Имя Игоря Витальевича Савицкого (1915 – 1984) для истории собирательства русского изобразительного искусства ХХ века, - стоит в ряду важнейших и незабываемых. Киевлянин по месту рождения, москвич по годам становления и формирования личности, нашел иное место на Земле, по его персональной версии - лучшее. Это развалины Древнего Хорезма и пустыни Каракумов.
По истечении более четверти века со дня ухода его из жизни масштаб и значение сохраненного им культурно-исторического наследия страны позволяет говорить о Савицком в превосходных степенях. За неполные двадцать лет руководства музеем в Нукусе, основателем которого он стал, ему удалось сформировать крупнейшую по охвату имен и выдающуюся по качеству коллекцию произведений художников 1920-1930-х гг. Несколько десятков тысяч единиц хранения, составивших фонд музея, сегодня носящего его имя, представляют впечатляющую панораму художественной жизни страны в эпоху меж двух войн. Коллекция Савицкого, в отличие от других значительных коллекций своего времени (к примеру – Георгия Костаки) носит характер не личностного субъективного вкуса собирателя, а преследует цели всеобъемлющего научного подхода к изучению художественных течений. Фундамент этого исследования - не единичные образцы искусства отдельных групп художников, а монографический обзор по каждому из них, что позволяет делать выводы и обобщения, проводить сравнительный анализ, оценивая индивидуальный творческий почерк и метод художников поколения 1920-х годов.
Глубокое знание мировой истории культуры, безупречный вкус и чутье к находкам, человеческая порядочность и благородство, а также беспредельная любовь к произведениям искусства, невзирая на регалии и степени славы авторов: будь то картина Фалька или изысканный коврик работы безвестного каракалпакского мастера, - все это позволило Савицкому найти, сохранить и, таким образом, сделать незыблемыми для будущих поколений важные вехи культур народов России и Каракалпакстана.
Фигура Савицкого вызывает пристальный интерес далеко за пределами страны, формулируя разный подход и оценку его деятельности. В этих трактовках, к сожалению, нередко доминирует «идеологический» подтекст, артикулируется позиция музейного деятеля, часто не свойственная ему, навязывается образ «воителя» за свободу и чуть ли не диссидента.
Наша выставка не следует задаче определения места и роли Савицкого в процессе сохранения культурного наследия, она – приношение собирателю, посвятившего свою жизнь подлинному искусству.
Экспозицию выставки формируют произведения из московских частных собраний тех живописцев и рисовальщиков, что были любовно отобраны Савицким в нукусскую «эмиграцию». Так было задумано, чтобы на страницах издания, посвященного этому событию, вместе встретились (хотя бы виртуально) произведения художников из собрания Государственного музея искусств Каракалпакстана и московских частных коллекций.
Бoльшая часть произведений экспонируется и публикуется впервые. Альбом содержит ценные сведения о жизни и творчестве Савицкого как директора музея, так и художника. Впервые воспроизведены его тексты по сохранившимся рукописям, воспоминания его друзей, коллег. Персональные разделы художников включают в себя неизвестные материалы архивов, а также подготовленные специально для данной публикации.
По истечении более четверти века со дня ухода его из жизни масштаб и значение сохраненного им культурно-исторического наследия страны позволяет говорить о Савицком в превосходных степенях. За неполные двадцать лет руководства музеем в Нукусе, основателем которого он стал, ему удалось сформировать крупнейшую по охвату имен и выдающуюся по качеству коллекцию произведений художников 1920-1930-х гг. Несколько десятков тысяч единиц хранения, составивших фонд музея, сегодня носящего его имя, представляют впечатляющую панораму художественной жизни страны в эпоху меж двух войн. Коллекция Савицкого, в отличие от других значительных коллекций своего времени (к примеру – Георгия Костаки) носит характер не личностного субъективного вкуса собирателя, а преследует цели всеобъемлющего научного подхода к изучению художественных течений. Фундамент этого исследования - не единичные образцы искусства отдельных групп художников, а монографический обзор по каждому из них, что позволяет делать выводы и обобщения, проводить сравнительный анализ, оценивая индивидуальный творческий почерк и метод художников поколения 1920-х годов.
Глубокое знание мировой истории культуры, безупречный вкус и чутье к находкам, человеческая порядочность и благородство, а также беспредельная любовь к произведениям искусства, невзирая на регалии и степени славы авторов: будь то картина Фалька или изысканный коврик работы безвестного каракалпакского мастера, - все это позволило Савицкому найти, сохранить и, таким образом, сделать незыблемыми для будущих поколений важные вехи культур народов России и Каракалпакстана.
Фигура Савицкого вызывает пристальный интерес далеко за пределами страны, формулируя разный подход и оценку его деятельности. В этих трактовках, к сожалению, нередко доминирует «идеологический» подтекст, артикулируется позиция музейного деятеля, часто не свойственная ему, навязывается образ «воителя» за свободу и чуть ли не диссидента.
Наша выставка не следует задаче определения места и роли Савицкого в процессе сохранения культурного наследия, она – приношение собирателю, посвятившего свою жизнь подлинному искусству.
Экспозицию выставки формируют произведения из московских частных собраний тех живописцев и рисовальщиков, что были любовно отобраны Савицким в нукусскую «эмиграцию». Так было задумано, чтобы на страницах издания, посвященного этому событию, вместе встретились (хотя бы виртуально) произведения художников из собрания Государственного музея искусств Каракалпакстана и московских частных коллекций.
Бoльшая часть произведений экспонируется и публикуется впервые. Альбом содержит ценные сведения о жизни и творчестве Савицкого как директора музея, так и художника. Впервые воспроизведены его тексты по сохранившимся рукописям, воспоминания его друзей, коллег. Персональные разделы художников включают в себя неизвестные материалы архивов, а также подготовленные специально для данной публикации.