Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

ШЕСТЫЕ КАЗАНСКИЕ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XX–XXI в.

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР,

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ЧЛЕНА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

ХАРИСА АБДРАХМАНОВИЧА ЯКУПОВА (1919–2010)

 

Казань, 21 – 22 ноября 2019 года

Уважаемые коллеги!

Министерство культуры Республики Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан 21 – 22 ноября 2019 года проводят Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Шестые Казанские искусствоведческие чтения», где будут рассматриваться вопросы теории и истории реалистического искусства, его современного состояния и перспективы развития.

К изобразительному искусству понятие «реализм» впервые было применено в середине XIX века для выражения анти-романтической направленности (Г. Курбе, Ж. Шанфлери), которое имело ярко выраженную полемическую окраску и не отличалось теоретической ясностью. Вскоре «реализм» становится ключевым понятием в художественных программах для отображения «действительности»: социальной, природной, исторической (в России – «критический реализм»). Ближе к рубежу XIX–XX в., определявшемуся эстетикой модерна, начинается дифференциация понятия «реализм» как эстетической доктрины.

Провозглашенная в СССР в 1932 году программа «социалистического реализма» предусматривала отображение «конкретной реальности в ее революционном становлении».

В 1970-х гг. исследователи подчеркивали отличие современного реализма: прежде он ассоциировался с идеалом репрезентации реальности и правды, что являлось образчиком совершенства, теперь же, к концу ХХ в. – реализм предстает как стиль среди прочих стилей.

В XXI веке реализм со всеми своими разновидностями, в котором имеет место неотрефлексированный «социалистический комплекс», создал плодотворную почву для развития новых направлений в современном искусстве. Художники обращаются к реализму как средству выражения себя и эпохи. И оказывается, что и сегодня реализм чрезвычайно актуален и для современных живописцев, и для мастеров советского прошлого. Реализм, который еще недавно казался выброшенным на «свалку истории», становится предметом серьезного художественного анализа, диалога между художником и временем. Сегодня реализм вновь вступает в силу, сочетая опоры на традиции, внимание к действительности, устанавливая четкие этические позиции и поднимая проблемы современности.

Творчество художника Хариса Абдрахмановича Якупова (1919–2010), мастера тематической картины, исторической живописи, искусства портрета – яркое воплощение реализма в изобразительном искусстве Татарстана середины ХХ – начала ХХI в. Х.А. Якупов стоял у истоков послевоенного развития изобразительного искусства Татарстана с 1950-х гг., был первым руководителем Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР среди областей и республик большой страны.

Приоритетные проблемы для обсуждения на конференции:
  • Реализм как способ художественного высказывания
  • Реализм в видах и жанрах изобразительного искусства: проблемы интерпретации
  • Тематическая картина в российском искусстве 1950–2010-х гг.
  • Образно-стилевые поиски национальной художественной парадигмы
  • Национальные и духовно-нравственные аспекты творческого самовыражения личности в искусстве
  • Художник и искусствовед: исследования, творческие связи, проблемы критического анализа
  • Современное художественное образование как фактор сохранения и развития культуры и искусства
  • Новые информационные и интеллектуальные технологии в популяризации художественного наследия
  • Состояние и перспективы изучения творческого наследия Хариса Якупова
  • Роль Хариса Якупова в развитии академического образования в регионах Поволжья и Урала
  • Харис Якупов и его вклад в развитие реалистических традиций татарского и отечественного искусства
 

В период работы конференции в Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан будет проходить юбилейная выставка «Харис Якупов (1919–2010). Живопись. Графика» из собраний музеев Татарстана, семьи художника, частных коллекций (21 ноября 2019 г. – февраль 2020 г.).

 

К участию во Всероссийской научно-практической конференции приглашаются:

  • искусствоведы, культурологи, философы, историки, филологи, музеологи, художники, а также преподаватели, аспиранты и магистранты художественных вузов. 

Регламент работы конференции:

  • выступление с докладом: 15–17 мин.;
  • выступление в дискуссии: 5–7 мин. 

Формы участия в конференции:

  • очная (выступление с докладом; публикация в сборнике);
  • заочная (публикация в сборнике).

Сборник «Шестые Казанские искусствоведческие чтения» планируется издать к началу работы конференции. Сборнику присваиваются соответствующие библиотечные индексы (УДК; ББК) и международный стандартный книжный номер (ISBN). Планируется регистрация сборника в наукометрической базе данных РИНЦ.

Публикация бесплатная.

Статьи для публикации в сборнике и заявки на участие в конференции должны быть направлены до 5 августа 2019 г. на электронный адрес оргкомитета научной конференции Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. В строке «Тема» указать: «VI искусствоведческие чтения». Файл назвать фамилией автора (всех соавторов).

Место проведения конференции: Казань, Национальная художественная галерея «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань, Кремль, проезд Шейнкмана, д. 12, подъезд 3).

За дополнительной информацией обращаться:

тел. 8 [843] 236 77 62; 8 [843] 236 18 65; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Контактные лица:

Дина Диасовна Хисамова, заместитель директора по научному обеспечению и издательской деятельности ГМИИ РТ;

Ольга Александровна Хабриева, ученый секретарь ГМИИ РТ.

 

Проезд и размещение иногородних участников – за счет командирующих организаций.

Оргкомитет конференции предлагает иногородним участникам конференции бронировать места в гостинице самостоятельно.

 

Приложение 1

Бланк заявки

Фамилия, имя, отчество (полностью, без сокращений)

 

Тема доклада

 

Форма участия (очное, заочное)

 

Место работы

(полное название учреждения,

без сокращений)

 

Должность

 

Ученая степень, звание

 

E-mail

 

Контактные телефоны

 

Почтовый адрес (с индексом)

 

Заявку на участие в конференции направлять одновременно со статьей до 5 августа 2019 г. на электронный адрес оргкомитета Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В строке «Тема» указать: «VI искусствоведческие чтения».

Файл назвать фамилией автора (всех соавторов).

 

Приложение 2

 

Требования к тексту статьи:

 

объем статьи (без учета иллюстраций) должен составлять 10–12 страниц (приблизительно 17 000 – 20 000 знаков) в формате Microsoft Word для Windows;

фамилия и инициалы автора /всех соавторов/ на русском и английском языках;

сведения об авторе /всех соавторах/: ученая степень, ученое звание, место работы (на русском и английском языках);

название статьи (на русском и английском языках);

аннотация статьи /200–250 слов/ (на русском и английском языках). Аннотация (реферат, авторское резюме) должна быть самодостаточной, передающей основные результаты исследовательской деятельности, выполнять требования информативности, структурированности, компактности. В аннотации необходимо указать, что нового несет в себе научная статья. В тексте аннотации нежелательно дословно повторять предложения, взятые из основных разделов статьи, а также формулировки, использованные в ее названии. В аннотацию не допускается включать ссылки на источники из полного текста, а также аббревиатуры, которые раскрываются непосредственно в тексте статьи;

ключевые слова /8–10 слов/ (на русском и английском языках). Ключевые слова составляют семантическое ядро статьи и включают основные понятия, описывающие исследуемую проблему. В качестве ключевых слов могут использоваться как одиночные слова, так и словосочетания (но не превышающие трех слов), в единственном числе, в именительном падеже. При подборе ключевых слов рекомендуется избегать фраз, содержащих кавычки и запятые, а также многозначных понятий.

– список литературы и источников, оформленный в соответствии с действующим стандартом, пронумерованный, размещается в конце текста в алфавитном порядке;

– библиографические ссылки приводятся внутри текста в квадратных скобках, например: [2, с. 15–16];

– ссылка на интернет ресурсы: [Электронный ресурс]: описание электронного ресурса и документа; URL (адрес страницы в интернете); дата обращения к документу;

– аббревиатуры и сокращения, не являющиеся общепринятыми, должны быть расшифрованы при первом использовании (в скобках);

– примечания, которые автор делает в статье, оформляются в виде постраничных сносок; нумерация сквозная;

– параметры текстового редактора: шрифт Times New Roman, все поля по 2 см; размер 14; межстрочный интервал 1,5; выравнивание по ширине; абзацный отступ 1 см; ориентация листа книжная;

– файл с текстом статьи назвать фамилией автора (всех соавторов).

Приложение 3

 

Требования к иллюстрациям

– изображений, иллюстрирующих текст статьи, должно быть не более пяти;

– изображения должны быть пригодного для печати качества: растровые изображения необходимо отсканировать с разрешением не менее 300 dpi;

– форматы изображения: TIFF; JPEG без сжатия;

– иллюстрации выслать отдельными вложениями, не вставляя в их в текст «word»;

– файлы с иллюстрациями пронумеровать. Проследить, чтобы номер файла с иллюстрацией строго соответствовал развернутой подписи к иллюстрации;

– развернутые подписи к иллюстрациям должны включать: имя, фамилию автора; название (произведения искусства, архитектурного объекта, фотографии и т.д.), год создания, материал (технику), местонахождение

– список подписей к иллюстрациям, желательно оформленный в виде таблицы, выслать отдельным вложением.

 

 

Пример

оформления подписей к иллюстрациям

Ф.И.О. автора (соавторов) статьи

ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СТАТЬЕ

Номер файла

с иллюстрацией

Развернутая подпись

к иллюстрации

1_

1_Харис Якупов

Портрет М. П. Девятаева.

1971

Холст, масло

Из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

2_

 

 

2_Харис Якупов

Хенде хох! По рассказу разведчика.

1944

Бумага, карандаш

Из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

3_

3_ Вениамин Пинчук

Памятник Л. Н. Толстому

1949

Бронза

Казань

4_

4_ Юрий Григорьев

Игорь Вулох в Новгороде

Новгород, 1960

Фотография

Из архива семьи Игоря Вулоха, Москва

 

 

Приложение 4

Дополнительная информация

Сайт ГМИИ РТ: www.izo-museum.ru

Телефон приемной ГМИИ РТ: (843) 236 69 21

Факс ГМИИ РТ: (843) 236 91 84.

Почтовый адрес ГМИИ РТ: 420015, Казань, ул. Карла Маркса, д. 64