Глубокоуважаемые коллеги и друзья!
Приглашаем вас принять участие в работе 5-ой Международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства», которая состоится 28 октября – 1 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге. Этот ежегодный научный форум, организованный в рамках договора о сотрудничестве между Санкт-Петербургским государственным университетом и Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова совместно с Государственным Эрмитажем, посвящен обсуждению актуальных вопросов теории и истории изобразительного искусства и архитектуры, а также проблемам взаимодействия русской и иных национальных художественных культур.
Ведущая тема конференции 2014 года «Образы классической древности. Искусство античного мира и его наследие в мировой художественной культуре». В работе пленарного заседания и секций особое внимание будет уделено рассмотрению проблем, связанных с феноменом искусства и художественной культуры античного мира, а также трансформацией классического наследия в процессе сложения европейской художественной системы ценностей.
В рамках работы конференции предполагается проведение пленарного заседания «Античность сквозь века. Возраст актуальности» с участием ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области истории античного искусства и предусмотрена работа следующих секций: «Классическая древность и мир вокруг Эллады», «Классическое наследие в искусстве Византийской ойкумены и за ее пределами», «Гармония классики под сводами Древней Руси», «Античность на рёбрах европейского Средневековья», «Искусство античного мира в зеркале Ренессанса», «Западноевропейское искусство XVII–XIX вв. – судьба классической традиции от образца к интерпретации», «Отечественное искусство XVIII в. Античные фантазии эпохи Просвещения», «Отечественное искусство XIX–XX веков и античность: русский взгляд», «Искусство XX–XXI вв. Лики классической древности в лабиринте современности».
По итогам работы секционных заседаний намечено проведение дискуссионного Круглого стола по темам, актуальным в сегодняшней искусствоведческой научной и музейной практике.
Важнейший принцип в работе нашей конференции – это открытость и обращение не только к специалистам в области искусствознания, но и к самой широкой аудитории. Именно поэтому в нашей конференции предусмотрен важный формат участия в качестве слушателей. Поскольку мероприятия будут проходить на нескольких площадках, в том числе и в залах Эрмитажа, всем участникам потребуется пропуск. Самый удобный вариант его получения - регистрация на сайте конференции (регистрация участников) в период с 1-го по 26 октября. Для Вас приготовят именной пропуск-бейдж, который можно будет получить перед началом пленарного заседания в Эрмитажном театре или в другом месте по отдельной договоренности. Программу конференции и более подробную информацию смотрите на официальных сайтах конференции: http://actual-art.spbu.ru и http://actual-art.org/
Оргкомитет конференции
Санкт-Петербургский государственный университет
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Государственный Эрмитаж
V
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Санкт-Петербург, 28 октября - 1 ноября 2014 г.
АННОТАЦИЯ
1. Партнеры-организаторы: СПбГУ, МГУ имени М. В. Ломоносова, Государственный Эрмитаж
2. Статус: международная
3. Общее число участников: 229
4. Сроки: продолжительность – 5 дней (28 октября –1 ноября 2014 года)
5. Место проведения: Мероприятия в течение пяти дней будут проводиться на различных площадках СПбГУ и Государственного Эрмитажа (подробнее о времени проведения и программе см. на сайте конференции -
http://www.actual-art.spbu.ru)
6. Аннотация: Пятая международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искус-ства» - этот ежегодный научный форум, организованный в рамках договора о сотрудничестве между Санкт-Петербургским государственным университетом и Московским государственным универси-тетом имени М.В. Ломоносова совместно с Государственным Эрмитажем, посвящен обсуждению ак-туальных вопросов теории и истории изобразительного искусства и архитектуры, а также проблемам взаимодействия русской и иных национальных художественных культур. После того, как два круп-нейших государственных университета России - СПбГУ и МГУ имени М.В. Ломоносова - получили особый статус, проведение совместной научной конференции стало важнейшей вехой на пути взаим-ного сотрудничества ведущих школ искусствознания в нашей стране, до сих пор существовавших в значительной мере изолированно друг от друга.
7. Организационный комитет конференции: Даудов Абдулла Хамидович (председатель), доктор исторических наук, профессор СПбГУ, директор Института истории СПбГУ; Пиотровский Михаил Борисович (сопредседатель), доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, генеральный ди-ректор Государственного Эрмитажа; Карпов Сергей Павлович (сопредседатель), академик РАН, про-фессор, декан исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; Ильина Татьяна Валерьяновна, доктор искусствоведения, Почетный профессор СПбГУ; Цигаридас Евфимиос (Euthymios Tsigaridas), доктор искусствоведения, Почетный профессор Салоникского университета им. Аристотеля; Стево-вич Иван (Ivan Stevović), доктор искусствоведения, профессор Белградского университета; Педоне Сильвия (Silvia Pedone), доктор искусствоведения, доцент Римского университета Ла Сапиенца; Туч-ков Иван Иванович, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой Всеобщей истории искусства Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; Булкин Валентин Александрович, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русского искусства Института истории СПБ-ГУ; Рыков Анатолий Владимирович, доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профес-сор кафедры истории западноевропейского искусства Института истории СПбГУ; Казарян Армен Юрьевич, доктор искусствоведения, заместитель директора по научной работе Государственного ин-ститута искусствознания и НИИТИАГ; Дандамаева Мариям Магомедовна, кандидат исторических наук, ученый секретарь Государственного Эрмитажа; Трофимова Анна Алексеевна, кандидат искус-ствоведения, заведующая Отделом античного мира Государственного Эрмитажа; Жижина Надежда Константиновна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории русского искусства Инсти-тута истории СПбГУ; Доронченков Илья Аскольдович, кандидат искусствоведения, декан факультета истории искусств, профессор кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургского государствен-ного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (Академия художеств), приглашенный профессор Brown University (Университет Брауна, США), Albert-Ludwigs Universitaet, Freiburg (Альберт-Людвиг университет, Фрайбург, Германия); Акопян Заруи Аветисовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории армянского искусства Исторического факультета Ереванского государственного университета; Захарова Анна Владимировна, кандидат ис-кусствоведения, старший научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова; Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна, старший преподаватель кафедры истории русского искусства Института истории СПбГУ; Мальцева Светлана Владиславовна (ответственный секретарь конференции), ассистент кафе-дры истории русского искусства Института истории СПбГУ; Скворцова Екатерина Александровна, кандидат искусствоведения, ассистент кафедры истории русского искусства СПбГУ.
8. Тематика конференции: Ведущая тема конференции 2014 года: «Образы классической древности. Искусство античного мира и его наследие в мировой художественной культуре» предполагает рассмо-трение проблем, связанных с феноменом античного искусства и художественной культуры и трансформацией классического наследия в ходе развития европейской художественной системы ценностей – как в процессе сложения европейской культуры в целом, так и в формировании различных наци-ональных культур. Проблема формообразования, пластическое мышление, создание, воспроизведе-ние и тиражирование выработанных в античности устойчивых композиционных схем, статуарных типов и иных изобразительных решений, их использование художниками разных эпох и регионов, вопросы реконструкции утраченных композиций и их позднейшие интерпретации, копирование и художественные компиляции, античные реминисценции в искусстве Нового времени – это тот широ-кий круг вопросов, которые подвергаются пристальному искусствоведческому анализу. Практически все проблемы, разработанные на материале искусства и архитектуры античности, попадают в дискус-сионное поле и других областей истории и теории изобразительного искусства и в основных своих положениях и аспектах сформировались задолго до настоящего времени. Существенным фактором искусствоведческого исследования следует считать то, что на пути к решению задач, сформулирован-ных в науке об античном искусстве, специалисты используют научный инструментарий и опираются на принципы, лежащие как в границах искусствоведения, так и вне его пределов, привлекая данные смежных дисциплин. Принципиально важно, что за последние десятилетия античность и ее влияние на культуру и искусство последующих веков (повторения, имитации и трансформации) становится одной из магистральных тем историографии, иными словами, одной из наиболее актуальных проблем истории искусства. На конференции будут затронуты как частные вопросы, демонстрирующие приме-ры использования античных образцов, так и общетеоретические проблемы. Предметом рассмотрения окажутся понятия, имеющие основополагающее значение для искусствознания. Начиная с 1960-х гг., в центре внимания ведущих историков и теоретиков искусства оказались проблемы типизации, кате-гории «образца» и «подражания», понятия «новаторство» и «стереотип». Экспансия «классического» как во времени, так и в пространстве, ее трансформация на периферии античного мира, в частности, в колониях, таких как Северное Причерноморье, а также адаптация в культуре стран Средиземноморья, Востока, Центральной Азии, стали основным направлением исследований зарубежных и российских антиковедов второй половины XX – начала XXI века. История реставрации, собирательства, созда-ние музеев в Европе и России также представляет собой отдельный аспект антиковедения, теории и истории культуры в самом широком понимании. Помимо вышеуказанного, в исследованиях, рас-сматривающих материалы и проблематику перечисленных разделов науки, будут представлены темы, касающиеся различных подходов, применяемых в гуманитарных дисциплинах – искусствоведении, археологии, истории и классической филологии. В работе пленарного заседания и секций особое вни-мание будет уделено рассмотрению проблем, связанных с феноменом искусства и художественной культуры античного мира, а также трансформацией классического наследия в процессе сложения ев-ропейской художественной системы ценностей.
9. Основные задачи конференции: Организаторы конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства» видят свою задачу в том, чтобы проблематика и уровень обсуждения проблем, связанных с заявленным направлением, соответствовал стандартам, принятым сегодня международ-ным научным сообществом, чтобы широта их охвата и глубина проработки отвечала тем современ-ным подходам, которые смогут гарантировать заинтересованность всех, кто причастен к антиковеде-нию, в результатах работы этого научного форума.
10. Актуальная проблематика: В 2014 году приоритетное направление в работе конференции - изучение искусства Древней Греции и Рима и исследование ретроспективных течений в европейском и русском искусстве более позднего времени, в своей первооснове опиравшихся на достижения античного мира. В силу того, что наследие античности составляет базис всей европейской культуры, исследования в об-ласти истории античного искусства остаются в числе актуальных и значимых уже на протяжении двух столетий. Последние десятилетия отмечены не только всплеском интереса к античной культуре как таковой, но и пристальным вниманием к исследованию мощных пластов европейской культуры, ори-ентированных на античность. Антиковедение как обширная область знаний сегодня подразумевает не только изучение первоисточника, но и включение в сферу своей компетенции науку об античности. Собственно, именно новые исследования в этой области формируют наши сегодняшние представ-ления о побудительных мотивах и принципиальных положениях художественных течений Нового времени, творцы и теоретики которых полагали мир классической древности во всём его многообра-зии неиссякаемым источником и непреложным образцом творческого вдохновения, определявшего
4 лицо культуры в целом. Проникновение в сущностные материи и явления искусства невозможно без изучения интерпретации, условий и характера переработки и созидания нового на базе старых до-стижений – это мэйнстрим современной искусствоведческой, историко-культурной и философской мысли. Именно поэтому на конференции 2014 года предполагается не ограничивать спектр обсужда-емых проблем теми, которые непосредственно касаются искусства Древней Греции, Рима, Северного Причерноморья и других регионов античной ойкумены. По замыслу организаторов, на секционных заседаниях предстоит заслушать и обсудить материалы искусствоведческих и историко-культурных исследований, посвящённых античной составляющей в культуре и искусстве Византии, европейского и русского Средневековья, искусства XVII–XVIII и XIX – первой половины XX в. Полноты представле-ния о современном состоянии дел в науке об античности и антикизирующих направлениях в культуре послеантичного времени можно достичь лишь при условии объединения усилий специалистов раз-ного профиля – искусствоведов, археологов, филологов-классиков и других. К участию в работе кон-ференции 2014 года, таким образом, приглашены и молодые, и опытные сотрудники искусствоведче-ских кафедр исторических факультетов СПбГУ, МГУ, искусствоведы из вышеназванных организаций, а также коллеги других исторических специальностей – археологии, истории Древней Греции и Рима, классической филологии и истории философии в лице представителей филологического факультета и Института философии СПбГУ.
11. План основных мероприятий: В рамках работы конференции предполагается проведение пленар-ного заседания «Античность сквозь века. Возраст актуальности» с участием ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области истории античного искусства и предусмотрена работа следующих секций:
- «Классическая древность и мир вокруг Эллады»
- «Классическое наследие в искусстве Византийской ойкумены и за ее пределами»
- «Гармония классики под сводами Древней Руси»
- «Античность на рёбрах европейского Средневековья»
- «Искусство античного мира в зеркале Ренессанса»
- «Западноевропейское искусство XVII–XIX вв. – судьба классической традиции от образца к интерпре-тации»
- «Отечественное искусство XVIII в. Античные фантазии эпохи Просвещения»
- «Отечественное искусство XIX–XX веков и античность: русский взгляд»
- «Искусство XX–XXI вв. Лики классической древности в лабиринте современности»
По итогам работы секционных заседаний намечено проведение дискуссионного Круглого стола по те-мам, актуальным в сегодняшней искусствоведческой научной и музейной практике:
- «Изобразительное искусство и архитектура внутри и вне классического наследия»
- «Современное искусство в старом музее. Обсуждение концептуальных экспозиционных проектов: Л. Буржуа и Дж. Б. Пиранези и Арт-объекты в рамках программы Манифеста-2014»
В рамках конференции состоится презентация четвертого сборника научных статей с материалами конференции 2013 г. Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой – СПб.: НП-Принт, 2014. – 594 с.
Помимо слушания и обсуждения докладов во время конференции будут проведены и другие меро-приятия, представляющие иные аспекты профессиональной подготовки искусствоведов и пути ее ре-ализации. В первую очередь, это интерактивный проект фотовыставки «Античность сквозь века и пространства». На ней будут представлены фотографии, сделанные преподавателями и студентами СПбГУ во время экспедиций, организованных по инициативе искусствоведческих кафедр СПбГУ и МГУ имени М.В. Ломоносова.
Важной частью конференции являются специализированные занятия в ведущих музеях Петербурга (Государственный Эрмитаж, Музей истории Санкт-Петербурга, Музей четырех соборов) и пригоро-дов (музеи-заповедники «Павловск» и «Царское Село»), подготовленные совместными усилиями коллег из музеев и университетов. Для участников конференции, в основном специалистов по средневеко-вому искусству, выездной семинар в Новгороде Великом (1 ноября) будет уникальной возможностью познакомиться с выдающимися памятниками древнерусского искусства. Комментарии специалистов — научных сотрудников новгородских музеев и реставрационных мастерских, преподавателей СПбГУ и МГУ — обсуждение связанных с осмотренными памятниками научных проблем будут интересны как для иностранных, так и для русских участников конференции.
В числе задач семинаров не только познакомить иностранных и иногородних гостей конференции с памятниками и коллекциями Санкт-Петербурга и Великого Новгорода, но и продемонстрировать нашим студентам и аспирантам самый востребованный вариант практического применения искус-ствоведческих навыков. Популяризация знаний по истории искусства и подготовка профессионалов в научной, преподавательской, музейной, экскурсионной деятельности представляются организаторам одной из приоритетных задач высшего образования.
12. Статистика конференции: общее число участников 229
13 Страны-участницы: 24 Австрия, Армения, Бельгия, Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Грузия, Израиль, Испания, Италия, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Рос-сия, Сербия, США, Турция, Украина, Франция, Чехия
14. СПбГУ 6 факультетов: 52 чел. (Институт истории; Институт философии, Филологический факуль-тет, Факультет свободных искусств и наук; Факультет искусств, Биологический факультет)
15. Зарубежных коллег: 64
16. Зарубежные ВУЗы и организации: 60 (Афинская Академия наук (Греция); Министерство куль-туры и спорта Греции; Римские университеты Ла Сапиенца (Италия); Университ Тор Вергата (Ита-лия); Венский университет (Австрия); Оксфордский университет (Великобритания); Парижский университет (Сорбонна, Франция); Болгарская Академия наук (Болгария); Даремский университет (Великобритания); Институт византийских и современных греческих исследований (Австрия); Фрай-бургский университет Альберта-Людвига (Германия); Гановерский Университет, шт. Нью-Гэмпшир (США); Дартмут Колледж, шт. Нью-Гэмпшир (США); Йельский университет (США); Юго–восточный университет, Техас (США); Институт истории искусств общества Макса Планка (Рим); Университета г. Хельсинки (Финляндия); Урбинский университет имени Карло Бо (Италия); Падуанский универси-тет (Италия); Второй университет Неаполя (Италия); Стамбульский университет (Турция); Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко (Украина); Кёльнский университет (Германия); Гёттингенский университет имени Георга-Августа (Германия); Берлинский университет имени Гум-больдта (Германия); Бранденбургская академия наук и искусств (Германия); Марбургский универси-тет имени Филиппа (Германия); Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте (Гер-мания); Афинский национальный университет имени Каподистрии (Греция); Эллинский Открытый университет (Афины, Греция); Университет имени Аристотеля в Салониках (Греция); Институт архе-ологии Пароса и Кикладских островов (Греция); Мадридский университет Комплутенсе (Испания); Национальная академия наук Республики Армения (Армения); Ереванский государственный универ-ситет (Армения); Национальный университет дистанционного образования (Испания); Автономный университет Барселоны (Испания); Везувианский институт археологии и гуманитарных исследований (Италия); Университет Вестминстер, Лондон (Великобритания), Рижский технический университет (Латвия); Неймегенский университет имени св. Радбода (Нидерланды); Польский институт истории мирового искусства в Варшаве (Польша); Торуньский университет имени Николая Коперника (Поль-ша); Белградский университет (Сербия); Католический университет Лёвена (Бельгия); Уорикский уни-верситет (Великобритания); Эссекский университет (Великобритания); Гамбургская высшая школа изобразительного искусства (Германия); Тбилисская государственная академия художеств (Грузия), Национальный научный центр по истории грузинского искусства и охраны памятников имени Г. Чу-бинашвили (Грузия); Иерусалимский университет гебраистики (Израиль); Дирекция музеев, выставок и образовательных программ (Греция); Институт Балканских исследований (Болгария); Центр Фрако-логии; Фонд реставрации древних Стабий (Италия); Национальный центр охраны памятников, Ско-пье (Македония); Институт древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца (Армения); Израильское управление по делам древностей, Иерусалим (Израиль); Научно-технологический иссле-довательский совет Турции (Турция); Библиотека Герциана, Рим (Италия); Витрувианский научный центр в Фано (Италия); Музей и Галерея Боргезе, Рим (Италия)
17. Российские участники: 164 из 10 городов (СПб, Москвы, Екатеринбурга, Великого Новгорода, Казани, Нижнего Новгорода, Ростова, Ростова-на-Дону, Саратова, Тольятти)
18. Российские ВУЗы: 26 СПбГУ; МГУ имени М.В. Ломоносова; Санкт-Петербургский государствен-ный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена; Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им А.Л. Штиглица; Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна; Институт бизнес-ком-муникаций; Санкт-Петербургский университет кино и телевидения; Санкт-Петербургский государ-ственный политехнический университет; Санкт-Петербургский гуманитарный университет про-фсоюзов; Европейский университет в Санкт-Петербурге; Институт телевидения, бизнеса и дизайна, Санкт-Петербург; Институт истории искусств, Санкт-Петербург; Русская Христианская Гуманитарная Академия; Московская Государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строга-нова; Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова; Московский архитектурный институт (государственная академия) МАРХИ; Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова; Москов-ский Педагогический Государственный Университет; Православный Свято-Тихоновский Гуманитар-ный Университет; Российский Государственный Гуманитарный Университет; Нижегородская Государ-ственная Консерватория (Академия) имени М.И. Глинки; Ростовский Государственный Университет путей сообщения; Южный федеральный Университет; Кубанский Государственный Университет; То-льяттинский государственный университет
19. Российские организации: 25 Государственный Эрмитаж; Государственный Русский музей; Музеи Московского Кремля; Государственная Третьяковская галерея; Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской Академии архитектуры и строитель-ных наук, Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ, Москва; НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии Художеств; Ассоциация искус-ствоведов — АИС; Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, Москва; Институт истории материальной культуры РАН; Музей-квартира И.И. Бродского; Научно-исследовательский музей Российской академии художеств; Научная библиотека Российской академии художеств (ФГБНУ РАХ); Санкт-Петербургский филиал Архива РАН; НИИ «Спецпроектреставрация», Санкт-Петербург; Центральный Военно-Морской музей, Санкт-Петербург; Екатеринбургский музей изобразительных искусств; Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева; Bibliotheca Classica Petropolitana — Античный кабинет; ГТРК «Культура»; Школа живописи «Мир искусств»; Центр восточнохристианской культуры; Фонд «Русский художественный мир»; Генеральное консуль-ство Бельгии в Санкт-Петербурге; Музей Фаберже, Галерея «Арт Холдинг Т.Н.» аильское управление по делам древностей, Иерусалим (Израиль); Научно-технологический иссле-довательский совет Турции (Турция); Библиотека Герциана, Рим (Италия); Витрувианский научный центр в Фано (Италия); Музей и Галерея Боргезе, Рим (Италия)