Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления


Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в Международной конференции молодых специалистов «Актуальные проблемы теории и истории искусства», которая пройдет 24-27 ноября на историческом факультете
МГУ имени М.В. Ломоносова

 

Вход в Шуваловский корпус 24-26 ноября будет осуществляться по списку. .

Желающие посетить конференцию могут прислать свои данные для составления списка: фамилии, имена и отчества до 16.11.11 (включительно) по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Схему проезда и расположения аудиторий исторического факультета МГУ можно посмотреть здесь:

http://www.hist.msu.ru/Admin/map.htm

http://www.hist.msu.ru/Admin/rooms.htm


Москва, 24-27 ноября 2011 г.

ПРОГРАММА

МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА

© Егор Кошелев. «АКМЭ». 2008. Галерея «Regina», Москва

Международная конференция молодых специалистов «Актуальные проблемы теории и истории искусства» ежегодно проводится совместно отделением истории и теории искусства исторического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова и отделением искусствоведения исторического факультета СПбГУ.

 

В 2011 г. конференция проходит 24-27 ноября на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова

по адресу: Москва, Ломоносовский проспект д. 27 к. 4, Шуваловский корпус МГУ

Начало утренних заседаний в 10.00, дневных в 14.00

Заседания проходят в аудиториях Д 5 и Е 621

Вход в здание по списку по предъявлении паспорта


24 ноября

9.30. Регистрация участников конференции

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

10.00–15.00. Аудитория Д 5

Председатели: Тучков Иван Иванович, Салиенко Александра Петровна

Карпов Сергей Павлович (член-корр. РАН, декан исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова). Приветственное слово.

Тучков Иван Иванович (заведующий кафедрой всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова). Приветственное слово.

Салиенко Александра Петровна (заместитель заведующего кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова). Приветственное слово.

Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна (старший преподаватель кафедры истории русского искусства исторического факультета СПбГУ). Приветственное слово.

Хачатуров Сергей Валерьевич (доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова). О картине «АКМЭ».

Налимова Надежда Анатольевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Классические Афины до «эпохи Перикла»: утраченные архитектурные и живописные памятники.

Valentina Cantone (University of Padua). A Study on the Illuminated Manuscripts from the Parchment to the Digital Library Online: Report on a Project Financed by the European Social Funds.

Захарова Анна Владимировна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Византийская живопись второй половины X – начала XI в. по миниатюрам рукописей.

Silvia Pedone (“Tor Vergata” University, Rome). Visual Effects and Visual Infection in Islamic and Byzantine Champlevé Sculpture.

Мальцева Светлана Владиславовна (СПбГУ). О проблеме балканских влияний и параллелей в древнерусской архитектуре.

12.00–12.30. Перерыв

Расторгуев Василий Алексеевич (МГУ имени М.В. Ломоносова). Границы искусства: макет и технический рисунок Раннего Нового времени в Европе.

Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна (СПбГУ). Деятельность Ф.-В. Бергхольца в Германии: пути формирования коллекций архитектурных чертежей в XVIII в.

Чежина Юлия Игоревна (СПбГУ). Образ всадницы в русской культуре XVIII в. К типологии конного портрета.

Клюшина Елена Витальевна (СПбГУ). Иллюстрированный журнал L’Assiette au beurre и его образно-художественное своеобразие.

Салиенко Александра Петровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Тема «memento mori» в русской живописи 1920–1930-х гг.

Ванеян Степан Сергеевич (МГУ имени М.В. Ломоносова; ПСТГУ). Документ, монумент, произведение. Образы искусства в науке об искусстве.

17.00. Экскурсия в ГМИИ имени А.С. Пушкина.


25 ноября

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА

10.00–13.00. Аудитория Д 5

Председатели: Никулина Наталья Михайловна, Налимова Надежда Анатольевна

Звонков Олег Сергеевич (МГХПА имени С.Г. Строганова). Алебастровые предметы из гробницы Тутанхамона.

Кишбали Тамаш (МГУ имени М.В. Ломоносова). Погребальные сооружения Карии IV в. до н.э.

Могилевская Екатерина Владимировна (СПбГУ). К проблеме датировки группы боспорских акварельных пелик из собрания Государственного Эрмитажа.

Васько Дмитрий Сергеевич (СПбГУ). К истории фальсификаций древнегреческой расписной керамики.

Журбина Екатерина Викторовна  (МГУ имени М.В. Ломоносова). История Амура и Психеи в древнеримском изобразительном искусстве.

Петрова Любава Дмитриевна (ЕУ СПб). Фрески бань Замка Кусейр Амра. Аспекты перцепции арабо-мусульманской культурой античного наследия.

Кирюшкина Екатерина Владимировна (НИИ РАХ; Институт истории искусств во Флоренции). Особенности формирования и развития декора дворцовой архитектуры мусульманской Испании.

 

РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII В.

10.00–13.00. Аудитория Е 621

Председатель: Карев Андрей Александрович

Бердыева Айгуль Мухамедгельдыевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Образ воды в портрете петровского времени.

Северцева Инга Валерьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Никольский храм села Руднево Тульской губернии – памятник русской архитектуры первой половины XVIII в.

Баранов Петр Леонидович (МГУ имени М.В. Ломоносова). К вопросу об особенностях иконостаса  церкви Климента папы Римского на Пятницкой улице в Москве

Отришко Александра Олеговна (СПбГУ). Графика Антона Павловича Лосенко (1737-1773): иностранные влияния и национальное своеобразие.

Крайний Алексей Владимирович (СПбГУ). К вопросу о композиции пятиглавия в храмовой архитектуре Санкт-Петербурга XVIII в.

Сурова Анна Александровна (СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина). Влияние западноевропейских образцов на русскую монументальную живопись синодального периода на примере храмов Тверской области.

Юровецкая Анастасия Владимировна (МГУ имени М.В. Ломоносова; ГосНИИР). Произведения на религиозные сюжеты в творчестве Сальватора Тончи.

 

ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

14.00–19.30. Аудитория Д 5

Председатели: Попова Ольга Сигизмундовна, Захарова Анна Владимировна

Графова Мария Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Апсида церкви Санта Мария Антиква и связанные с ней историографические проблемы.

Щербакова Александра Валерьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Пространство кафоликона Осиос Лукас в Фокиде и его возможный прототип – храм свв. Сергия и Вакха в Константинополе.

Фрезе Анна Андреевна (СПбГУ). Соотношение периферии и основного ядра храмов в византийской и древнерусской архитектурных традициях: о применимости термина «пятинефный» к памятникам IX–XII вв.

Гринберг Мария Владимировна (МГУ имени М.В. Ломоносова; ГосНИИР). Минологий Син. гр. 9 и рукописи его круга.

Макарова Анна Львовна (Государственный институт искусствознания). Фрески алтарной апсиды церкви Рождества Богородицы в Бетании (Грузия): стиль живописи и проблема датировки.

Овчарова Ольга Владимировна (МГУ имени М.В. Ломоносова). История изучения фресок Нерези (иконографический аспект).

Скобцова Дарья Александровна (Межобластное научно-реставрационное художественное управление). Образы святых князей Бориса и Глеба в росписи Спасо-Преображенского собора Евфросиньева монастыря в Полоцке.

16.30–17.00. Перерыв

Веремьёва Алеся Валерьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Икона Богоматери «Бенедиктинок» из собора в Андрии и некоторые другие памятники византийской иконописи в Южной Италии. Проблема художественных взаимосвязей Востока и Запада в период около 1200 года.

Lorenzo Riccardi (“La Sapienza” University, Rome). Between West and East: on some Unknown Panels of the 13th–14th cc. in Latium (Italy).

Белова Ольга Дмитриевна (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства). К вопросу о стиле миниатюр  одной византийской рукописи конца XIII в. (РНБ, греч. 101).

Marka Tomić Djurić (University of Belgrade; Institute for Balkan Studies, Serbian Academy of Sciences and Arts). The Fresco Ensemble above the South Entrance at Markov Manastir.

Ханько Вера Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Икона «Воскрешение Лазаря» из ГРМ в контексте развития поздневизантийской живописи.

Немыкина Елена Александровна (СПбГУ). Региональная специфика и проблемы влияний в средневековой болгарской архитектуре на примере памятников города Несебра.

Miloš Živković (University of Belgrade). Between Russian and Western European Models: the Serbian Manuscript of Christian Topography of Cosmas Indicopleustes Reconsidered.

Giovanni Gasbarri (“La Sapienza” University, Rome). Byzantium in Objects and Objects from Byzantium. Doubts, Fakes and Misunderstandings in Historiography at the Turn of the 20th Century.

 

ЗАПАДНОЕ ИСКУССТВО XIX–XX ВВ.

14.0019.00. Аудитория Е 621

Председатели: Турчин Валерий Стефанович, Ванеян Степан Сергеевич

Скворцова Екатерина Александровна (СПбГУ). Иллюстрации Дж.А. Аткинсона к «Горестям человеческой жизни» Дж. Бересфорда и «Резчику…» А.Б. Эванса.

Гойхман Елена Григорьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова; ГМИИ им. А.С. Пушкина). Особенности восприятия и интерпретации классической традиции в восточных сюжетах Эжена Делакруа 1830–1840-х гг.

Челован Анастасия Евгеньевна (СПбГУ). Мариано Фортуни как представитель импрессионизма в Испании.

Петухова Елена Андреевна (СПбГУ). Жюль Шере и «Les Maîtres de l’affiche».

Мищук Анна Юрьевна (СПбГУ). Роль античного наследия в скульптурном и графическом творчестве Аристида Майоля.

Зарубина Анна Дмитриевна (СПбГУ). Амедео Модильяни и проблема взаимодействия средств художественной выразительности.

Муромцева Ольга Валерьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Роль художественного объединения «Новеченто итальяно» в процессе формирования тоталитарного искусства в Италии.

16.30–17.00. Перерыв

Алёшина Дина Николаевна (СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина). Британская абстрактная живопись школы Сент-Айвз. Проблема русских влияний.

Григораш Алёна Владимировна (МГХПА имени С.Г. Строганова). Гезамткунстверк: к истории понятия в немецкой историографии.

Торопыгина Марина Юрьевна (Российский институт культурологии). Атлас Мнемозина: non finito в истории искусства.

Разгулина Мария Викторовна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Психоанализ и теория архитектуры. К вопросу о междисциплинарном подходе к теории искусства.

Зоря Алина Алексеевна (СПбГУ). Типология цитирования в искусстве второй половины XX в.

Ван дер Вестэйзен Валерия Олеговна (СПбГУ; ГРМ). Особенности современной живописи аборигенов Австралии.


26 ноября

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО

10.00–13.00. Аудитория E 621

Председатели: Смирнова Энгелина Сергеевна, Преображенский Александр Сергеевич

Ёлшин Денис Дмитриевич (ГЭ). Зодчество Переяславля Южного XI–XII вв.: школа или артель?

Манукян Анна Михайловна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Иконографическая программа южных дверей собора Рождества Богоматери в Суздале. Некоторые замечания.

Морозова Екатерина Ивановна (МГУ имени М.В. Ломоносова, ВХРНЦ им. И.Э. Грабаря). Полихромные зооморфные инициалы в московских рукописях конца XV в.

Трушникова Адександра Вадимовна (СПбГУ). Бесстолпные храмы Пскова конца XIV – начала XVI в. К вопросу о балканских аналогах.

Тычинская Полина Александровна (Государственный институт искусствознания). Образ конного архангела в византийском и поствизантийском искусстве и его связь с русской иконографией «Архангел Михаил – грозных сил воевода».

Найдёнова Дарья Вадимовна (СПбГУ). Изображение святого Христофора на боковых вратах иконостаса как иконографический феномен.

Абраменко Наталья Михайловна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Образы святых князей Бориса и Глеба в искусстве конца XVI – начала XVII в. Патрональная тема в искусстве времени Бориса Годунова.

Мельникова Светлана Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова; ЦМиАР). К проблеме западноевропейских образцов пейзажных фонов русских икон второй половины XVII в.

Трапезникова Анастасия Сергеевна (СПбГУ). К вопросу о духовных и эстетических ориентирах современных иконописцев.

 

РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX – НАЧАЛА XX В.

10.00–13.00. Аудитория Д 5

Председатель: Алленов Михаил Михайлович

Кустова Анна Евгеньевна (Государственный литературный музей). Отечественная война 1812 года и Первая мировая война в карикатуре.

Павлова Анна Леонидовна (НИИ РАХ). Церковные росписи XIX в. в России: отражение столичных стилистических процессов в многообразии направлений провинциальной монументальной живописи.

Евсеева Екатерина Дмитриевна (МГУ имени М.В. Ломоносова; ГТГ). Новые материалы к биографии художника И.В. Бугаевского-Благодарного.

Варламова Александра Андреевна (СПбГУ). Погодинская изба: к вопросу о первоначальном облике.

Катрунова Елена Игоревна (СПбГУ). Проект реконструкции церкви Успения Богородицы на Сенной площади Д.А. Бутырина.

Мирошина Екатерина Олеговна (МГХАИ  им. В.И. Сурикова; реставрационное предприятие "Гион"). Монументальная церковная живопись конца XIX – начала XX в. Исследование основных тенденций и направлений в храмовых программах  росписей и отдельных композициях.

Малышева Татьяна (Вестфальский Вильгельм-университет, Мюнстер). Раннее творчество Серова в контексте европейской живописи на примере портрета Ольги Трубниковой 1886 г.

Ахмерова Эльмира Равилевна (МГУ имени М.В. Ломоносова; ГТГ). Портретное искусство стиля модерн в России и Европе.

 

РУССКОЕ ИСКУССТВО XX В.

14.00–18.30. Аудитория Д 5

Председатели: Салиенко Александра Петровна, Хачатуров Сергей Валерьевич

Данилова Нина Леонидовна (СПбГУ). Декоративные мотивы венского Сецессиона в архитектуре петербургского модерна.

Молоткова Юлия Юрьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Витраж в московской архитектуре эпохи модерн.

Эфрусси Татьяна Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова; Музей МАРХИ). Баухауз на выставках в СССР. 1924–1932.

Басс Вадим Григорьевич (ЕУ СПб). «Отряд забывчивых метафор». К вопросу о прагматике классической формы в отечественной архитектуре XX – начала XXI в.

Гощанская Ольга Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Влияние немецкой и французской художественных школ на становление рисунка в творчестве Константина Истомина.

Манашерова Ивета Робертовна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Три неизвестных ранних альбома Марка Шагала. 

16.0016.30. Перерыв

Кораблёва Ксения Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Николай Купреянов. Стилистическая эволюция.

Аббасова Галина Эльбрусовна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Свет и цвет в творчестве художников Узбекистана 1920–1930-х гг.

Фурман Ольга Владиславовна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Лик – лицо – маска в фигуративной живописи Малевича 1928–1933 гг. К проблеме образности в искусстве русского авангарда.

Бобкова Лариса Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Живопись Б.Ф. Рыбченкова. К проблеме неофициального искусства 1930-х гг.

Михайлова Людмила Валерьевна (СПбГУ). Художники журнала «Костер»: к вопросу об эволюции отечественной детской журнальной графики.

Смирнова Ксения Вячеславовна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Мемориалы героям и жертвам Великой Отечественной войны. Искусство 60–70-х гг. и мемориальное строительство: точки пересечения.

ЗАПАДНОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

14.0018.30. Аудитория E 621

Председатели: Дажина Вера Дмитриевна, Расторгуев Василий Алексеевич

Коваленко Наталья Александровна (Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия). Сиенская живопись 1260–1300 гг.  Особая роль и место изображений Богоматери.

Мусурок Марина Львовна (СПбГУ). Город внутри и вне стен. Анализ миниатюр братьев Лимбургов из часословов герцога Беррийского.

Тараканова Екатерина Ивановна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Итальянская капелла XV в. и театр.

Лопухова Марина Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). “Sacris superis initiati canunt”: идея избранности в декорации капеллы Строцци в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции.

Верховская Елена Григорьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Музыка как символ власти. Итальянские синьории и музыкальные сюжеты в живописи Италии XV – начала XVI в.

Титова Елизавета Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова; ГИМ). Античные купольные постройки Рима в интерпретации архитекторов Возрождения.

16.00–16.30. Перерыв

Алешин Павел Алексеевич (МГУ имени М.В. Ломоносова). Произведения искусства в поэзии Аньоло Бронзино.

Рогозина Анастасия Андреевна (Санкт-Петербургская академия театрального искусства). Хуан Фернандес Наваррете Эль Мудо как представитель школы живописи Эскориала.

Прохорцова Мария Максимовна (СПбГУ). Распятия в творчестве Франсиско Сурбарана. Истоки и специфика иконографии.

Прикладова Мария Александровна (СПбГУ). Творчество Педро де Мены в контексте испанской барочной скульптуры второй половины XVII в.

Куркина Ана-Теодора Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Формирование архитектурного стиля Брынковяну и его распространение на территории Дунайских Княжеств в период с 1688 по 1730 г.

Дмитриева Дарья Андреевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). «Английское» и «французское» в языке политической сатиры Уильяма Хогарта.

18.30. Аудитория Д 5. Подведение итогов конференции

19.00. Аудитория Е 621. Презентация 1 выпуска Сборника научных статей «Актуальные проблемы теории и истории искусства»

27 ноября. Посещение Музеев Московского Кремля и Государственной Третьяковской галереи.