выдающегося искусствоведа-германиста современности Зинаиды Сергеевны Пышновской.
Недавно московская искусствоведческая общественность отметила значительный юбилей Зинаиды Сергеевны Пышновской. Заслуживает всяческого почтения возраст именинника. Но дело совсем не только в большом жизненном опыте, накопленном за эти годы. Собравшиеся чествовать юбиляра специально обращали внимание на то весьма заметное место, которое работы Зинаиды Сергеевны вот уже более полувека прочно занимают в исследовательских искусствоведческих занятиях.
Вместе со своими сверстниками Зинаида Сергеевна оказалась среди тех, кто испытал на своей ранней судьбе тяжесть грозных событий российской истории. В самом начале Великой Отечественной войны она вынуждена была покинуть известное студенческое содружество московского Института философии, литературы и истории. Завершала свое высшее образование она уже в другом столичном вузе.
Круг преимущественных научных интересов З.С. Пышновской обозначился постепенно, но, сложившись, он стал для молодого специалиста надёжной опорой и академических штудий и повседневных размышлений о смысле и ценности искусства, о его действенной общественной силе. Конкретнее, речь идёт о проблемах, касающихся трудных, порою драматичных судеб немецкого искусства ХХ века. Исторические реалии Германии прошлого столетия многократно усложнили адекватную характеристику духовных прозрений и кризисов современной Европы, и Зинаида Сергеевна решительно погрузилась в изучение причин и последствий общественно многозначных художественных коллизий. Став со временем признанным авторитетом отечественной германистики (её первые печатные работы о немецком искусстве появились в начале 1960-х годов), она все последующие годы своей научной деятельности была верным её адептом. Приверженность именно этой сфере искусствоведческих знаний обрела ещё более прочный характер, когда, с конца 1960- годов, З.С.Пышновская получила возможность регулярно знакомиться с немецким искусством непосредственно в тех жизненных обстоятельствах, в той художественной среде, в которых оно существовало и в которых оно развивалось.
Предмет особо пристального внимания учёного – немецкий экспрессионизм как эстетическое кредо, как творческий стиль, как определённая система изобразительных средств. Главные герои её серьёзных аналитических экскурсов – это как раз те крупные мастера ХХ-го века, с деятельностью которых связаны основные исторические этапы развития немецкого экспрессионизма. Кандидат искусствоведения З.С. Пышновская, автор свыше ста печатных работ, успешно продолжает свою активную научную деятельность. В эти памятные дни хочется ото всей души пожелать юбиляру хорошего здоровья и новых творческих радостей.
Член-корреспондент Российской академии наук Г.Ю. Стернин.
18.01.2009 г.
Автобиография
«Родилась 10-го декабря 1918 года в г. Боброве, Воронежской обл. папа – математик, мама – юрист. Школа – год бобровской, 2 года московской, 2 года в Белоруссии – у дедушки-математика, 1933-1935 25 образцовая школа Октябрьского района москвы. По окончанию школы по настоянию родных поступила в I-ый Московский мединститут, в 1938 году, закончив 2-ой курс мединститута, уже по собственному почину забрала документы и постопила в Институт философии литературы и искусства (ИФЛИ) на исторический факультет.
В конце 1941 года ИФЛИ эвакуировался, закончила Московский Государственный Педагогический институт им. В.И. Ленина(1942-1943), получила диплом с отличием.
Проработав год мл. научным сотрудником музея Красной Армии ушла в аспирантуру (1945-1948) Педагогического Института им. Потемкина. По специальности западноевропейской истории. Была направлена заведовать кафедрой Всеобщей истории в г. Шадринск. Заболела эндокардитом.
Собственно начало занятиям искусством было положено в музее «Архангельское»(1953-1956) – экскурсовод, научный сотрудник. Мне было поручено завести научный паспорта на живописную и скульптурную коллекцию музея, был разобран рукописный архив, написано методическое руководство для экскурсоводов. Ушла по собственному желанию – у мамы был обнаружен рак.
Исполняла обязанности главного библиографа в библиотеке(отдел научной библиографии) Академии строительства и архитектуры. Занималась инвентаризацией и аннотированием трофейной литературы(1956-1958)
Май 1958-декабрь 1988(уход на пенсию) – ВНИИ Искусствознания. Медаль ветерана труда – 1987 год.
Библиограф, референт (немецкая и французская искусствоведческая литература) с 1963 года – младший научный сотрудник Сектора искусства социалистических стран – изобразительное искусство Германской Демократической Республики.
С 1966-го года - член Союза художников СССР, член АИС.
Участие в коллективных работах сектора, выполнение заданий Министерства культуры СССР, дирекции института - справки об изобразительном искусстве Австрии, Германии, Швейцарии, отчеты о выставках изобразительного искусства, чтение лекций об искусстве ГДР для экскурсоводов Центрального дома художников, участие в конференциях – Бресте, Москве, Берлине.
По заданию Союза художников – работа над выставками изобразительного искусства ГДР – вступительные статьи, переводы немецких статей, организация показа работ, участие в обсуждении выставок,.
В качестве кандидатской работы была защищена книга “Немецкие художники-антифашисты” в 1976 году. Оппоненты - В. Полевой, М. Либман. Отзыв из ГДР проф. П. Файста.
Работы печатались в издании «Наука», «Изобразительное искусство», для последнего издания «Авроры» - писала рецензии на представленные туда книги по изобразительному искусству Германии. В общей сложности было опубликовано (статьи, переводы, брошюры) 120 работ(“Искусство”, “Творчество”, “Советское искусствознание”, ротапринтные институтские издания, “Искусствознание”, “Собрание”, “Пространство культура”)»
З.С. Пышновская
{joomplucat:99 limit=12|columns=4}